Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

180

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА В КЛУБНОЙ РАБОТЕ

 

Б.И. КОЧУБЕЙ

Москва

 

26—28 сентября 1989 г. в Перми проходила Всесоюзная научная конференция на тему: «Человек и современный клуб: перестройка взаимоотношений»1. Организационный комитет выдвинул в качестве основных задач конференции следующие: 1) изучение путей, условий и предпосылок построения человеческих взаимоотношений в клубе на гуманистической основе; 2) анализ проблемы преодоления отчуждения человека от клуба с опорой на представления о человеческой самобытности и самоценности.

В рамках конференции проведено два пленарных и пять секционных заседаний, организована работа двух «круглых столов», где рассмотрены вопросы демократизации и гуманизации общей и профессиональной подготовки будущих культпросветработников, современного клуба.

Психологические и педагогические

 

181

 

аспекты клубоведения и близких областей занимали на конференции, безусловно, ведущее место. Так, внимание участников привлекла серия докладов пермских психологов Л.Я. Дорфмана, Б.М. Парного и Л.И. Щебетенко, в которых была дана попытка заложить основы принципиально новой психолого-педагогической концепции, названной авторами психопедагогикой индивидуальности. Сходные проблемы, связанные с поиском путей гуманизации педагогической работы в клубе, поднимались в сообщениях Ю.П. Зуйко и С.Р. Фейгинова (Пермь) «Гуманистическое клубоведение», В.А. Янчука (Минск) «Опорные зоны саморегуляции социального поведения личности» и др.

В выступлениях З.В. Чернухи (Ровно), Б.С. Смирнова (Ленинград), В.А. Мальцева (Пермь), Т.Е. Вяткиной (Пермь), С.Р. Фейгинова рассматривались разнообразные формы педагогической деятельности в клубе, взаимоотношения клуба и школы, клуба и семьи, клуба и детских музыкальных учебных заведений. Проблему воспитания нового поколения клубных работников, способных к нестандартным, творческим решениям, рассматривали в своих докладах З.Е. Воробьева (Пермь), А.П. Марков (Ленинград), Н.К. Бакланова (Москва) и ряд других участников.

Большое место на конференции занимали вопросы подготовки студентов творческих специальностей: будущих музыкантов, художников, деятелей театра. В сообщениях на эту тему рассматривалась, в частности, проблема соотношения эмоциональных, когнитивных и поведенческих стратегий обучения творческим специальностям. Развитием этой темы послужило обсуждение проблем психологии художественного творчества. В частности, В. Н. Панкратов (Пермь) анализировал роль игры как специфической формы человеческой деятельности, Б.И. Кочубей рассматривал процесс воплощения как объединяющий психофизиологические отношения и отношения образа и материала в произведении искусства, В. И. Савенко (Пермь), Л. Я. Дорфман и другие обсуждали различные аспекты процесса воплощения художественного образа в связи с особенностями деятельности актера.

Ряд докладов был посвящен психологии досуговой активности различных социальных групп. Выступавшие на эту тему рассматривали специфику психолого-педагогической и психокоррекционной работы в таких клубных заведениях, как клубы пожилых (Л.И. Санникова. Пермь), клубы близнецов (В.В. Семенов, Москва), библиотечные клубы (Г.С. Ганзикова, Пермь), объединения больных хроническими соматическими заболеваниями (Н.Д. Семенова, Москва) и т.п.

Конференция приняла итоговый документ, призывающий, в частности, к развитию междисциплинарных связей клубной теории с социологией и психологией, к деавторитаризации клубов на основе признания уникальности и неповторимости человека, его способности к саморганизации и подлинной самодеятельности.

 



1 Полный текст всех докладов, подготовленных к конференции, содержится в сб.: Человек и современный клуб: перестройка взаимоотноше­ний / Под ред. Л.Я. Дорфмана и др. Пермь, 1989.