Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

155

 

ЗА РУБЕЖОМ

 

СИТУАТИВНАЯ ТРЕВОГА

И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

У. П. МОРГАН, К. А. ЭЛИКСОН

 

Внимание спортивных психологов традиционно сосредоточивается на связи уровня тревоги спортсменов и качества их выступлений в соревнованиях. Однако по мере роста и развития спортивной психологии увеличивается интерес к обратной постановке вопроса: как влияют физические упражнения на тревожность спортсмена. Оба направления касаются одних и тех же феноменов, но экспериментальные подходы к их исследованию и практические приложения совершенно различны. Первый подход фокусирует внимание на успешности спортивных выступлений и ассоциируется с априорными парадигмами и методами вмешательства, в то время как второй касается здоровья человека и характеризуется последовательными схемами и оценками. Еще одно направление исследований в этой области изучает как здоровье, так и качество выступлений, однако не ограничивается аспектами спортивных достижений и оздоровительного влияния физических упражнений: оно рассматривает здоровье, безопасность, результативность действий лиц, чьи занятия связаны со стрессами и с высоким уровнем риска.

 

СОСТОЯНИЕ ТРЕВОГИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Зависимость между возбуждением и спортивными достижениями в последние годы анализируется с разных точек зрения. Улучшение спортивных показателей путем контроля и управления тревожностью до и во время соревнований находится в центре внимания тренеров, спортсменов и исследователей. Существуют различные методики для увеличения и уменьшения уровня связанного со спортом возбуждения, направленные на то, чтобы помочь спортсмену регулировать вызванные состоянием тревоги физиологические и психологические проявления.

Существует пять теоретических подходов к управлению уровнем возбуждения участников соревнований; они будут рассмотрены ниже.

Теория побуждения. Эта наиболее ранняя теория базируется на исследовании [8] и предсказывает улучшение результативности деятельности с ростом возбуждения. Другими словами, предполагается прямая зависимость между уровнем возбуждения и результативностью. Эта теория служит основанием для наиболее «накручивающих» методов тренеров и спортивных психологов, но до сих пор наблюдения, подтверждающие ее, отсутствуют [11].

Исследование, проведенное У.X. Хаммером [5], включавшее 2300 старшеклассников и студентов-первокурсников, занимавшихся различными видами спорта, опровергает теорию побуждения. Не было обнаружено различий в личностной тревожности, измеренной по шкале Тейлора, у спортсменов, достигавших успеха, не достигавших его и у не занимавшихся спортом обследованных. По У.Х. Хаммеру, согласно теории побуждения, показавшие высокие результаты спортсмены должны были бы проявлять высокую тревожность, в то время как неудачники должны были бы характеризоваться низким уровнем возбуждения. В аналогичном исследовании  [4], охватывавшем 103 борцов, У.Х. Хаммер не нашел различий в уровне тревожности у имевших высокие и низкие достижения в спорте и не занимавшиеся спортом совсем.

В работе [20], где обследовались борцы-студенты, были сделаны наблюдения, также опровергающие теорию побуждения. Тревога у спортсменов измерялась в ходе тренировок, сразу после взвешивания перед крупным соревнованием, за 1 ч перед выступлением

 

156

 

и через 15—30 мин после выступления. Во-первых, все команды, участвовавшие в турнире, обнаружили рост ситуативной тревоги за час до соревнования; другими словами, не было существенных различий в уровне тревоги команд, занявших первое, второе и последующие места, перед выступлением. Во-вторых, сравнение спортсменов с высокой и с низкой тревожностью показало отсутствие большой разницы в успешности выступлений представителей той и другой группы, т.е. успех не был связан с уровнем тревожности.

Теория перевернутого U. Второй теоретический подход к определению уровня возбуждения спортсмена в условиях соревнований основывается на законе Йеркса — Додсона, известном также как теория перевернутого U [32]. Согласно ему, результаты, достигнутые спортсменом, улучшаются по мере роста возбуждения, однако только до определенной точки, после которой увеличение возбуждения ведет к снижению результативности. Д.М. Ландерс [9], рассматривавший экспериментальные данные, подтверждающие или опровергающие эту гипотезу, поддерживает мнение М.Дж. Махони и М. Авенера [10]: «Обнаруживаемые индивидуальные различия в чувствительности к возбуждению дают основания предполагать, что абсолютные значения уровней возбуждения менее важны, чем динамика этих уровней и методы, применяемые спортсменами для контроля ситуативной тревоги перед соревнованием». Популярность теории перевернутого U имеет несколько причин. Во многих публикациях по обучению вождению автомобиля и по спортивной психологии она приводится как установленный факт, и наблюдения над обучением вождению в определенной мере подтверждают ее. Однако существует принципиальное различие между обучением чему-либо и самостоятельным выполнением действия. Данные многих исследований говорят о том, что результаты, полученные для ситуации обучения, не могут распространяться на спорт вообще.

Пороговая теория. Третий подход базируется на концепции порога, или парадоксального дистанционного эффекта [16]. Этот взгляд сходен с теорией перевернутого U в том, что касается роста результатов в зависимости от роста возбуждения до определенного уровня и их ухудшения после его достижения. Пороговая теория, однако, в отличие от теории перевернутого U говорит о резком обратном развитии процесса. Другими словами, в отличие от интервала для оптимального уровня возбуждения, пороговая теория рассматривает его дискретное значение. Этот взгляд основывается на наблюдениях за действием стимуляторов, когда различные вещества (например, лекарственные средства) вызывали рост ресурсов мышц до определенного предела, а затем резко теряли свою эффективность при данной дозировке. Экспериментальные исследования, которые бы подтверждали пороговую теорию, однако, не проводились.

Теория релаксации. Четвертый теоретический подход, наиболее модный в настоящее время, основан на предположении о том, что спокойствие способствует достижению хороших спортивных результатов. Эта модель представляет собой противоположность теории побуждения: акцент делается не на «накручивании», а на процедурах, вызывающих расслабление, с тем чтобы уменьшить напряженность спортсмена перед соревнованием. Убедительные данные, подтверждающие эту теорию, отсутствуют. Кроме того, известно значительное число анекдотических ситуаций, которые, как и теоретические рассуждения, вызывают сомнения в ее справедливости. В последнее время опубликованы и экспериментальные исследования, опровергающие теорию релаксации [6].

Теория оптимального возбуждения. Пятый подход базируется на работе Ю.Л. Ханина [6], в которой высказывается мысль о том, что каждому индивиду присуща «зона оптимального функционирования» (ЗОФ): эффективность деятельности оказывается наилучшей, когда уровень возбуждения находится в пределах ЗОФ. Многие современные спортивные психологи отвергают или игнорируют теорию ЗОФ, принимая ее за повторение теории перевернутого U. Однако эти два теоретических подхода совершенно различны: гипотеза Ю.Л. Ханина не отдает предпочтения среднему уровню возбуждения перед низким или высоким уровнями. Согласно теории оптимального возбуждения, одни спортсмены будут достигать своих наилучших результатов при наивысшем возбуждении, другие — при полном расслаблении, третьи — при умеренном уровне возбужденности. Другими словами, не существует оптимального уровня возбуждения для выполнения определенного задания (например, свободных бросков в баскетболе), но при низком, умеренном или высоком уровне возбуждения действия конкретного спортсмена (в нашем примере — баскетболиста) могут оказаться наиболее эффективными в данных обстоятельствах (при выполнении свободных бросков).

Экспериментальные данные, приводимые Ю.Л. Ханиным в подтверждение этой гипотезы, основаны на ретроспективных и проспективных

 

157

 

оценках по шкале реактивной и личностной тревожности (ШРЛТ), разработанной Ч.Д. Спилбергером [30]. В этом исследовании воспоминания спортсменов (по истечении определенного времени) об уровне тревоги перед соревнованием и их предсказания такового сравнивались с действительно имевшими место значениями. Другими словами, через несколько недель после соревнования спортсмены оценивали свою тревогу за 1—2 ч до выступления. Сравнение этих значений с полученными по ШРЛТ непосредственно перед соревнованием показало высокую их корреляцию (коэффициент корреляции в среднем составлял 0,75). Таким образом, работа Ю.Л. Ханина доказывает на практике то, что спортсмены могут достаточно точно вспомнить свою предсоревновательную тревогу. С другой стороны, прогнозы самооценки продемонстрировали статистически достоверную корреляцию между предсказанным уровнем ситуативной тревожности (по ШРЛТ) и его фактическим значением за 1 — 2 ч до соревнования.

По данным [6], вспоминание предсоревновательной тревоги было более точным в случае связанного с большим стрессом вида выступления (например, упражнения на бревне), чем при менее стрессогенной ситуации (вольные упражнения). Коэффициент корреляции между действительным и оцененным в ретроспективе уровнем тревожности составлял 0,89 и 0,74 соответственно.

Практический вывод из данной теории таков: поскольку уровень ситуативной тревоги весьма различен для разных спортсменов, целью тренера и спортивного психолога должна быть помощь в достижении оптимального уровня «полезной тревоги». Таким образом, задачей является не увеличение или уменьшение возбуждения для данной группы спортсменов, а сосредоточение внимания на оптимальном для каждого индивида уровне предсоревновательной тревоги и помощь в его последовательном достижении.

ЗОФ, по Ю.Л. Ханину, лежит в пределах плюс-минус 4 балла от значения ситуативной тревоги, измеренной по ШРЛТ, при котором спортсмен показывает наивысшие результаты. Предположим, например, что имеются результаты измерения предсоревновательной тревоги бегуна на 5000 м по 25 выступлениям. Предположим так же, что личный наилучший результат спортсменом был достигнут при уровне ситуативной тревожности, равном 60 баллам. ЗОФ для этого бегуна в таком случае составит 56—64 балла по ШРЛТ. Имея данные о 25 забегах, легко определить, действительно ли ЗОФ составляет 60±4 балла. Многочисленные эмпирические данные, полученные Ю.Л. Ханиным, подтверждают валидность методики ЗОФ: коэффициент корреляции между успешностью выступления спортсмена и степенью достижения им ЗОФ за три дня до соревнования составил 0,74. В работе [6] показано, что уровень личностной и ситуативной тревожности во время отдыха и перед соревнованием спортсменов и спортсменок не различался, как этого можно было бы ожидать.

Многие работы по спортивной психологии косвенно подтверждают теорию оптимального возбуждения [13], [20], [24]. Они также убедительно свидетельствуют о кросскультурной валидности ШРЛТ, разработанной Ч.Д. Спилбергером, и ее русскоязычного варианта, предложенного Ю.Л. Ханиным. Полученные в этих исследованиях результаты говорят о бесполезности расслабления в достижении высоких спортивных показателей.

Данные наблюдений за бегунами на дальние дистанции [18], [22], [23] также подтверждают предложенную Ю.Л. Ханиным модель: имевшим высокие показатели бегунам было предложено вспомнить свои ощущения непосредственно перед первым выступлением и в момент выхода на старт. Спортсмены были обследованы по шкале, фокусирующей внимание на соматических, а не на психологических проявлениях [25] в трех ретроспективных аспектах: 1) обычное самочувствие перед соревнованием, 2) самочувствие перед достижением лучшего личного результата, 3) самочувствие перед наихудшим выступлением. Бегуны — мужчины и женщины — не различались по уровню соматического возбуждения перед соревнованиями. Все группы бегунов (от специализирующихся на дистанции 1500 м до марафонцев) характеризовались достоверным ростом возбуждения при всех упомянутых выше ситуациях, однако для некоторых спортсменов предсоревновательное возбуждение не менялось, а для других имело резкий рост. Данные, полученные в этих исследованиях, говорят о том, что процедуры расслабления или «накручивания» привели бы к ухудшению результатов многих бегунов и что необходимо проводить систематический мониторинг для установления индивидуальной ЗОФ спортсмена. Теория оптимального возбуждения и подтверждающие ее экспериментальные данные свидетельствуют об отсутствии корреляции между возбуждением и достигаемыми результатами. Другими словами, гипотеза ЗОФ предлагает привлекательный альтернативный подход к этим факторам, подтверждающий

 

158

 

значение индивидуальных различий.

Кроме того, существуют указания на то, что универсальное применение процедур расслабления у некоторых спортсменов приводит к возникновению «вызванной расслаблением тревоги» и приступов паники [7], [29].

 

ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ И ТРЕВОЖНОСТЬ

 

Данный раздел включает обзор исследований, посвященных  кратковременному успокаивающему влиянию физических упражнений (поскольку сведений о долговременном их эффекте очень мало).

Лица, постоянно занимающиеся физическими упражнениями, говорят о том, что физическая активность дает им хорошее самочувствие. В этом, несомненно, лежит причина их регулярных занятий спортом [16]. Остается, однако, неясным, являются ли физические упражнения сами по себе основой хорошего самочувствия, или они оказывают такое воздействие, будучи лишь отвлечением от различных стрессовых ситуаций в жизни человека [26]. Более того, известно, что около 50 % физически неактивных людей, начав заниматься спортом, через несколько месяцев возвращаются к своему сидячему образу жизни [2], [12], [31]. Причины этого неясны, однако возможно, что тот положительный эффект, который отмечают регулярно занимающиеся физическими упражнениями, не возникает у лиц, прекращающих и возобновляющих занятия спортом. Во всяком случае, важно учитывать, что исследования, посвященные снижению напряжения с помощью физических упражнений, могут быть неточны из-за того, что опубликованные данные по большей части охватывают постоянно занимающихся спортом. Нужно добавить к этому, что есть свидетельства о возникновении панических состояний после физических упражнений у некоторых людей. Гипотеза о вызванной упражнениями тревоге (ВУТ) принята в психиатрии, и опровергающие ее исследования в спортивной психологии основаны исключительно на данных о физически активных лицах [15], [26]. Таким образом, приводимые в настоящей статье данные не обязательно распространяются на тревожных, ведущих сидячий образ жизни людей, и привлечение их к спорту должно осуществляться с осмотрительностью.

Программа исследования. Типичной для исследования влияния физических упражнений на ситуативную тревогу является следующая программа: ШРЛТ применялась к обследуемым на отдыхе, а затем после физической нагрузки различной интенсивности и продолжительности. Наиболее часто в качестве физической нагрузки использовались ходьба или бег продолжительностью 20— 40 мин; интенсивность варьировала от 40 до 80 % максимального потребления кислорода испытуемым. В некоторых случаях применялся сокращенный вариант шкалы ситуативной тревоги Спилбергера (четыре вопроса). Она особенно эффективна, когда необходимо измерить ситуативную тревогу во время или сразу же после большой физической нагрузки [21]. Большая часть исследований включала оценку ситуативной тревоги через 5—10 мин после упражнений; в одном случае определение ее производилось систематически в течение 24 ч; в другом — в течение 3 ч после нагрузки [26].

Результаты. В одной из наиболее ранних работ [15] исследовались 40 взрослых мужчин, ситуативная тревога которых оценивалась по ШРЛТ перед, сразу же после и через 20—30 мин по окончании бега (в течение 45 мин с затратой усилий примерно в 60 % от максимально возможной). Ситуативная тревожность возрастала сразу после упражнения, но значительно и статистически достоверно (р < 0,001) снижалась через 20— 30 мин по сравнению с уровнем, измеренным перед бегом. Полученный результат был подтвержден впоследствии многими другими исследованиями [26], [21]. Иными словами, ситуативная тревожность увеличивается сразу после физической нагрузки, но существенно снижается по истечении короткого времени.

В более позднем исследовании [21] применялись модифицированная четырехчленная шкала на протяжении всего времени ходьбы и бега на тредмиле с интенсивностью около 80 % от максимальной. Ходьба и бег продолжались до полного изнеможения испытуемого (в среднем 23 и 24 мин соответственно). Результатом физической нагрузки явился рост, по сравнению с периодом отдыха, уровня лактата крови с 10 до 90 мг/%; четырехкратное увеличение содержания эпинефрина в плазме крови; семикратный рост уровня норэпинефрина и увеличение частоты сердечных сокращений до 190 уд/мин. Ситуативная тревога увеличивалась в линейной зависимости от времени в течение первой половины времени выполнения упражнения, а затем оставалась на постоянном уровне до конца (рис. 1). Иначе говоря, физическая нагрузка вызывала достоверный рост сердечно-сосудистых и биохимических факторов, характерный для стресса, и эти физиологические изменения сопровождались увеличением ситуативной тревоги.

 

159

 

Рис.1

 

Рис.2

 

Эта реакция организма должна классифицироваться скорее как псевдостресс, чем как стресс, поскольку она сопровождалась резким снижением ситуативной тревожности в период отдыха после нагрузки. Недавние исследования [3] показывают, что физические упражнения меньшей интенсивности не ассоциируются со значимым уменьшением ситуативной тревоги, что подтверждает гипотезу, согласно которой определенный порог должен быть достигнут для того, чтобы произошло снижение напряжения.

Характерное усиление ситуативной тревоги, следующее за интенсивной физической нагрузкой, может быть изменено. Известно, что осознание угрозы определяет степень восприятия данного стрессора как такового. Для оценки степени воздействия восприятия угрозы на уровень ситуативной тревожности был осуществлен эксперимент. 18 взрослых мужчин случайным образом были разбиты на три группы: контрольную, плацебо и медитации. Все обследуемые выполняли физические упражнения с нагрузкой, обеспечивающей 80 % от максимального потребления кислорода, до состояния изнеможения. Члены контрольной группы выполняли упражнения в тех же условиях, что и описанные выше (рис. 1). Члены группы плацебо получали капсулу с лактозой, и им было сказано, что содержимое капсулы предотвратит усталость и дискомфорт, которые они испытывали после физической нагрузки в предыдущие разы. Третья группа вместо плацебо получила инструктаж в простейшей форме медитации. Все испытуемые заполнили опросники четырехчленной шкалы оценки ситуативной тревоги до, сразу по завершении и через некоторое время по окончании упражнений (рис. 2). Для контрольной группы был характерен достоверный рост ситуативной тревоги сразу после нагрузки и ее резкое снижение после отдыха. Это — типичная реакция при упражнениях такой интенсивности. Как применение плацебо, так и медитация привели к отсутствию указанного выше роста ситуативной тревоги. Предотвращение тревожной реакции может быть нежелательным с точки зрения здоровья спортсмена, поскольку привлечение внимания к усилению тревоги может играть защитную роль. В любом случае полученные результаты подкрепляют взгляд на стресс как на процесс, куда входят стрессор, восприятие угрозы и реакция ситуативной тревожности [31].

Причины тревоги и сравнительная эффективность ее снижения. Известно, что значительная часть пациентов, обращающихся к терапевтам, страдает от синдромов, куда входит неспособность противостоять различным стрессам. Согласно литературным данным, от 10 до 30 % пациентов имеют неврозы, связанные с тревожностью [19]. Недавнее обследование состояния первичной медицинской помощи показало, что около 60 % назначений заключалось в рекомендации физических упражнений для преодоления тревожности [28]. Важная проблема, не получившая адекватного разрешения, заключается в следующем: является ли физическая нагрузка как таковая фактором, приводящим к снижению напряжения? Предположение, что раз уменьшение напряженности следует за физическими упражнениями, то упражнения уменьшают тревогу, не имеет под собой экспериментального основания. Если бы это и было так, то эффективность данного метода в сравнении с традиционными видами терапии нуждалась бы в рассмотрении.

 

160

 

Было установлено, что просто сидеть в тихой комнате так же эффективно в отношении снижения показателей стресса (эпинефрин, норэпинефрин, лактат), как и заниматься трансцендентальной медитацией или мускульным расслаблением. Для качественного сравнения эффективности указанных методов и физических упражнений 75 взрослых мужчин были разделены на группы: занимавшихся упражнениями, применявших медитацию и контрольную группу (плацебо) [1]. Члены первой группы занимались ходьбой на тредмиле с интенсивностью 70 % от максимальной. Члены второй группы были обучены простой стратегии медитации, и члены контрольной группы спокойно отдыхали в звукоизолированной комнате. Все испытуемые занимались в течение 20 мин. Частота сердечных сокращений регистрировалась у всех испытуемых, потребление кислорода и температура кожи фиксировались для второй и третьей групп. Все участники программы были оценены по шкале ситуативной тревожности перед и после различных процедур. Все три группы испытали достоверное снижение ситуативной тревожности; различий между ними не обнаружено. Другими словами, активные физические упражнения, медитация и отдых были одинаково эффективны в снижении тревоги. Эти результаты послужили основанием для гипотезы [1], что «отвлечения» от стрессоров в жизни человека или «выходные» от забот и тревог представляют собой действенный антитревожный компонент при всех различиях в занятиях трех групп.

Получены дополнительные данные [26], подтверждающие мнение о том, что физическая активность не более эффективна в уменьшении тревоги или в снижении артериального давления, чем просто отдых в тишине. Представляется, однако, что воздействие первой сохраняется в течение более длительного времени, чем второго [27], т.е. что физические упражнения и отдых в этом отношении различаются количественно, а не качественно.

Механизм воздействия. Предположение о том, что антитревожный эффект физических упражнений производят «отвлечения» или «выходные», а не упражнения сами по себе, не дает описания механизма такого воздействия. Рядом авторов высказывалась мысль о том, что эйфория, возникающая в результате физической активности, является следствием биохимических изменений в мозгу, но эти механистические объяснения носят в значительной мере гипотетический характер [17]. Было показано, например, что снижение тревоги после физических упражнений происходит, даже если выделение бета-эндофина блокируется налтрексоном, антагонистом опиатов.

 

1. Bahrke M. S., Morgan W. P. Anxiety reduction following exercise and meditation // Cognitive Therapy and Research. 1978. 2. P. 323—333.

2. Dishman R. К. Exercise adherence and habitual physical activity // Morgan W. P., Goldston S. E. (eds.) Exercise and mental health. N. Y.: Hemisphere Publishing, 1987.

3. Farrell P. A. et al. Influence of endogenous opioids on the response of selected hormones to exercise in humans // J. of. Appl. Physiol. 1986. 61. P. 1051—1057.

4. Hammer W. H. A comparison of differences in manifest anxiety in university athletes and nonathletes // J. of Sports Medicine and Physical Fitness. 1967. 7. P. 31—34.

5. Hammer W. H. Anxiety and sport performance // Kenion G. S. (ed.) Contemporary psychology of sport. Chicago: Athletic Institute, 1968.

6. Hanin Y. L. A study of anxiety in sports // Straub W. F. (ed.) Sport psychology: An analysis of athlete behavior. Ithaca, N. Y.: Movement Publications, 1980.

7. Heide F. J., Borkovec T. D. Relaxation-induced anxiety: Mechanisms and theoretical implications // Behavior Research Therapy. 1984. 22. P. 1—12.

8. Hull С. L. Principles of behavior. N. Y.: Appleton-Century-Crofts, 1943.

9. Landers D. M. The arousal-performance relationship revisited // Res. Quart. 1980. 51. P. 77—90.

10. Mahoney M. J., Avener M. Psychology of the elite athlete // Cognitive Therapy and Research. 1977. 1. P. 135—145.

11. Martens R. Trait and state anxiety // Morgan W. P. (ed.) Ergogenic aids and muscular performance. N. Y.: Academic Press, 1970.

12. Martin, Dubbert. Adherence to exercise // Terjung R. L. (ed.) Exercise and sport science review. N. Y.: McMillan, 1985.

13. Morgan W. P. Pre-match anxiety in a group of college students // Internat. J. of Sport Psychol. 1970. 1. P. 7—13.

14. Morgan W. P. Sport psychology // Singer R. N. (ed.) The psychomotor domain. Philadelphia: Lea & Febiger, 1972.

15. Morgan W. P. Anxiety reduction following acute physical activity // Psychiatric Annals. 1979. 9. 36—45.

16. Morgan W. P. Physical activity and mental health // Montoye H. J., Eckert H. M. (eds.) Exercise and health. Champaign, 11: Human Kinetics Publishers, 1984.

17. Morgan W. P. Selected psychological factors limiting performance. A mental health model // Eckert H. M., Clarce D. H. (eds.) The limits of human performance. Champaign, 11: Human Kinetics, 1985.

18. Morgan W. P., Bradley P. Psychological characteristics of the elite distance runner — 1. Technical Report. Colorado Springs, CO: United States Olympic Training Center, 1985.

19. Morgan W. P., Goldson S. E. (eds.) Exercise and mental health. N. Y.: Hemisphere Publishing, 1987.

 

161

 

20. Morgan W. P., Hammer W. H. Influence of competitive wrestling upon state anxiety // Medicine and Science in Sports. 1974. 8. P. 58—61.

21. Morgan W. P. et al. Exercise as a relaxation technique // Primary Cardiology. 1980. 6. P. 48—57.

22. Morgan W. P., O'Connor P. J. Psychological characteristics of the elite distance runner — 2. Technical Report. Colorado Springs, CO: United States Olympic Training Center, 1986.

23. Morgan W. P. et al. Psychology characterization of the elite female distance runner // Internat. J. of Sports Medicine. 1987.

24. Morgan W. P., Raglin J. S. Predicted and actual levels of pre-competition state anxiety in swimmers // J. of Swimming Research. 1987.

25. Morgan W. P., Raglin J. S., Wang Y. Validation of a body awareness scale for use in pre-competition settings, 1986.

26. Raglin J. S., Morgan W. P. Influence of vigorous exercise on mood state // Behavior Therapy. 1985. 8. P. 179—183.

27. Raglin J. S., Morgan W. P. Influence of exercise and quiet rest on anxiety and blood pressure // Medicine and Science in Sports and Exercise. 1986.

28. Ryan A. J. Exercise in medicine // The Physitian and Sportsmedicine. 1983. 11. P. 10.

29. Smith J. C. Meditation as psychotherapy: A review of the literature // Psychol. Bull. 1975. 82. P. 558—564.

30. Spielberger C. D. (ed.) Anxiety: Current trends in theory and research. V. 1. N. Y.: Academic Press, 1972.

31. Ward  A., Morgan W. P. Adherence patterns of healthy men and women enrolled in an adult exercise program // J. of Cardiac Rehabilitation. 1984. 4. P. 143—152.

32. Yerkes R. M., Dodson J: D. The relation of strength of stimulus to rapidity of habit formation // J. of Compar. Neurological Psychol. 1908. 18. P. 459—482.

 

Поступила в редакцию 3.III 1989 г.