172
КЛИНИКА И ПСИХОЛОГИЯ
НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
И.Ф. МЯГКОВ,
Н.В. ЛАНИНА
Воронеж
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.
Л.: Медицина, 1988. 246 с.
Фундаментальное исследование, представленное в монографии
А.И. Захарова, привлекает внимание не только актуальностью и проблематичностью
темы, но и клинико-психологическим анализом обширного фактического материала
обследований. Клиника неврозов рассматривается в широком
социально-психологическом аспекте, а личность больного — как формирующаяся
система субъективных отношений (В.Н. Мясищев), которая определяется
социально-психологическими, социокультурными и социально-экономическими факторами.
Причем для каждого фактора выделяются конкретные ситуации, способствующие
возникновению эмоционального напряжения, стрессу или фрустрации. Учитывая
различные индивидуально-значимые патогенные факторы и выделяя наиболее типичные
из них, автор представляет основные закономерности зарождения и развития невроза
у ребенка как психогенного заболевания. При этом семейный фактор как главный
двигатель неврозов анализируется очень многомерно, в тесной связи с
индивидуально-психологическими особенностями
ребенка.
Психическому развитию детей посвящается отдельная глава.
В ней рассматриваются преморбидные особенности детей (эмоциональность,
непосредственность, впечатлительность, импрессивность, выраженность чувства Я,
беззащитность, гуманистическая направленность личности), которые под влиянием
внутрисемейных психотравмирующих ситуаций превращаются в свои крайние, уже
болезненные состояния, такие, как эмотивность, беспокойство, ранимость,
уязвимость и т.д. Это и дает основание родителям воспринимать своих детей не такими,
как все другие. Развитие ребенка рассматривается во взаимодействии его с
широкой социальной средой (семья, детский сад, школа и т.д.).
Довольно подробно описываются методика семейного
приема и клинико-психологическое обследование детей. Психосоматические
расстройства ребенка рассматриваются в системе семейных отношений, невроз
ребенка трактуется в большей степени как отражение и результат аккумуляции родительских
и прародительских социально-психологических, клинических проблем и конфликтов.
В книге дан четкий, глубокий и всесторонний социально-психологический портрет
семьи с анализом личности родителей и конфликтов в семье. При этом представлен
результат огромной аналитической работы по обобщению данных
социально-психологических исследований как по традиционным психологическим
экспресс-методам, так и по разработанным автором методам (шкала невротизации
для родителей, вопросник магического настроя, вопросник невротического типа
реагирования, вопросник проблемных ситуаций во взаимоотношении с детьми и др.).
В книге показано, что структура семьи детей,
страдающих неврозами, отличается односторонним, иерархизированным функционированием
с преобладанием доминирования чаще со стороны матери и недостаточной ролью
отца. При этом отношение матерей к семейной роли нередко негативное, в сочетании
с гиперсоциальной направленностью личности, ориентацией на профессиональную
деятельность. А.И. Захаров выделяет ряд общих неблагоприятных
173
особенностей
личности родителей, в наибольшей степени присущих матерям детей с неврозами:
это сензитивность, недостаточная степень самопринятия (что порождает
неуверенность в себе), внутренняя конфликтность, эгоцентризм, негибкость,
гиперсоциальность и тревожность. Причем отцы менее тревожны, но более
мнительны. Такие неблагополучные исходные данные семьи задают определенный тон
общения и между супругами, и с детьми, порождающий конфликты, которые
конструктивно не разрешаются в силу ригидности, эгоцентризма,
«принципиальности» родителей. Так определенный опыт взаимоотношений в семье
передается детям. А.И. Захаров обращает внимание на опыт конфликтного общения
будущих родителей еще в прародительских семьях, отмечая также закономерность
конфликтов между супругами при нарушениях полоролевой идентификации. Определенный
интерес представляют также данные сопоставления личностных профилей родителей с
наиболее возможной формой неврозов у детей.
Несоответствие воспитания своеобразию темперамента,
складу характера формирующейся личности ребенка приводит к депривации и
болезненному заострению ведущих потребностей ребенка, его эффективным
переживаниям. Родители, не ориентирующиеся на особенности ребенка, не способны
справиться с его развитием.
Анализируя преморбидные особенности детей, автор
отмечает преобладание у детей, страдающих неврозами, правополушарной активности.
Столкновение активности правого полушария с «левополушарным типом воспитания»
(с подавлением эмоциональной активности ребенка, чрезмерностью нравоучений,
запретов, давления) вызывает нарушения билатеральной регуляции и ведет к
неврозу. Подчеркивается патогенетическая роль в происхождении и проявлении
неврозов, невропатий, резидуальной церебральной органической недостаточности и
дизонтогенеза.
Приводимые в монографии научно-теоретические данные,
новые обобщения очень наглядно подкреплены конкретными примерами из практики,
фактическими данными конкретных обследований. А яркая клинико-психологическая
характеристика страха и тревоги у детей в зависимости от возраста и пола
позволяет более рационально строить программу психопрофилактики.
Монография представляет большой научно-практический
интерес для психологов, поскольку дает много новых обобщений по вопросам
нарушений внутрисемейного функционирования, причин невротического изменения
личности, обогащает методологический и методический арсенал психологов-практиков.
Приведенные в книге данные являются ценными для диагностики, психологической
коррекции семейных отношений при детских неврозах или трудностях общения с
ребенком. Свободное изложение клинического и экспериментально-психологического
материала, содержательность, научность и доступность языка делают монографию
настольной книгой практического психолога, работающего в области пограничных
состояний.