180
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В
КЛУБНОЙ РАБОТЕ
Б.И. КОЧУБЕЙ
Москва
26—28 сентября 1989 г. в Перми проходила Всесоюзная
научная конференция на тему: «Человек и современный клуб: перестройка
взаимоотношений»1. Организационный комитет
выдвинул в качестве основных задач конференции следующие: 1) изучение путей,
условий и предпосылок построения человеческих взаимоотношений в клубе на
гуманистической основе; 2) анализ проблемы преодоления отчуждения человека от
клуба с опорой на представления о человеческой самобытности и самоценности.
В рамках конференции проведено два пленарных и пять
секционных заседаний, организована работа двух «круглых столов», где
рассмотрены вопросы демократизации и гуманизации общей и профессиональной
подготовки будущих культпросветработников, современного клуба.
Психологические и педагогические
181
аспекты клубоведения и близких областей занимали на
конференции, безусловно, ведущее место. Так, внимание участников привлекла
серия докладов пермских психологов Л.Я. Дорфмана, Б.М. Парного и Л.И. Щебетенко, в которых была дана попытка заложить основы
принципиально новой психолого-педагогической концепции, названной авторами
психопедагогикой индивидуальности. Сходные проблемы, связанные с поиском путей
гуманизации педагогической работы в клубе, поднимались в сообщениях Ю.П. Зуйко и С.Р. Фейгинова (Пермь) «Гуманистическое клубоведение», В.А. Янчука (Минск) «Опорные зоны
саморегуляции социального поведения личности» и др.
В выступлениях З.В.
Чернухи (Ровно), Б.С. Смирнова
(Ленинград), В.А. Мальцева (Пермь), Т.Е. Вяткиной (Пермь), С.Р. Фейгинова рассматривались разнообразные
формы педагогической деятельности в клубе, взаимоотношения клуба и школы, клуба
и семьи, клуба и детских музыкальных учебных заведений. Проблему воспитания
нового поколения клубных работников, способных к нестандартным, творческим
решениям, рассматривали в своих докладах З.Е.
Воробьева (Пермь), А.П. Марков
(Ленинград), Н.К. Бакланова (Москва)
и ряд других участников.
Большое место на конференции занимали вопросы
подготовки студентов творческих специальностей: будущих музыкантов, художников,
деятелей театра. В сообщениях на эту тему рассматривалась, в частности,
проблема соотношения эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий
обучения творческим специальностям. Развитием этой темы послужило обсуждение
проблем психологии художественного творчества. В частности, В. Н. Панкратов (Пермь) анализировал
роль игры как специфической формы человеческой деятельности, Б.И. Кочубей рассматривал процесс воплощения
как объединяющий психофизиологические отношения и отношения образа и материала
в произведении искусства, В. И. Савенко
(Пермь), Л. Я. Дорфман и другие
обсуждали различные аспекты процесса воплощения художественного образа в связи
с особенностями деятельности актера.
Ряд докладов был посвящен психологии досуговой
активности различных социальных групп. Выступавшие на эту тему рассматривали
специфику психолого-педагогической и психокоррекционной работы в таких клубных
заведениях, как клубы пожилых (Л.И.
Санникова. Пермь), клубы близнецов (В.В.
Семенов, Москва), библиотечные клубы (Г.С.
Ганзикова, Пермь), объединения больных хроническими соматическими
заболеваниями (Н.Д. Семенова, Москва)
и т.п.
Конференция приняла итоговый документ, призывающий,
в частности, к развитию междисциплинарных связей клубной теории с социологией и
психологией, к деавторитаризации клубов на основе признания уникальности и
неповторимости человека, его способности к саморганизации и подлинной самодеятельности.
1 Полный текст всех докладов,
подготовленных к конференции, содержится в сб.: Человек и современный клуб:
перестройка взаимоотношений / Под ред. Л.Я. Дорфмана и др. Пермь, 1989.