Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

64

 

Депонированные статьи

 

Психологические вопросы нравственного воспитания средствами литературы. Волшебная сказка как форма нравственного общения. Дубовис Д.М. / Ред. журн. «Вопросы психологии». М., 1988.— 13 с. Библиогр.: 25 назв. (Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» МП СССР и АПН СССР 28 ноября 1989 г., № 402—89).

 

В работе экспериментально показано, что, передавая материализованный в виде судьбы героя этический опыт народа, волшебная сказка создает только ей присущий моральный резонанс, формирует у ребенка особую активность, особое «содействие» героям, недоступные даже стилизованному под сказку дидактическому рассказу. Нравственное воздействие на ребенка определяется драматизированным изложением, контрастным сопоставлением героя и антагонистов, наличием особых персонажей, обобщающих в речевой форме нравственный смысл действий героев. Это помогает слушателю овладеть нравственными нормами.

 

Экспериментальный комплекс для исследования рефлексивных механизмов дискурсивного мышления. Найденов М.И. / Ред. журн. «Вопросы психологии». М. 1988.— 11 с. Библиогр.: 14 назв. (Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» МП СССР и АПН СССР 28 ноября 1989 г., № 403—89)

 

Описывается экспериментальный комплекс, обеспечивающий высокую точность регистрации речевых высказываний и определения из принадлежности каждому из партнеров совместного решения творческих задач. Анализируются понятия рефлексии, конфликтности, стратегий кооперации, служащие теоретическими ориентирами исследования психологических механизмов творческого мышления школьников в условиях применения новых аппаратурных средств.

 

Взаимосвязь фактора семьи с наличным уровнем развития эстетической потребности детей. Науменко С.И. Литвиненко Е.Г. / Ред. журн. «Вопросы психологии». М. 1989.—8 с. Библиогр.: 2 назв. (Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» ПМ СССР и АПН СССР 28 ноября 1989 г., № 404-89)

 

Методом тестирования измерялся уровень эстетической потребности мальчиков-школьников. Параллельно было проведено анкетирование их родителей. С помощью вычисления коэффициента корреляции исследована зависимость двух переменных. Сделана также интервальная оценка. Результаты исследования позволили сделать выводы о влиянии фактора семьи на наличный уровень эстетической потребности детей.

 

Отношение к мнемической деятельности как фактор готовности детей 6 лет к школе. Соловьев В.М. / Ред. журн. «Вопросы психологии». М., 1988.—11 с. Библиогр.: 3 назв. (Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» МП СССР и АПН СССР 28 ноября 1989 г., № 405—89)

 

Исследовалось отношение детей 6 лет к мнемической деятельности, сформированное в результате предшествующего онтогенетического развития, и динамика отношений («мотив-интерес», «мотив-безразличие», «мотив - не знаю», «мотив-отказ») при выполнении ими мнемической деятельности по запоминанию словесного материала.

Экспериментально показано, что у 50,0 % испытуемых мотив-интерес не только был сформирован в ходе предыдущей мнемической деятельности, но и прочно сохранялся на протяжении всего процесса заучивания словесного материала; отношение к мнемической деятельности у детей 6 лет носило недифференцированный характер. Степень сформированности положительного отношения к мнемической деятельности может выступать средством диагностики готовности ребенка к школе.