Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

100

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ МОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

 

Е. Ю. НОВИКОВА, В. А. ПЕТРОВСКИЙ

 

Мода вызывает противоречивые, подчас неадекватные реакции у родителей и учителей. Однако ориентация детей и подростков на моду, как это показало наше исследование, является настолько необходимым и естественным проявлением психического развития ребенка, что его использование в педагогической практике может быть очень продуктивным. Анализ реагирования ребенка на моду может оказать неоценимую услугу учителю.

Авторами данной статьи был проведен эксперимент по изучению моды у подростков [1], где было показано, что ориентация на моду настолько тесно связана с развитием личности, что по характеру восприятия моды подростком можно судить о стадии его личностного развития и использовать эти данные при организации его учебной деятельности. Мы показали особенности этой ориентации на трех последовательных стадиях развития личности — адаптации, индивидуализации и интеграции [2].

На первой стадии — адаптации — ребенок или подросток только входит в коллектив, где ему предстоит развиваться как личности, приобретать в нем новые черты характера, которых у него не было ранее. Ценности и нормы этого коллектива для подростка притягательны, но их подробное содержание еще не совсем ясно. Это, скорее, пока «знаемые», но не реально действующие ценности. Всем известно, к примеру, как шестилетки с нетерпением ждут школы, подростки — «взрослой жизни». Но что это значит — быть школьником или взрослым, как себя надо вести, какие черты характера для этого важны,— пока известно лишь в общих чертах. А как вести себя в конкретной ситуации?

Здесь на помощь приходят подражание и мода, которые в наглядной и понятной, доступной форме конкретного образца дают подсказку, эталон, которому можно следовать. Мода служит одним из механизмов перехода внешнего во внутреннее, что является, по Л.С. Выготскому, основой формирования психических функций. На стадии адаптации подражание и ориентация на моду происходят в виде «тиража», связанного с желанием «быть, как все». Все дети в классе начинают собирать фантики — и наш включается в это занятие, все «нацепили серьги» — то же самое хочется сделать и нашей дочери.

Особенности следования моде на этой стадии порождают у педагога несколько проблем. Как относиться к позиции «быть, как все»? Часто педагоги и родители критикуют, высмеивают ребенка за подражание, за отсутствие собственного мнения. Мы же хотим отметить, что для стадии адаптации, т. е. начального вхождения личности в социальную общность, копирование «всех», подражание «всем» является объективной необходимостью. Без этого развитие личности приостановится или исказится. Через поведение «всех», «большинства»

 

101

 

ребенку легче выделить наиболее существенные черты тех форм деятельности, которые он старается присвоить, которые в будущем превратятся в его собственное поведение, вкусы, ценности. Этот этап старательного копирования и подражания даже в мелочах проходят в том или ином виде все люди. Известные деятели науки и искусства, политические лидеры, прежде чем приобрели свое неповторимое Я, подражали любимым учителям, литературным героям, искренне увлекались теми или иными идейными течениям, модным направлением в науке, философии и т. п. Так что в подражании нет ничего предосудительного. Требовать на этой стадии от ребенка самостоятельности бесполезно, у него нет еще собственной позиции, собственной точки отсчета. Конечно, всегда нужно предложить ребенку высказать свое мнение, проявить свой вкус. Но если он упорно настаивает на том, чтобы быть, «как все», не надо упрекать его в этом, критиковать. Критика и насмешки за «обезьянничанье» приводят обычно к тому, что ребенок, все равно найдя образец для подражания (без него нельзя!), скрывает его от взрослых, подражает ему тайно. Родители и педагоги часто не имеют представления об истинных кумирах своих детей, а когда узнают о них — часто бывает уже поздно: подражание заканчивается формированием устойчивых привычек, собственных вкусов, переделывать их бывает очень трудно. Поэтому первая задача педагогов — сделать подражание открытым, управляемым.

Другая проблема, встающая в связи с модой и подражанием,— это ответ на вопрос: кому и в чем подражают? С одной стороны, подражание — необходимый этап в развитии личности, а с другой — слепое следование моде может привести в мир мнимых, фальшивых ценностей, способствовать возникновению негативных явлений. Чтобы этого не произошло, ребенок должен всегда осознавать, чему он хочет научиться через моду и подражание, почему именно для подражания используются эти, а не иные, предметы, образцы. Помочь ему в этом должны взрослые, так как для самого ребенка пристрастное отношение к объекту моды существенно затрудняет критический его анализ. Практика показывает, что многие уродливые формы моды в действительности порождены не изначально искаженными ценностями у молодежи, а как раз такой подменой эталона для подражания. Подростку кажется, что в предмете моды его привлекают одни его черты, а на самом деле его влекут совсем другие. И, что самое важное, те ценности, которые первоначально привлекают подростка к негативным явлениям, вполне приемлемы, они действительно нуждаются в реализации. Так, например, известна мода подростков на сигареты, на увлечение неформальными организациями, импортной одеждой, рок-музыкой и др. В своем абсолютизированном, гротескном виде это доставляет немало хлопот родителям и учителям.

А ведь все эти проблемы могли бы быть решены иными путями. Так, многие зарубежные образцы одежды привлекают молодежь не потому, что существует преклонение перед западным, импортным, а потому, что эти модели хорошо выражают ценности, социальные роли, охотно принимаемые молодежью: спортивный силуэт, яркость, стремительность, открытость, демократичность. Рок-музыкой в ее гротескных вариантах начали увлекаться подростки,  которых  первоначально привлекала яркая, оригинальная форма музыкальных произведений, их ритмичность, стремительность, возможность выражения не только «романтики», но и наболевших социально-политических проблем. Точно так же пристрастие к курению, «неправильным компаниям» имеет под собой вполне естественную потребность общаться и нравиться другим. Так что наличие негативных явлений в подражании у молодежи свидетельствует, с одной стороны, о плохом качестве отечественного ширпотреба, произведений массового искусства, низком уровне воспитательной работы, неразвитости культурных форм общения и др., а с другой — о неумении педагогов раскрыть перед подростком объект подражания, понять, чему же, собственно, подражает ребенок, чем

 

102

 

конкретно ему нравится та или иная мода.

Для «раскрытия» предмета моды полезно пользоваться так называемым методом подстановки и дифференциации, предлагая подростку для оценки похожие явления или объекты моды. Например, распространенное обклеивание молодежных общежитий вырезками из зарубежных журналов воспринимается взрослыми как дурной вкус и распущенность нравов; сами юноши и девушки считают, что такие вырезки пропагандируют спорт, искусство и пр. Но если «подставить» вместо этих вырезок обычные фотографии спортсменов или представителей искусства из некоторых советских журналов, то от них откажутся. Следовательно, дело не просто в спорте или искусстве, а в том, что умелые мастера фотографии передают через фотопортреты коммуникативные стороны (эмоции, радость, напряжение, гордость, победу), связанные со спортом или искусством. Словом, здесь речь идет о личностных героях, а не обезличенном «здоровом теле» или «знаемой», но не проникающей в душу культуре. И бороться с подобной привычкой можно одним способом: искать высокохудожественные произведения, обладающие таким же ярким, эмоциональным воздействием на личность.

Еще одна проблема, встающая в связи с ориентациями на моду на стадии адаптации,— это проблема конформизма. Любая вещь или способ поведения имеет две стороны: целесообразность и коммуникативность, воздействие на самих людей, связанное со статусами, престижностью и др. Вещь может быть высококачественной, богатой по содержанию, обладать свойствами, необходимыми для формирования тонкого вкуса, и др. Но при этом она может нравиться или не нравиться людям, быть критерием «избранности» ее владельца, указывать на его положение, происхождение и др. Конформизм в моде — это односторонняя ориентация только на отношения людей. Подростки начинают интересоваться объектами моды только потому, что они нравятся всем другим людям, и прежде всего людям уважаемым, ценимым самими подростками.

А что представляет собой объект моды — это уже не столь важно. Принято носить джинсы — значит, надо купить, независимо от того, красиво они смотрятся или нет; принято иметь институтский диплом — значит, придется поступать в вуз, все равно, в какой. Здесь позиция «быть таким, как все» имеет уже совсем другие механизмы. Целью является уже не овладение богатством объекта моды, его культурным содержанием, а, попытка занять с помощью владения вещами место в отношениях людей — приблизиться, хотя бы внешне, к уважаемым и «сильным мира сего», вызвать восхищение, зависть. Конформизм опасен тем, что объект моды остается «непрочитанным», безразличным для ребенка. Здесь мода слепа и поверхностна и, следовательно, может приводить к негативным последствиям, вещизму.

Поэтому важно, чтобы педагоги или родители показали ребенку, что власть над людьми с помощью предметов потребления — не слишком надежная гарантия завоевать авторитет или понравиться другим. Престижная вещь, вызывающая зависть у других людей, все равно не спасает от их насмешек за трусость или лень. Если ребенок занялся коллекционированием, устремился в «модный» кружок, словом, начал кому-то подражать, обязательно нужно поинтересоваться, нравится ли ему само занятие, или это делается в угоду другим. Преодоление конформизма должно идти уже на этой стадии.

Следующая стадия развития личности — индивидуализация. На этой стадии развития дети резко противопоставляют себя и всех остальных членов коллектива, с гордостью заявляют о своем собственном, ярком, неповторимом Я, своем отличии от «массы». «Герои» и «толпа» — вот закулисная установка для такого поведения. Если на первой стадии ребенок требует покупку, «как у всех», то теперь даже от желанной вещи может отказаться только потому, что такая же есть у других ребят. Именно для этого периода характерен активный поиск ребенком средств выражения своего индивидуального Я — в виде оригинального хобби, необычного

 

103

 

кружка, а в юности — поиска «особой судьбы», «не такой, как у всех, любви» и др.

Эти черты формирующейся личности находят свое отражение и в ориентациях на моду. Дети, находящиеся на этой стадии, соглашаются следовать моде лишь при условии, что им позволят внести в объект моды что-то свое. Модные брюки украшаются особой эмблемой, такие же индивидуальные знаки появляются на школьных портфелях, школьной форме, в виде аппликаций на обложках тетрадей и т.п. Учителям часто досаждают дети, которые при обсуждении любого вопроса настаивают, чтобы выслушали их собственное, особое мнение. Иногда позиция индивидуализации внешне напоминает индивидуализм, дерзкое выпячивание собственного Я, выглядит агрессивно, эгоистично. Но есть одна особенность, отличающая индивидуализацию от индивидуализма: во время индивидуализации подростки боятся отличаться от коллектива существенно, они лишь слегка дополняют, придают индивидуальные детали общественно принятым объектам для подражания. Их вызов — мелкий и достаточно безобидный укол общественному мнению. И это не случайно. Нормы и ценности, которые ребенок усваивает через моду, через подражание, на этой стадии еще не интериоризованы, не стали достоянием внутреннего мира, он владеет ими только с помощью и при опоре на других членов коллектива. Поэтому резкого, антагонистического противопоставления Я и Мы здесь не бывает.

Как следует относиться к моде на стадии индивидуализации? Эта, как и предыдущая стадия, является также необходимым этапом в развитии личности. Поэтому, предлагая ребенку тот или иной образец для подражания, следует позаботиться о том, чтобы он всегда имел возможность выразить собственное мнение, собственную индивидуальность. Если мнение пока не сложилось — не беда. Главное, чтобы его проявление не затормаживалось внешними причинами, запретами. В противном случае ребенок становится агрессивным, дерзким, индивидуализация может перейти в индивидуализм. Именно на этой стадии следует предлагать детям проявить собственную инициативу.

К сожалению, в педагогической практике эта стадия в развитии личности учитывается далеко не всегда. Уже не раз отмечалось, что современная школа страдает от множества запретов и предписаний. Одинаковая школьная форма, одинаковые костюмы для физкультуры, одинаковые прически, одинаковые... Словом, в школе в большей степени, чем где-либо (кроме, пожалуй, только армии) можно видеть обезличивающую роль массовой стандартизации. Такое положение сложилось потому, что принципы и законы коллективизма понимались упрощенно: заповедь «один за всех» была подменена другой — «один, как все». Сходство, пусть внешнее, выдавалось за единство. Именно внешняя навязанность, строгая обязательность, недопущение каких-либо отклонений породили такой бурный протест и школьников, и родителей против унификации.

Стадия индивидуализации требует внимания педагогов. Ребенок должен иметь определенную свободу выбора, свободу проявлений своей индивидуальности. При этом не надо бояться, что свобода слишком оторвется от учебной необходимости. Детей на этой стадии возмущает обязательность принятия готовых, уже сформулированных решений, правил. Но если дать им возможность вносить свой вклад в выработку этих правил, частично модифицировать принятые стандарты, например, даже в школе позволить вместо общепринятых носить «свои» пуговицы, темного цвета, то самолюбие окажется вполне удовлетворенным. Обычно на этой стадии бурные протесты вызывают запреты, упорство учителей или родителей. Но вот что характерно: если таким детям позволить решать проблему самостоятельно, то их решение будет ... почти общепринятым, уже распространенным, лишь с частичными, несущественными изменениями.

Надо сказать, что проблема моды и подражания среди подростков не была бы столь острой, если бы стадия индивидуализации

 

104

 

в развитии личности учитывалась полнее, а именно в основной деятельности детей в школе — в учебной. Что может быть приятнее возможности реализации своего Я, проявления своего творчества в труде! Но именно этого-то ученик часто лишен. Возможности для индивидуализации учебного процесса очень скудны. Почему, например, все ученики данного класса должны проводить поля в тетради обязательно карандашом одного цвета? Почему нельзя сделать «личные» поля — желтые, зеленые, любые другие? Почему нельзя на обложку тетради наклеить «личную» эмблему? Почему ученику снижают оценку, если подчеркивание текста в тетради делается не «разрешенным» карандашом, а ручкой, по своему усмотрению? Ведь ошибок-то нет! И уже совсем никуда не годится, если ученика критикуют за правильное, но «не относящееся к данной теме урока» решение задачи. Вот и получается, что в школе «ничего нельзя», поэтому внешкольная жизнь превращается в бурное требование вседозволенности. Не надо бояться уступать по мелочам — для стадии индивидуализации это необходимое условие сохранения личности и ее деятельности. Одна знакомая нам учительница разрешила ученикам младших классов держать на парте любимые маленькие игрушки. «И все стали играть на уроках?» — «Наоборот, все успокоились, и теперь мы дружно решаем задачи. А раньше действительно играли, под партами, тайком».

Таким образом, поиск индивидуализации даже общепринятых, стандартных форм деятельности детей — задача педагогов. Всегда необходимо советоваться с детьми, спрашивать их мнение, даже если никаких серьезных идей от них пока не ждут; использовать правила деловой этики — не отметать в грубой и категоричной форме неправильное предложение. Даже если по существу в учебных занятиях при этом ничего не меняется, у ученика формируется чувство своей индивидуальности, собственного достоинства, ответственности за свои действия. Он живет с мыслью, что действует самостоятельно, а не потому, что «так велели».

Другая проблема, связанная со стадией индивидуализации,— это целенаправленное культивирование форм «проб и ошибок», т. е. средств выражения индивидуальности. Известно, что у многих детей стадия индивидуализации : проходит без внешних проявлений. Тихие, покладистые паиньки, стремящиеся все старательно выполнить, очень радуют родителей и учителей. Но часто бывает, что вдали от родительского: контроля именно эти дети оказываются нарушителями норм. Неприметные, скромные девушки с легкостью попадают в «дурные» компании, демонстрируя вульгарные манеры поведения, вычурность и безвкусицу в потреблении. До этого такие покорные, послушные, именно эти подростки чаще оказываются жертвой негативных массовых подражаний.

И это происходит не случайно. С помощью «проб и ошибок», индивидуализирования общественных норм ребенок усваивает их обобщенно. Если же этот процесс затормозить, требовать от ребенка всегда беспрекословного подчинения, то правила и нормы не становятся компонентом его активного поведения, не превращаются в некоторый обобщенный принцип, которым можно руководствоваться во многих конкретных ситуациях. Так, в области правил поведения, вкусов, предпочтений может формироваться «практический этикет»: ребенок знает, что в присутствии родителей и бабушки надо себя вести так-то, носить такую-то одежду и пр. Но как только надзор и внешний контроль наставников исчезает и перед ребенком встает необходимость самостоятельно строить свое поведение в новых ситуациях, он оказывается беспомощным — внутренние вкусы, ценности отсутствуют. Поэтому такие подростки с легкостью попадают под влияние чужих вкусов и предпочтений, часто асоциальных.

Как должна проходить индивидуализация у таких детей? Конечно, не следует провоцировать ребенка на дерзость, на непослушание, если он сам этого не хочет. К тому же всегда нужно помнить о вполне естественной противоречивости

 

105

 

позиции родителей, которые, развивая в ребенке самостоятельность, требуют одновременно и послушания. Но всегда надо знакомить детей с «пробами и ошибками», допущенными другими людьми. Полезно обсуждать с ними поведение одноклассников, героев фильмов, книг или даже вымышленные ситуации, как это делает, к примеру, «Пионерская правда», предлагая для оценки поведения Пети и Васи. Без «примерки» нормы к конкретным ситуациям подлинный вкус не формируется.

Завершающая стадия развития личности — интеграция. Содержание норм и ценностей, усваиваемых в коллективе в процессе подражания, интериоризовано, превращено во внутренний, собственный вкус. Сложившаяся личность появляется лишь на этой стадии. Дети, прошедшие через интеграцию, обладают самостоятельностью суждений, собственные вкусы и желания они соизмеряют с потребностями всего коллектива. Такие школьники отличаются ровным поведением, целеустремленностью, постоянством мнений. Следуют ли такие дети моде?

Да, но отношение к ней у них особое. Оно почти не подвержено слепому, внушающему воздействию отдельных лиц или даже коллективов, чьи мнения противоречат их собственным. Такие дети не будут в слезах снимать новое платье из-за насмешек одноклассников, и не только потому, что у них «собственное мнение», но и потому, что личный вкус разумно соотносится с семейным, общественным. Подражание и следование моде на этой стадии носит сознательный характер, и с мнением других людей такие подростки считаются лишь в той степени, в какой оно признается разумным. Наиболее распространенной формой ориентации на моду на этой стадии является собственное конструирование, дизайн, самостоятельное изобретение стилей, хобби и др.

При чем же здесь тогда мода? Но дело в том, что из моды берется как бы общая идея нового. А вот конкретные образцы придумываются самостоятельно. К примеру, если модным является занятие музыкой, то ребенок, поступая в музыкальную школу, выбирает инструмент не такой, как у всех, и не редкостный, чтобы не походить на других, а такой, который нравится, соответствует собственным склонностям. Зависть при этом отсутствует. Если другие дети ведут себя иначе, имеют другие желания в области музыки — то появляется объяснение: «У каждого свой вкус». Если же и другие ребята выбрали такой же инструмент — то это только радует: приятно найти единомышленников! Точно так же себя ведут эти школьники и при ориентации на одежду, на виды занятий, кружков и др.

К сожалению, в педагогической практике такая самостоятельность в суждениях или поведении часто отождествляется с дерзостью, индивидуализмом. По своим внешним проявлениям позиция «возразить любым способом» может быть похожа на открытое и дружелюбное соавторство, сотворчество со взрослым, к которому стремится ребенок. Насмешки («выскочка», «воображала») достаются по ошибке таким детям. На этой стадии ребенок больше, чем когда-либо, выступает творцом, создателем, дизайнером. Направлять содержание этого творчества — задача и учителей, и родителей. Но и вмешательство в чужую душу здесь должно иметь соответствующие формы: формы соавторства, сотворчества. При общении с такими детьми больше, чем когда-либо, нужно прибегать к доводам, разумным объяснениям, дискуссиям. Конечно, это очень утомляет педагогов. Но следует иметь в виду, что стадия интеграции — такая же необходимость в развитии личности, как и две предыдущие — адаптация и индивидуализация. Если мы не согласимся на такое соавторство, наши дети пойдут творить и дискутировать к другим людям.

Мода, подражание тесно связаны с отношениями со значимыми для ребенка людьми. Из этого педагогам следует сделать несколько выводов. Во-первых, чтобы управлять массовыми видами предпочтений у детей, необходимо выявить значимых для них лиц и обращаться к детям от их, а не от своего имени. Например, среди подростков

 

106

 

бурно распространилась страсть к курению. Запреты родителей и учителей, уговоры, информация медицины о вреде курения, как правило, воздействуют мало. Одна из причин — плохое использование отношений значимости. Что заставляет подростков курить, какая причина порождает эту привычку? Отнюдь не страсть к сигарете как таковой, это приходит позже. А сначала — желание копировать «взрослую» жизнь, самоутвердиться, привлечь к себе внимание, нравиться противоположному полу, продемонстрировать свою раскованность, свободу. Следовательно, и бороться с этой привычкой можно, используя значимые отношения самих же подростков, их мнение друг о друге. Интересные социологические данные приводятся, к примеру, в книге Ф. Углова «Из плена иллюзий». Он показывает, что если к незнакомой курящей девушке не высказывают отрицательного отношения 60 % старшеклассников, то по мере «сближения» с ней такая терпимость резко падает. К девушке, с которой дружит юноша, если она начнет курить, отрицательное отношение высказали уже 84 % опрошенных. А вот на третий вопрос: «Хотел бы ты, чтобы твоя жена курила?» — утвердительно не ответил никто, «Мне все равно» из 256 человек сказали только двое, т.е. почти абсолютное большинство юношей были категорически против [3; 69]. Так что, начиная разговор о вреде курения среди школьников, следует ссылаться не на свое собственное, а на возможное значимое для школьника мнение, прежде всего на мнения самих подростков друг о друге. Точно так же следует проводить и беседы о подростковых прическах, одежде, неформалах и т.п. Знают ли подростки, что в действительности думают о «длинноволосых» юношах девушки? А сами девушки — мнения юношей о них? Выявление значимых (референтных) лиц могут проводить сами педагоги по разработанным психологами методикам [4].

Но значение значимых лиц не следует преувеличивать. Наши исследования показали, что даже на первой стадии — адаптации — наиболее подверженные внушению подростки никогда не ведут себя, как «бездумные пешки». Если им навязывают мнение, резко противоречащее их собственному или общепринятому, то появляется недоверие к самому факту подобного навязывания. Поэтому видеть источником массового подражания лишь некоторых подростков, которые «весь класс за собой тянут», неправильно. Если многие ребята поддерживают этих лидеров, то это значит, что их собственные взгляды и вкусы не слишком противоречат позиции значимого лица. Поэтому прежде чем винить во всем «злодея», необходимо разобраться в отношениях между школьниками в классе, а также в семье. Возможно, для этого также потребуется помощь психолога.

 

1. Новикова Е. Ю. Социально-психологический аспект отношения подростков к моде // Вопр. психол. 1989. № 1. С. 121 – 128.

2. Петровский А. В. Развитие личности с позиций социальной психологии. (В печати.)

3. Углов Ф. Из плена иллюзий // Роман-газета. 1988. № 4. С. 69—95.

4. Щедрина Е. В. Значимый круг общения и способы его экспериментального выявления // Социально-психологические проблемы формирования личности и учебно-воспитательного коллектива. М., 1975. С. 61—70.

 

Поступила в редакцию 17.I 1989 г.