Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

175

 

АРМЯНСКАЯ СОВЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: РАЗВИТИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

С.А. СЕДРАКЯН

Ереван

 

Армянская советская психология. Избранные страницы / Сост. О.М. Тутунджян. Ереван: Изд-во Ереванского гос. ун-та, 1988. 527 с. (на арм. яз.).

 

Книга, посвященная развитию психологических исследований в Армении, выпущена впервые. Она открывается статьей О.М. Тутунджяна, в которой характеризуется история развития армянской психологической мысли. Автор дает периодизацию истории армянской психологии (зарубежной и отечественной) по отраслям, освещает тематику исследований, проводимых в различные периоды.

В области истории психологии представлены работы М.А. Мазманяна по изучению армянской психологической мысли, в частности его исследования, посвященные С. Назарянцу, М. Налбандяну, С. Паповянцу, А. Багадряну, М. Аствацатурову. Он показал, что армянская психологическая мысль в XIX в. развивалась под благотворным воздействием русской философии и естествознания, взглядов русских революционных материалистов и рефлекторной теории И.М. Сеченова, что способствовало формированию армянского теоретического и экспериментального научного мышления. Исследованием научных связей между русскими и армянскими физиологами занимался А.А. Лалаян. В статье показывается, как под воздействием прогрессивных мыслей И.М. Сеченова, И.П. Павлова и Б.М. Бехтерева экспериментальными путями происходит развитие основ нейрофизиологии в Армении. Истории зарубежной и, в частности, французской психологии, посвящена статья О.М. Тутунджяна «Основные принципы и методы изучения истории психологии». Это историко-критическая работа, в которой показываются основные особенности становления психологической мысли в условиях открытой борьбы между материализмом и идеализмом.

Ряд статей сборника освещает развитие проблем общей психологии (Налчаджян А.А. «Фрустрация самосознания личности»; Мкртчян М.Г. «Самоутверждение и поиски смысла жизни»; Эдилян Г.М. «Социальная сторона восприятия», «Характеристика восприятия»). Статья Л.С. Варданян «Планирование и ретроактивное торможение» посвящена изучению процесса запоминания наглядного и словесного материала.

Проблемам детской и педагогической психологии посвящена одна из первых работ в этой области — исследование Г.Т. Овсепян «Развитие наблюдения у ребенка» (1939). В 60-е гг. в Армении большое внимание стало уделяться исследованию возрастных особенностей школьника (работы М.С. Мелкумяна, Д.О. Оганесян, К.О. Сантросян, Л.С. Варданян, К.В. Восканяна, Е.А. Милеряна и других).

На стыке проблем общей психологии и психолингвистики, генетической и педагогической психологии находятся научно-экспериментальные исследования И.М. Геодакян, которые посвящены исследованию трех проблем: психологических аспектов преподавания русского языка в армянской школе, особенностей пространственных мыслительных образов, психологии восприятия (его вербальным и невербальным компонентам).

Большая работа проведена армянскими психологами в изучении психологических вопросов обучения как родному языку (Г.А. Хачатрян, Г.Р. Канецян, А.А. Акопян), так и русскому (И.М. Геодакян, А. Закарян, Н. Ованесян) и немецкому (Э.А. Абрамян). К этим работам примыкают и исследования Р.Н. Каджоян.

Проблемам обучения посвящены также статьи Д.О. Ованесяна о формировании целеустремленности учеников и Э.О. Нерсесян «Формирование практического мышления в процессе труда».

Исследованию мышления у детей различного возраста посвящены работы М.С. Ерицяна и К.В. Восканяна. В статье Э.А. Александрян излагаются результаты ее исследований внимания у детей от 2 до 6 мес.

В области изучения психологии творчества представлены интересные работы М.А. Мазманяна, О.М. Тутунджяна, А.А. Налчаджяна, Д.А. Абрамяна и А.М. Мириманян.

Актуальным проблемам психологии труда и инженерной психологии посвящены статьи

 

176

 

Е.А. Милеряна, Р.В. Агузумцяна, Э.О. Нерсисян, С.В. Амбарцумяна, Д.О. Оганесян, составивших соответствующий раздел сборника. Есть в книге и статьи но психологии спорта (А.А. Лалаян; О.М. Тутунджян).

О развивающемся интересе армянских психологов к области социальной психологии свидетельствуют представленные в отдельном разделе сборника исследования С.Дж. Арзуманяна, А.М. Овакимяна, Л.Н. Джрназяна и Г.С. Котанджяна.

Сборник является по сути дела хрестоматией; он дает широкую, полную и целостную панораму развития психологии в Армении. Желательно, чтобы он был переведен на русский язык.