Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

179

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

СЕМИНАР ПО ПРОБЛЕМАМ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

 

А.П. КОЛИСНЫК, С.Н. ОМЕЛЬЧЕНКО, В.Г. ПОЛЯКОВ

Луцк

 

28—30 августа 1989 г. в Луцком пединституте им. Леси Украинки состоялся теоретический семинар «Проблема саморазвития личности: методология и практика», организованный молодежными секциями волынских организаций Украинского отделения Философского общества СССР, Общества психологов СССР и Социологической ассоциации СССР. В работе семинара приняли участие молодые философы и психологи из 8 городов трех республик — УССР, БССР и РСФСР.

Пленарное заседание открыл проректор по науке Луцкого пединститута Р.А. Арцышевский, который отметил, что отсутствие достаточной теоретической основы для исследований саморазвития личности является тормозом на пути процессов перестройки, происходящих как в обществе в целом, так и в системе народного образования. Разработка проблем самоопределения и самопроектирования, самоконтроля и саморегуляции личности и, конечно же, формирования самосознания поможет перевести на практическую основу формирование личности в качестве субъекта самовоспитания, а не объекта воспитания.

В.Л. Петрушенко (Львов) выступил с докладом, в котором подверг критике упрощенные и редукционистские толкования специфики человека, попытки разложения человека по видам потребностей. В подобных толкования человек исчезает вместе с его тайной. Задача науки не ограничивается обоснованием тех или иных положений, ее миссия заключается в утверждении вопроса о ценности и смысле человеческой жизни. Вопрос об абсолютных ценностях человеческого бытия нельзя отдавать на откуп только религии, так как это составляет основу смысла жизни каждого человека. Поиск абсолютов жизни всегда был ключевым в истории человечества, поскольку они в конечном итоге и определили нравственные, моральные и культурные идеалы народов.

В докладе А.П. Колисныка обосновывалась необходимость широкого использования возможностей практической психологии в подготовке педагогических кадров. При этом особую роль в процессе становления личности играют механизмы рефлексии и психической саморегуляции. Доклады вызвали оживленную дискуссию.

В рамках теоретического семинара состоялись заседания двух «круглых столов». На «круглом столе» по психолого-педагогическим проблемам саморазвития личности П.П. Горностай (Луцк) охарактеризовал психологический механизм реализации саморазвития, определяя его как особое состояние, в котором субъектом своего развития выступает сам человек. Аналогичные вопросы затрагивались в выступлениях В.И. Залуского и В.М. Шпака (Луцк).

Ряд выступлений был посвящен социально-психологическому тренингу и его роли в активизации способности к саморазвитию. Н.А. Горбович (Винница) представил методику ролевого тренинга учителей и учеников, в основу которой положен принцип развития личности как непрерывный процесс овладения его умением вести диалог. О.С. Васильева (Ростов-на-Дону) предложила методику реализации самопознания и самоопределения личности в процессе группового общения. Подобные проблемы затронули С.В. Васьковская, В.В. Остринский и В.Н. Остринская (Житомир), Г.И. Шевчук и И.А. Грабская (Киев).

Интерес участников вызвало выступление Е.Т. Дубовой (Ростов-на-Дону) «Эволюция человека как эволюция его сознания», в котором обосновывалась гипотеза о том, что семь кризисов в жизни человека (микроонтогенез) соответствуют семи уровням развития человеческого сознания (макроонтогенез).

 

180

 

Эти семь «посвящений» в человека и являются последовательными ступенями постижения ценности бытия. Причем такие качества личности, как чувство социальной ответственности, справедливости, способности к самосовершенствованию и др., соответствуют наиболее высокой ступени развития сознания. Эти качества нельзя привнести в человека извне, ибо все должно пройти через внутренний процесс саморазвития.

В.И. Ковалев (Черновцы) остановился на соотношении феномена Я и времени. Прослеживая процесс развития личности, автор пришел к выводу о необходимости каждому освоить свой природный потенциал умения не только анализировать свершившееся, но и «проигрывать» свою жизнь, прогнозировать ее. Проблеме пространственно-временных отношений в структуре сознания личности посвящалось выступление В.В. Кардаша (Луцк).

О.С. Чичкевич (Львов) в выступлении «Гуманистические традиции в концепции «психотерапия через развитие» К. Домбровского» охарактеризовала концепцию польского психиатра как продолжение гуманистических традиций в психологии, раскрыла специфику пяти этапов в развитии сознания, предложенных этой концепцией.

В работе «круглого стола» по философско-методическим проблемам саморазвития личности активно обсуждался феномен отчуждения. В.А. Седнев (Минск) в выступлении «К. Маркс об отчуждении человека» развил идею, что упразднение самоотчуждения человека идет в обратном порядке по отношению к процессу становления отчуждения в обществе. И.В. Сульженко (Львов) в сообщении «Homo politicus — феномен отчуждении» защищал тезис о том, что политика наиболее полно выражает отчуждение. Демократизация и присвоение народом права решения правовых и политических проблем приводят к снятию деформаций личности и ведут к ее активизации. Дискуссия по этой проблеме показала необходимость и плодотворность исследования связи становления личности и явления отчуждения в различных сферах жизни. На это обращалось внимание в выступлениях В.Л. Пенько, С.С. Возняка, Л.В. Артенюк (Луцк), С.М. Симоненко. О.А. Розумович (Львов) и других.

Участников семинара заинтересовали выступления Е.Т. Дубовой и С.Б. Есельсона «О духе и душе», а также В.Г. Полякова «Идеал как условие саморазвития личности». Автор последнего обосновал тезис о том, что человеческим идеалом может быть только идеал человека. История, по его мнению, является постоянным поиском такого идеала, и отдельный человек только тогда саморазвивается, когда он сознательно вырабатывает и достигает этот идеал.

Участники семинара обменялись мнениями и пришли к выводу о том, что проблема саморазвития личности является весьма актуальной и требует глубокого междисциплинарного изучения. Для направления усилий молодых ученых по этой проблеме создан координационный совет при кафедрах психологии и философии Луцкого пединститута (263021, УССР, г. Луцк, ул. Радянська, 86).