Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

172

 

КЛИНИКА И ПСИХОЛОГИЯ НЕВРОЗОВ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

 

И.Ф. МЯГКОВ, Н.В. ЛАНИНА

Воронеж

 

Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков. Л.: Медицина, 1988. 246 с.

 

Фундаментальное исследование, представленное в монографии А.И. Захарова, привлекает внимание не только актуальностью и проблематичностью темы, но и клинико-психологическим анализом обширного фактического материала обследований. Клиника неврозов рассматривается в широком социально-психологическом аспекте, а личность больного — как формирующаяся система субъективных отношений (В.Н. Мясищев), которая определяется социально-психологическими, социокультурными и социально-экономическими факторами. Причем для каждого фактора выделяются конкретные ситуации, способствующие возникновению эмоционального напряжения, стрессу или фрустрации. Учитывая различные индивидуально-значимые патогенные факторы и выделяя наиболее типичные из них, автор представляет основные закономерности зарождения и развития невроза у ребенка как психогенного заболевания. При этом семейный фактор как главный двигатель неврозов анализируется очень многомерно, в тесной связи с индивидуально-психологическими  особенностями ребенка.

Психическому развитию детей посвящается отдельная глава. В ней рассматриваются преморбидные особенности детей (эмоциональность, непосредственность, впечатлительность, импрессивность, выраженность чувства Я, беззащитность, гуманистическая направленность личности), которые под влиянием внутрисемейных психотравмирующих ситуаций превращаются в свои крайние, уже болезненные состояния, такие, как эмотивность, беспокойство, ранимость, уязвимость и т.д. Это и дает основание родителям воспринимать своих детей не такими, как все другие. Развитие ребенка рассматривается во взаимодействии его с широкой социальной средой (семья, детский сад, школа и т.д.).

Довольно подробно описываются методика семейного приема и клинико-психологическое обследование детей. Психосоматические расстройства ребенка рассматриваются в системе семейных отношений, невроз ребенка трактуется в большей степени как отражение и результат аккумуляции родительских и прародительских социально-психологических, клинических проблем и конфликтов. В книге дан четкий, глубокий и всесторонний социально-психологический портрет семьи с анализом личности родителей и конфликтов в семье. При этом представлен результат огромной аналитической работы по обобщению данных социально-психологических исследований как по традиционным психологическим экспресс-методам, так и по разработанным автором методам (шкала невротизации для родителей, вопросник магического настроя, вопросник невротического типа реагирования, вопросник проблемных ситуаций во взаимоотношении с детьми и др.).

В книге показано, что структура семьи детей, страдающих неврозами, отличается односторонним, иерархизированным функционированием с преобладанием доминирования чаще со стороны матери и недостаточной ролью отца. При этом отношение матерей к семейной роли нередко негативное, в сочетании с гиперсоциальной направленностью личности, ориентацией на профессиональную деятельность. А.И. Захаров выделяет ряд общих неблагоприятных

 

173

 

особенностей личности родителей, в наибольшей степени присущих матерям детей с неврозами: это сензитивность, недостаточная степень самопринятия (что порождает неуверенность в себе), внутренняя конфликтность, эгоцентризм, негибкость, гиперсоциальность и тревожность. Причем отцы менее тревожны, но более мнительны. Такие неблагополучные исходные данные семьи задают определенный тон общения и между супругами, и с детьми, порождающий конфликты, которые конструктивно не разрешаются в силу ригидности, эгоцентризма, «принципиальности» родителей. Так определенный опыт взаимоотношений в семье передается детям. А.И. Захаров обращает внимание на опыт конфликтного общения будущих родителей еще в прародительских семьях, отмечая также закономерность конфликтов между супругами при нарушениях полоролевой идентификации. Определенный интерес представляют также данные сопоставления личностных профилей родителей с наиболее возможной формой неврозов у детей.

Несоответствие воспитания своеобразию темперамента, складу характера формирующейся личности ребенка приводит к депривации и болезненному заострению ведущих потребностей ребенка, его эффективным переживаниям. Родители, не ориентирующиеся на особенности ребенка, не способны справиться с его развитием.

Анализируя преморбидные особенности детей, автор отмечает преобладание у детей, страдающих неврозами, правополушарной активности. Столкновение активности правого полушария с «левополушарным типом воспитания» (с подавлением эмоциональной активности ребенка, чрезмерностью нравоучений, запретов, давления) вызывает нарушения билатеральной регуляции и ведет к неврозу. Подчеркивается патогенетическая роль в происхождении и проявлении неврозов, невропатий, резидуальной церебральной органической недостаточности и дизонтогенеза.

Приводимые в монографии научно-теоретические данные, новые обобщения очень наглядно подкреплены конкретными примерами из практики, фактическими данными конкретных обследований. А яркая клинико-психологическая характеристика страха и тревоги у детей в зависимости от возраста и пола позволяет более рационально строить программу психопрофилактики.

Монография представляет большой научно-практический интерес для психологов, поскольку дает много новых обобщений по вопросам нарушений внутрисемейного функционирования, причин невротического изменения личности, обогащает методологический и методический арсенал психологов-практиков. Приведенные в книге данные являются ценными для диагностики, психологической коррекции семейных отношений при детских неврозах или трудностях общения с ребенком. Свободное изложение клинического и экспериментально-психологического материала, содержательность, научность и доступность языка делают монографию настольной книгой практического психолога, работающего в области пограничных состояний.