170
НАУКА - КУЛЬТУРЕ
Э. М. РУТМАН
Москва
Аршавский В.В. Межполушарная асимметрия в
системе поисковой активности (К проблеме адаптации человека в приполярных
районах Северо-Востока СССР). Владивосток, 1988. 135 с.
Открытие функциональной межполушарной асимметрии
(МПА), начавшееся в 60-е гг. работами Р. Сперри, можно назвать одним из
открытий века. Ныне уже почти не счесть работ в этой области, непросто и
рассмотреть все возникающие в ней противоречия и новые проблемы. Вместе с тем
выкристаллизовываются знания, позволяющие переходить от академических исследований
к изучению человека в реальной жизни, обогащению его возможностей: профилактике
ошибок воспитания и улучшению
171
условий развития в онтогенезе, индивидуализации
обучения, адаптации и т.п. Эти вопросы как раз и являются предметом
исследования в недавно вышедшей книге В.В. Аршавского.
Автор рассматривает МПА в контексте стратегии
мышления, разделяя доминирующее на сегодня представление, согласно которому МПА
— это различие полушарий не только и не столько по их роли в продуцировании и
понимании речи, сколько по типу переработки информации, по принципам
организации контекстуальной связи между элементами информации — словами и
образами (однозначной — в левом и многозначной — в правом полушарии у правшей).
Оба типа восприятия и переработки информации, присущие разным полушариям,
рассматриваются автором как равноправные, равноуровневые подсистемы, которые
оперируют разными языками, по-разному контактируют с миром, обеспечивая во
взаимодействии целостную систему психической деятельности человека.
Основным предметом исследований автора была связь
особенностей психофизиологической адаптации к окружающей среде с особенностями
МПА, прослеживаемая не в лабораторном эксперименте, а в реальной жизни. Возможности для такого исследования автор увидел,
занимаясь проблемами адаптации местного и некоренного населения в приполярных
районах СССР. Он исследовал МПА у 2038 здоровых человек, включавших жителей
Москвы, представителей коренного населения северовосточных районов СССР
(отдельно анализировались характеристики МПА у десяти народностей Севера) и
приехавших (с учетом длительности проживания). Было проведено также
исследование групп людей, имеющих заболевания, связанные с адаптацией, в
больницах Москвы и Северо-Востока СССР, изучены состав (местные и пришлые) и
характеристики МПА у детей вспомогательных школ с диагнозом олигофрении в
стадии дебильности, изучалась также наследственная обусловленность типа МПА.
Автор обнаружил существенные различия в картине
распределения фенотипов МПА среди пришлого и коренного населения
Северо-Востока: преобладание правополушарного и смешанного типов у местного
населения по сравнению с пришлым. Различия проявляются и при анализе возрастных
изменений МПА: сдвиг с возрастом от правополушарного типа к левополушарному
наблюдается во всех случаях, но у детей пришлого населения даже до
десятилетнего возраста левополушарный тип представлен чаще, чем у детей коренных
жителей. В 10—15 лет у первых наступает полный переход к доминированию левого
полушария, который у местного населения в такой степени вообще не возникает.
Обнаружились некоторые различия между местными народностями: наибольшая частота
смешанного типа за счет снижения частоты правополушарного наблюдалась у якутов
и ительменов. Автор обнаружил высокий уровень наследуемости типа МПА, выявив
одновременно и несомненные средовые влияния, особенно в раннем возрасте, когда
«правополушарность» матери может как ключ к замку подходить к
«правополушарности» ребенка, закрепляя его.
В связи с этим специальная глава посвящается
педагогическим и медико-педагогическим проблемам, связанным с необходимостью
учета особенностей МПА при воспитании и обучении, а также при диагностике
уровня умственного развития. Автор отмечает существующие в системе образования
недостатки, связанные с незнанием или недопониманием специфики МПА при
диагностике и обучении. Отсюда — гипердиагностика олигофрении и развитие так
называемой обученной беспомощности у детей местного населения при обучении в
рамках традиционной педагогики. В.В. Аршавский показывает также, что недоучет
типа МПА при обучении повышает риск нарушений адаптации, реализуемой через
поисковое поведение, у местного населения. Это подтверждается и результатами
специальных исследований связи поисковой активности с особенностями МПА,
проведенных с регистрацией ЭЭГ во время сна (глава 7). Автор приходит к выводу,
что поведение «правополушарных» индивидов, а особенно лиц со смешанным типом
МПА является более адаптивным, а «левополушарных» — менее адаптивным в
современных экстремальных условиях северо-востока. Автор показывает также, что
у лиц с разным типом МПА поисковая активность реализуется по-разному в
зависимости от экологических условий: в неэкстремальной среде обитания активные
формы поведения более свойственны лицам с левополушарным и смешанным типами, в
экстремальных условиях активное реагирование больше присуще людям с
правополушарным и смешанным типами реагирования. Компенсаторные стрессозащитные
механизмы быстрого сна, по полученным данным, оказываются более нарушенными у
лиц левополушарного типа, что дополнительно увеличивает для них риск
дезадаптации.
172
Таким образом, проведенное исследование показало,
что проникновение в регионы северо-востока современной «левополушарной»
цивилизации может приводить к затруднениям психической адаптации
преимущественно «правополушарного» местного населения. С другой стороны,
«левополушарность» пришлого населения делает его менее адаптивным к экстремальным
условиям. Автор обнаружил, что уже в первичном миграционном потоке на север
растет число лиц с правополушарным типом реагирования, их количество имеет
четкую тенденцию к возрастанию при увеличении длительности проживания на севере,
тогда как количество лиц с левополушарным типом МПА уменьшается за это же
время. Отмечено также, что среди неадаптированного пришлого населения преобладает
левополушарный тип за счет правополушарного и смешанного. Преимущество
правополушарного типа для адаптации в экстремальных условиях автор рекомендует
учитывать при организации миграции, профотборе и т.п.
К сожалению, объем рецензии не позволяет
остановиться на глубоких и актуальных размышлениях В.В. Аршавского о значении
МПА в контексте интеграции культур, равно как и рассмотреть не всегда
бесспорные интерпретации, и предложить иные. Главное чувство, которое испытываешь,
прочитав эту книгу,— радость от появления итога большого и глубоко осмысленного
труда, воплощающего столь желанную — и столь редкую пока — связь академической
науки с реальной жизнью. Книга представляется мне не только значительным
научным событием, она важна и для педагогики, и для организации Образования,
для развития систем профилактики стресса, для решения проблем миграции,
интеграции культур, наконец — вообще для культуры, если вспомнить определение
Б.Л. Пастернака: «культура — это плодотворное существование».