Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

168

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

Социально-психологический анализ авторитарной личности

 

Altemeyer В. Enemies of freedom. Understanding right-wing authoritarianism. San Francisco; L.: Jossey-Bass Publishers, 1988. 378 p.

 

Книга Б. Олтемейера — продолжение давней традиции изучения так называемой авторитарной

 

169

 

личности на Западе. Начиная со знаменитой работы Т. Адорно и сотр. (см.: Adorno Т.W. et al. The authoritarian personality. N.Y.: Harper and Row, 1950. V. 1—2. 980 р.), понятие авторитарной личности прочно вошло в научный, а затем и в культурно-массовый обиход. Авторов этой знаменитой во всем мире, за исключением нашей страны, работы интересовали психологические корни фашизма. Им блестяще удалось определить психологический портрет нациста. Созданный ими инструмент позволял исследовать и измерять именно психологическую структуру личности политических экстремистов правого толка. По мнению этих исследователей, ее суть — синдром авторитаризма.

Исследования Т. Адорно вызвали огромный научный и общественный резонанс в США и в Западной Европе. Психологическая подоплека фашизма, как, впрочем, и любого другого авторитарного режима, сразу же оказалась в фокусе общественных дискуссий. В результате произошел целый ряд очень существенных общественных изменений. Одно из них — изменение характера семейных отношений, в частности отношений между родителями и детьми: новые, более непосредственные, свободные, гибкие нормы отношений пришли на смену викторианской строгости, дистантности и эмоциональной сухости.

Развивались и собственно научные аспекты проблемы. Совершенствовались исследовательские процедуры и измерительные техники. Создавались новые шкалы и опросники для измерения авторитаризма, измерялась степень выраженности авторитарных черт у различных групп населения. Огромную роль во всей этой работе сыграл автор рецензируемой работы Боб Олтемейер, профессор университета Манитоба (Виннипег, Канада). Настоящий труд — подведение итогов этой поистине титанической работы.

Главной теоретической задачей, поставленной автором, является поиск ответа на три основных вопроса: 1) Каким образом личность приобретает авторитарные черты? 2) Почему установки авторитарных людей организованы так, а не иначе? 3) Каковы способы воздействия на авторитаризм в демократическом обществе?

В первой главе книги представлен анализ исследований авторитаризма, приводится определение авторитаризма и формулируются важнейшие теоретические проблемы.

Во второй главе описаны принципы и методики исследований Б. Олтемейера, приводится текст шкалы правого авторитаризма. Здесь же приведены обобщенные результаты более чем 20 тыс. респондентов, которые заполняли эту шкалу в течение последних 15 лет. Основной результат сравнения данных свидетельствует, что в течение 15 лет в западном, в частности канадском, обществе уровень авторитаризма медленно, но неуклонно повышается. Автор обсуждает также ряд психометрических проблем, которые ему приходилось решать, создавая шкалу авторитаризма.

Третья глава содержит ответ на вопрос: каким образом происходит формирование авторитаризма у конкретного человека? Анализируются два объяснительных подхода: психоаналитический и концепция социального научения, разработанная Бандурой. Симпатии автора на стороне второй модели. В главе приводится рассуждение о значении личного опыта человека в формировании его авторитарных установок, описываются два лонгитюдных исследования.

В четвертой и пятой главах исследуется наиболее загадочный из компонентов авторитарного синдрома — авторитарная агрессия. Эксперименты и теоретические рассуждения автора объясняют, почему агрессия не только не противоречит авторитарному подчинению, т.е. послушности, соблюдению всех норм и правил общества, но и логически дополняет эту схему. Каким образом человек, проявляющий агрессию по отношению к другим, для себя сохраняет образ собственной непогрешимости? Для объяснения этого автор анализирует психоаналитическую концепцию, теорию социального научения, а также теорию фрустрации — агрессии.

Связь между религиозностью личности и уровнем авторитаризма прослежена в шестой главе. Приводятся данные об их взаимном влиянии, обсуждается вопрос о том, почему одни религии в большей степени способствуют проявлению авторитаризма у своих последователей, чем другие.

Доказательству того, что авторитаризм связан с политическими предпочтениями личности, посвящена седьмая глава. Результаты исследований, проведенных автором среди политических деятелей Канады и США, позволили ему заключить, что именно уровень авторитаризма дифференцирует политиков лучше любого другого политического фактора. Исследуются приверженность той или иной партии и наблюдаемый при этом уровень авторитаризма. Обсуждается также проблема левого авторитаризма.

В восьмой главе описаны способы воздействия на правый авторитаризм в демократическом обществе. Основные рекомендации

 

170

 

автора обращены к преподавателям и воспитателям, средствам массовой информации, религиозным деятелям. В частности, показаны конкретные шаги, которые они могут предпринять для снижения уровня авторитаризма своих воспитанников и последователей.

Рецензируемая работа достаточно необычна: все те результаты, на которых она основана, получены самим автором. Нет ни одного сравнения его данных с аналогичными данными других исследователей. Это может расцениваться и как достоинство, и как недостаток.

Общие выводы Б. Олтемейера оптимистичны. Общество располагает многими средствами воздействия на авторитаризм в сторону его редукции. Большую роль в этом могут играть и чисто психологические факторы: нужно обеспечить авторитарным личностям возможность осознать, что их способ мышления и поведения не является единственно возможным; кроме того, если наладить соответствующую обратную связь, которая позволит им осознать уровень собственного авторитаризма, то оказывается, что многие из авторитарных личностей снижают этот показатель у себя, по крайней мере, до средних значений. Для современного советского общества, по нашему убеждению, проблема авторитарной личности представляется одной из самых важных и самых срочных. Трудно представить успех демократических преобразований без преодоления колоссальной застойной инерции авторитарного сознания. Авторитарные личности — самый главный и очень опасный психологический барьер на пути перестройки. Вот почему так актуальна именно для советского читателя фундаментальная работа Б. Олтемейера.

 

М.А. Абалакина, В.С. Агеев

Москва

 

ПОНЕМНОГУ О РАЗНОМ

 

Ученый — одна из наиболее престижных профессий в США. Распределение научных кадров США по основным областям науки показывает, что из общего числа ученых наибольший процент приходится на специалистов по электронно-вычислительной технике (23 %, или 445 тыс. чел. в 1984 г.). На втором месте по числу занятых находятся ученые в области биологии (384 тыс. чел., или 20,2%), на третьем—представители социальных наук (18,8%, или 357 тыс. чел.). Далее следуют физики (12,6 %, или 238 тыс. чел.) и психологи (11,8 %, или 223 тыс. чел.). (Цит. по: НТР: проблемы и решения: Бюллетень Всесоюзного общества «Знание». 1989. № 22(109). С. 5).

Известно, что в нашей стране диплом психолога имеют около 6 тыс. чел.