Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

132

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗАТОРА И ПСИХОМОТОРИКИ ЧЕЛОВЕКА

 

Л. П.СЕРГИЕНКО, В. П. КОРЕНЕВИЧ

 

Процесс психомоторного обучения, в частности овладение двигательными действиями, зависит от двигательного восприятия, памяти, представления спортсмена, т.е. от степени совершенства сенсорной организации личности. Определенный интерес при изучении сенсорных систем вызывает кинестетический анализатор. Исследования кинестетической чувствительности в произвольных движениях человека ранее проведены достаточно полно [2] , [3] , [4] , [7] , [9] , [14] . Однако корреляционная взаимосвязь между чувствительностью кинестетического анализатора и быстротой овладения движениями изучалась фрагментарно.

Поэтому задачей настоящего исследования было определение степени взаимосвязи между чувствительностью кинестетического анализатора и быстротой овладения двигательными навыками (в онтогенезе).

 

МЕТОДИКА

 

Уровень развития кинестетического анализатора определялся пятью тестами. В первом тесте испытуемые без зрительного контроля воспроизводили три раза на кистевом динамометре усилие 50 % от максимального. Предварительно они выполняли пять пробных попыток, после выполнения которых получали информацию о выполненном усилии.

Следующие четыре теста определяли пространственную ориентацию у детей: под линейку испытуемые рисовали 10 вертикальных линий в каждом тесте с закрытыми глазами [6] . Предварительно с коррекцией они рисовали пять линий. В разных тестах длина линий была также различная. Так, во втором тесте предлагалось провести линию длиной 20 мм, в третьем — 40 мм, в четвертом — 80 мм, в пятом — 160 мм. Длина последующей линии увеличивалась в два раза по сравнению с предыдущей.

Для исследования быстроты овладения двигательными навыками детям было предложено изучить три сложнокоординационных навыка. В связи с затруднениями подбора одних и тех же психомоторных упражнений для всех возрастов детям 8 — 11 лет мы предлагали освоить более простые упражнения, чем детям 12—15 лет. В данных возрастных группах впоследствии сравнивался процесс обучения этим упражнениям.

Так, дети 8—11 лет выполняли следующие упражнения.

Первое: исходное положение (ИП) — основная стойка (ОС). 1 — шаг правой, левую руку в сторону, 2 — шаг левой, правую руку в сторону, 3 — приставить правую, круг руками вниз, 4 — прыжок, кругом наружу руки вниз.

Второе: ИП — ОС, 1 — прыжок ноги врозь, руки в стороны, 2 — прыжок ноги вместе, руки вниз, 3—4 — повторить счет 1—2, 5 — прыжок ноги врозь, 6 — прыжок ноги вместе, руки в стороны, 7—8 — повторить счет 5—6.

Третье — выполняется с мячом: ИП — ОС, мяч в руках, опущенных вниз. 1 — прыжок ноги врозь, мяч к груди, 2 — прыжок ноги вместе, мяч вверх, 3 — прыжок ноги врозь, мяч к груди, 4 — прыжок ноги вместе, мяч вниз.

Дети 12—15 лет выполняли следующие упражнения.

Первое: ИП—ОС. 1 — прыжок ноги врозь, правая рука на пояс, 2 — прыжок ноги вместе, левая рука на пояс, 3 — прыжок ноги врозь, правая рука к плечу, 4 — прыжок ноги вместе, левая рука к плечу,

5 — прыжок ноги врозь, правая рука вверх,

6 — прыжок ноги вместе, левая рука вверх, 7—12 — то же в обратном порядке.

Второе: ИП — ОС. 1—4 — четыре круговых движений правой рукой назад, 5—8 — одновременные вращения правой рукой назад, левой вперед.

Третье: ИП — ОС. 1 — мах руками вправо, 2 — мах руками влево, 3 — мах руками вправо, поднять правую ногу вперед, 4 — руки вперед, опустить ногу вниз, 5 — мах руками влево, 6 — мах руками вправо, 7 — мах руками влево, поднять левую ногу вперед, 8 — ИП.

Подбор упражнений и оценка процесса обучаемости соответствовала требованиям одной из наиболее распространенных моделей, предназначенной для описания процесса обучения живых существ, в частности человека — стохастической модели

 

133

 

обучаемости Р. Буша и Ф. Мостеллера [1] в нашей модификации [10] . Ранее модель Буша — Мостеллера использовалась для изучения процесса обучения физическим упражнениям [5] , [9] , [11] , [12] .

В исследованиях принимал участие 101 человек (79 мальчиков и 22 девочки). В возрасте 8—9 лет изучено 19 мальчиков, 10—11 лет — 22; 12—13 лет — 20; 14— 15 лет — 18 мальчиков и 22 девочки.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

Анализ результатов первого теста на воспроизведение мышечных усилий показал, что у детей к 10—11 годам показатели улучшаются по сравнению с 8—9-летними. Впоследствии с возрастом воспроизводимость силовых показателей ухудшается (табл. 1).

Результаты воспроизведения вертикальных линий различной длины (табл. 1) обнаружили, что в большинстве случаев дети проводили линии несколько меньшие предлагаемого задания. Исключение представляет лишь воспроизведение линии длиной 20 мм мальчиками в возрасте 10— 15 лет. Средняя ошибка воспроизведения увеличивалась по мере увеличения длины линии. У детей в основном наблюдается улучшение точности воспроизведения линий различной длины до 12—13 лет, а впоследствии остается на прежнем уровне или даже ухудшается (рис. 1). Подобная закономерность, на наш взгляд, объясняется пубертатным созреванием детей. В этот период происходят изменения в состоянии высшей нервной деятельности, а также наступают эндокринные перестройки, которые, в свою очередь, отражаются на чувствительности кинестетического анализатора (данные согласуются с [2] ).

 

 

Рис. 1. Возрастные изменения точности воспроизведения линий различной длины (1 — показатели воспроизведения линии длиной 20 мм. 2 — длиной 40 мм, 3 — длиной 80 мм, 4 — длиной 160 мм).

 

Скорость обучения психомоторным упражнениям детей различных возрастов происходит по-разному. Например, при обучении второму психомоторному упражнению дети 10—11 лет затратили 13 попыток для полного его освоения (доля удачных попыток 1,0 усл. ед.), а у некоторых 8—9-летних детей освоения навыка не произошло даже к 17-й попытке (доля удачных попыток 0,95 усл. ед., рис. 2А). У детей 12—13 лет, хотя упражнение и было предложено несколько сложнее по сравнению с детьми более младшего возраста, освоение его закончилось к 17-й попытке (рис. 2Б). Девушки 14—15 лет обучались упражнению медленнее, чем дети 12—13 лет.

Результаты обучения двигательным действиям позволили нам сделать следующее заключение: скорость обучения сложнокоординационным психомоторным упражнениям у мальчиков увеличивается в процессе онтогенеза. У девочек освоение упражнений идет медленнее, чем у мальчиков.

Результаты корреляционного анализа, определившего взаимосвязь между уровнем развития кинестетического анализатора и быстротой овладения двигательными навыками,

 

Таблица 1

 

Показателя развития кинестетического анализатора у детей 8—15 лет

 

 

Возраст

 

 

Пол

 

Кистевая динамо-

Пространственная ориентация

метрия

20 мм

40 мм

80 мм

160 мм

Х

±m

X

±m

X

±m

X

±m

X

±m

8—9

М

+0,74

0,38

—2,7

1,36

—13,00

1,01

—27,7

3,17

—63,0

6,99

10—11

М

+0,53

0,18

+0,8

0,17

—6,60

1,09

—11,5

2,39

—24,0

3,38

12—13

М

+1,47

0,54

+1,73

0,78

—0,97

0,21

—3,47

1,14

—11,03

3,65

14—15

М

+3,90

0,83

+0,06

0,02

—1,00

0,16

—8,00

1,89

—12,0

4,03

14—15

Д

—0,15

0,06

—0,74

0,28

—3,40

1,35

—9,90

2,02

—20,5

3,11

 

 

134

 

 

 

Рис. 2. Быстрота обучения второму психомоторному упражнению (1 — быстрота обучения мальчиков 8—9 лет, 2 — 10— 11 лет, 3 — 12—13 лет, 4 — 14—15 лет, 5 — девушек 14—15 лет).

 

у детей различных возрастов были следующими: у детей 8—9 лет отмечен лишь один значимый положительный коэффициент корреляции (табл.2) между третьим психомоторным упражнением и тестом пространственной ориентации — линией длиной 80 мм (r =0,533).

У детей в возрасте 10—11 лет также отмечен лишь один значимый положительный коэффициент корреляции между первым психомоторным упражнением и воспроизведением линии 20 мм (r =0,457). В более позднем возрасте у детей 12—13 лет найдено уже три значимых коэффициентов корреляции: между первым упражнением и воспроизведением линии длиной 80 мм (r = 0,444), вторым упражнением и воспроизведением линии длиной 20 мм (r = 0,465), а также тестом на воспроизведение мышечных усилий (r = 0,525). Они говорят

 

Коэффициенты корреляции, характеризующие взаимосвязь чувствительности кинестетического анализатора с быстротой овладения двигательными навыками у детей 8—9 лет

 

Тесты

1

2

3

4

5

6

7

8

 

1

 

Динамический

 

 

 – 072

 

325

 

343

 

334

 

381

 

346

 

– 272

2

Пространственной ориентации:

 

485*

367

– 051

067

290

  268

 

 

линия длиной 20 мм

 

 

 

 

 

 

 

 

3

     »         »      40 мм

 

 

 

676**

011

– 062

 

– 051

4

     »         »      80 мм

 

 

 

 

429

–184

095

 533*

5

     »         »     160 мм

 

 

 

 

 

036

– 109

 136

6

Первое упражнение

 

 

 

 

 

 

– 129

– 191

7

Второе упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 383

8

Третье упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание. Все нули перед запятой и запятые опущены. * —р<0,05; ** —р<0,01.

 

135

 

Таблица 3

 

Коэффициенты корреляции, характеризующие взаимосвязь чувствительности кинестетического анализатора с быстротой овладения двигательными навыками у девочек 14—15 лет

 

Тесты

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Динамический

010

291

482*

138

133

259

—023

2

Пространственной ориентации: линия длиной 20 мм

 

657**

657**

202

395

528*

462*

3

     »          »     40 мм

 

 

574*

117

437*

324

175

4

     »          »     80 мм

 

 

 

376

352

461*

119

5

     »          »   160 мм

 

 

 

 

335

489*

087

6

Первое упражнение

 

 

 

 

 

653**

155

7

Второе упражнение

 

 

 

 

 

 

429*

8

Третье упражнение

 

 

 

 

 

 

 

 

о положительной взаимосвязи между чувствительностью кинестетического анализатора и быстротой овладения двигательными навыками.

У мальчиков 14—15 лет также выявлена положительная значимая взаимосвязь между тестом воспроизведение линии длиной 20 мм со вторым и третьим психомоторными упражнениями. Соответственно коэффициенты корреляции были r =0,540 и 0,498. У девочек этого же возраста взаимосвязь между чувствительностью кинестетического анализатора и быстротой овладения двигательными навыками обнаружена значительнее (табл. 3). Положительных значимых коэффициентов корреляции для них найдено уже пять.

На основании приведенных данных можно сделать вывод, что в процессе онтогенеза взаимосвязь между чувствительностью кинестетического анализатора и быстротой овладения двигательными навыками становится значительнее.

На основании полученных результатов можно заключить, что у детей существует положительная взаимосвязь между деятельностью кинестетического анализатора и быстротой овладения двигательными навыками (степень взаимосвязи средняя). Поэтому дети, способные точно воспроизводить и ощущать движения, могут быстрее овладевать новыми навыками.

Взаимосвязь самая значимая выявлена между быстротой овладения двигательными навыками и чувством пространственной ориентации. Поэтому прогноз координационных способностей детей можно осуществлять при помощи тестов вертикальных линий (самым прогностическим оказался тест — воспроизведение линии длиной 20 мм). На наш взгляд, их можно включать также в тестовую программу отбора детей и подростков в группы детско-юношеских спортивных школ спортивной гимнастики, акробатики, фигурного катания и другие виды спорта, требующие овладения большим количеством двигательных навыков.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Между чувствительностью кинестетического анализатора и психомоторикой человека, в частности быстротой овладения им двигательными навыками, существует значимая положительная взаимосвязь, которая в процессе онтогенеза становится значительнее.

2. Прогноз координационных способностей детей можно осуществить при помощи тестов вертикальных линий (предложенных В.И. Комиссаровым).

 

1. Буш Р., Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости. М., 1962.

2. Ведяев Ф. П., Завацкий В. И., Ровный А. С. Разностная чувствительность кинестетической и зрительной сенсорных систем при сложной двигательной деятельности человека // Журн. высшей нервной деятельности. 1975. Т. 25. Вып. 1.

3. Жигалин П. С. Об исследовании кинестезии верхних конечностей / Известия АПН РСФСР. 1965. Вып. 138.

4. Завялов А. В., Комиссаров В. И. Корреляция между чувствительностью кинестетического и зрительного анализаторов человека // Журн. высшей нервной деятельности. 1968. Т. 18. Вып. 1.

5. Зациорский В. М. Кибернетика, математика, спорт. М., 1969.

6. Комиссаров В. И. Чувствительность кинестетического анализатора и произвольные движения человека // Вопр. психол. 1969. № 3. C. 72 – 81.

7. Коц Я. М., Найдин В. Л. О роли кинестетического чувства в управлении произвольными  движениями // Вопр. психол. 1966. № 5. С. 114 – 123.

 

136

 

8. Обухова Н. З., Роман Р. А. О роли зрения и мышечно-суставного чувства в воспроизведении пассивных движений (сгибание руки в локтевом суставе) // Журн. высшей нервной деятельности. 1964. Т. 14. Вып. 6.

9. Орлов А. К. Математическое моделирование некоторых сторон обучения физическим упражнениям (на основе стохастической модели Буша и Мостеллера): Автореф. канд. дис. М., 1969.

10. Сергиенко Л. П. Некоторые вопросы контроля за двигательной подготовленностью студентов // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции «Основы профессионального мастерства учителя физической культуры». Ульяновск, 1975.

11. Сергиенко Л. П., Петунин О. В. Математическое моделирование взаимодействия физических качеств и быстроты овладения двигательными навыками // Теория и практика физической культуры и спорта. Киев, 1973. С. 44-47.

12. Сергиенко Л., Подоляк Ю., Евтушок С. Неудачная попытка // Легкая атлетика. 1977. № 5.

13. Тюветский В. Ф. Материалы 18-й научной конференции студентов (ГЦОЛИФК). М., 1965.

14. Wilberg R. В. Response accuracy based upon recall from visual and kinesthetic short-term memory // The Res. Quart. 1969. V. 40. N. 2. Р. 407—414.

 

Поступила в редакцию 8.II 1988 г.