Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

169

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ВЫБОР ПРОФЕССИИ И ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА

 

А.И. ДОНЦОВ

Москва

 

Головаха Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.

 

Проблема профессиональных ориентации и жизненных планов молодежи отнюдь не принадлежит к числу «белых пятен» в советской психологической и социологической литературе: достаточно вспомнить известные работы Е.А. Климова, И.С. Кона, В.Л. Оссовского, М.X. Титмы, В.Ф. Черноволенко, В.А. Шубкина и многих других авторов. Рецензируемая книга, творчески впитав идеи предшественников, существенно отличается по замыслу и направленности. Появившись в свет в иное общественное время, она отразила изменившуюся духовную атмосферу общества: если раньше лейтмотивом исследований и самой практики профориентации молодежи была задача приспособить планы молодых людей к сложившейся системе производственной деятельности, требовавшая как бы перевернуть пирамиду престижа профессий сообразно потребностям общества, то теперь задача ставится иначе: понять и организовать процесс профессионального самоопределения молодежи как событие не только общественной, но и личной жизни, как важнейший этап самореализации внутренних потенциалов личности. Поставленная таким образом, задача, несомненно, соответствует общей тенденции гуманизации нашего общества, а, следовательно, и обществознания.

Центральным понятием работы выступило предложенное автором понятие жизненной перспективы — целостной картины будущего в противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает смысл своей жизни, свое жизнеосуществление. Проблемой проблем любого эмпирического исследования является поиск конкретных референтов, позволяющих адекватно операционализировать то или иное понятие, представив его в инструментальной форме. Для аналитического расчленения понятия жизненной перспективы автором обоснованно предлагаются понятия жизненных планов, жизненных целей и ценностных ориентации, выполняющих функцию регуляции жизненных выборов. Эта схема позволила изучить взаимовлияние актуальной жизненной ситуации, ближайшей и отдаленной жизненных перспектив, проанализировать их взаимосвязи и противоречия. Оценка жизненной перспективы, связанной с выбором профессии, осуществлялась посредством таких критериев, как реалистичность, продолжительность, согласованность и оптимистичность.

Результаты исследования, объектом которых выступили учащиеся VIII и Х классов киевских школ, убедительно свидетельствуют, что вопреки сложившимся представлениям у молодежи уже к 14—15 годам достаточно сформированы представления о своем отдаленном будущем в профессиональной, семейной и других сферах жизнедеятельности. Правда, был обнаружен феномен обратной перспективы, когда отдаленные жизненные цели достаточно определены, а ближайшие жизненные планы неясны. Юноши и девушки в целом проявляют реалистичность в жизненных притязаниях, связанных с будущей профессиональной деятельностью и семьей. Несколько завышенными оказались притязания в сфере образования, социального продвижения и материального потребления. Старшеклассники довольно реалистично оценивает последовательность будущих жизненных достижений и вместе с тем чрезмерно оптимистичны в определении их сроков, в особенности девушки. Все это отчасти

 

170

 

обусловлено тем, что старшеклассники недостаточно самостоятельны и не готовы к должной самоотдаче для реализации поставленных целей, прежде всего тех, что связаны с достижением материального  благосостояния.  Рассогласованность жизненной перспективы наиболее ярко проявляется в сфере материального потребления: умеренные притязания на размер будущей зарплаты сопровождаются высокими потребительскими запросами.

Одной из причин несогласованности профессиональных планов и жизненных целей молодежи является, согласно полученным данным, противоречивость и внепрофессиональная направленность ценностных ориентации. В связи с этим автором осуществлен глубокий анализ типов ценностно-ориентационных структур личности, намечены пути формирования непротиворечивых ценностных ориентации. Детальное, скрупулезное изучение особенностей профессиональных планов современной молодежи, их связи с представлениями о жизненной перспективе позволило сформировать пути оптимизации профириентационной деятельности. Главный из них — переориентация работы с информирования о чисто профессиональных вопросах на поиск способов решения широкого спектра жизненных проблем, обусловленных включением человека в самостоятельную жизнь.

Однако значение рецензируемой книги выходит за рамки ее собственно профориентационного использования. Сегодняшние представления молодежи о будущем, ее жизненные планы и цели — чувствительный барометр ближайших коллизий развития общества. Результаты проведенного Е.И. Головахой исследования позволяют предвидеть возрастание и без того серьезной напряженности в сфере материального потребления, если, разумеется, не удастся в кратчайшие сроки изменить ситуацию на потребительском рынке. Можно предположить усиление роли материальных стимулов труда нынешнего поколения молодежи. Уже в ближайшее время следует ожидать серьезных затруднений при заполнении рабочих мест с неблагоприятными, тяжелыми и вредными условиями труда. Внимательное прочтение работы позволит сделать целый ряд подобных выводов. Книга Е.И. Головахи еще раз убеждает, что выполнение обществознанием особенно актуальной сегодня прогностической функции требует надежной эмпирической основы.

Не все в равной мере удалось автору. Так, хотя ставилась задача выявить целостную картину будущего в сознании молодежи, из анализа выпали общественно-политические устремления молодежи. Между тем изучение этого аспекта жизненных планов было бы чрезвычайно важно для определения того, насколько готова молодежь к участию в процессе демократизации общества, тем более что рост разнообразных неформальных объединений молодежи явно демонстрирует подобные стремления. Однако следует учесть, что во время проведения исследования участие школьников в различных «мероприятиях», подменявших общественно-политическую деятельность, носило сугубо формальный характер и, как правило, не имело для них смыслообразующего значения.

Подводя итог сказанному, следует сделать вывод, что в научный обиход вошло интересное, высокопрофессиональное исследование актуальной социальной проблемы, касающейся современной молодежи.