175
АРМЯНСКАЯ СОВЕТСКАЯ
ПСИХОЛОГИЯ: РАЗВИТИЕ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
С.А. СЕДРАКЯН
Ереван
Армянская советская психология. Избранные страницы /
Сост. О.М. Тутунджян. Ереван: Изд-во Ереванского гос. ун-та, 1988. 527 с. (на
арм. яз.).
Книга, посвященная развитию психологических
исследований в Армении, выпущена впервые. Она открывается статьей О.М.
Тутунджяна, в которой характеризуется история развития армянской
психологической мысли. Автор дает периодизацию истории армянской психологии
(зарубежной и отечественной) по отраслям, освещает тематику исследований,
проводимых в различные периоды.
В области истории психологии представлены работы
М.А. Мазманяна по изучению армянской психологической мысли, в частности его
исследования, посвященные С. Назарянцу, М. Налбандяну, С. Паповянцу, А.
Багадряну, М. Аствацатурову. Он показал, что армянская психологическая мысль в
XIX в. развивалась под благотворным воздействием русской философии и
естествознания, взглядов русских революционных материалистов и рефлекторной
теории И.М. Сеченова, что способствовало формированию армянского теоретического
и экспериментального научного мышления. Исследованием научных связей между
русскими и армянскими физиологами занимался А.А. Лалаян. В статье показывается,
как под воздействием прогрессивных мыслей И.М. Сеченова, И.П. Павлова и Б.М.
Бехтерева экспериментальными путями происходит развитие основ нейрофизиологии в
Армении. Истории зарубежной и, в частности, французской психологии, посвящена
статья О.М. Тутунджяна «Основные принципы и методы изучения истории
психологии». Это историко-критическая работа, в которой показываются основные
особенности становления психологической мысли в условиях открытой борьбы между
материализмом и идеализмом.
Ряд статей сборника освещает развитие проблем общей
психологии (Налчаджян А.А. «Фрустрация самосознания личности»; Мкртчян М.Г.
«Самоутверждение и поиски смысла жизни»; Эдилян Г.М. «Социальная сторона
восприятия», «Характеристика восприятия»). Статья Л.С. Варданян «Планирование и
ретроактивное торможение» посвящена изучению процесса запоминания наглядного и
словесного материала.
Проблемам детской и педагогической психологии
посвящена одна из первых работ в этой области — исследование Г.Т. Овсепян
«Развитие наблюдения у ребенка» (1939). В 60-е гг. в Армении большое внимание
стало уделяться исследованию возрастных особенностей школьника (работы М.С.
Мелкумяна, Д.О. Оганесян, К.О. Сантросян, Л.С. Варданян, К.В. Восканяна, Е.А.
Милеряна и других).
На стыке проблем общей психологии и
психолингвистики, генетической и педагогической психологии находятся
научно-экспериментальные исследования И.М. Геодакян, которые посвящены
исследованию трех проблем: психологических аспектов преподавания русского языка
в армянской школе, особенностей пространственных мыслительных образов,
психологии восприятия (его вербальным и невербальным компонентам).
Большая работа проведена армянскими психологами в
изучении психологических вопросов обучения как родному языку (Г.А. Хачатрян,
Г.Р. Канецян, А.А. Акопян), так и русскому (И.М. Геодакян, А. Закарян, Н.
Ованесян) и немецкому (Э.А. Абрамян). К этим работам примыкают и исследования
Р.Н. Каджоян.
Проблемам обучения посвящены также статьи Д.О.
Ованесяна о формировании целеустремленности учеников и Э.О. Нерсесян
«Формирование практического мышления в процессе труда».
Исследованию мышления у детей различного возраста
посвящены работы М.С. Ерицяна и К.В. Восканяна. В статье Э.А. Александрян
излагаются результаты ее исследований внимания у детей от 2 до 6 мес.
В области изучения психологии творчества
представлены интересные работы М.А. Мазманяна, О.М. Тутунджяна, А.А.
Налчаджяна, Д.А. Абрамяна и А.М. Мириманян.
Актуальным проблемам психологии труда и инженерной
психологии посвящены статьи
176
Е.А. Милеряна, Р.В. Агузумцяна, Э.О. Нерсисян, С.В.
Амбарцумяна, Д.О. Оганесян, составивших соответствующий раздел сборника. Есть в
книге и статьи но психологии спорта (А.А. Лалаян; О.М. Тутунджян).
О развивающемся интересе армянских психологов к
области социальной психологии свидетельствуют представленные в отдельном
разделе сборника исследования С.Дж. Арзуманяна, А.М. Овакимяна, Л.Н. Джрназяна
и Г.С. Котанджяна.
Сборник является по сути дела хрестоматией; он дает
широкую, полную и целостную панораму развития психологии в Армении. Желательно,
чтобы он был переведен на русский язык.