64
Депонированные статьи
Психологические вопросы
нравственного воспитания средствами литературы. Волшебная сказка как форма
нравственного общения. Дубовис Д.М. / Ред. журн. «Вопросы психологии». М., 1988.—
13 с. Библиогр.: 25 назв. (Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» МП СССР и АПН СССР
28 ноября 1989 г., № 402—89).
В работе экспериментально
показано, что, передавая материализованный в виде судьбы героя этический опыт
народа, волшебная сказка создает только ей присущий моральный резонанс,
формирует у ребенка особую активность, особое «содействие» героям, недоступные
даже стилизованному под сказку дидактическому рассказу. Нравственное
воздействие на ребенка определяется драматизированным изложением, контрастным
сопоставлением героя и антагонистов, наличием особых персонажей, обобщающих в
речевой форме нравственный смысл действий героев. Это помогает слушателю
овладеть нравственными нормами.
Экспериментальный комплекс
для исследования рефлексивных механизмов дискурсивного мышления. Найденов М.И.
/ Ред. журн. «Вопросы психологии». М. 1988.— 11 с. Библиогр.: 14 назв. (Деп. в
ОЦНИ «Школа и педагогика» МП СССР и АПН СССР 28 ноября 1989 г., № 403—89)
Описывается
экспериментальный комплекс, обеспечивающий высокую точность регистрации речевых
высказываний и определения из принадлежности каждому из партнеров совместного
решения творческих задач. Анализируются понятия рефлексии, конфликтности,
стратегий кооперации, служащие теоретическими ориентирами исследования
психологических механизмов творческого мышления школьников в условиях
применения новых аппаратурных средств.
Взаимосвязь фактора семьи с
наличным уровнем развития эстетической потребности детей. Науменко С.И.
Литвиненко Е.Г. / Ред. журн. «Вопросы психологии». М. 1989.—8 с. Библиогр.: 2
назв. (Деп. в ОЦНИ «Школа и педагогика» ПМ СССР и АПН СССР 28 ноября 1989 г., №
404-89)
Методом тестирования
измерялся уровень эстетической потребности мальчиков-школьников. Параллельно
было проведено анкетирование их родителей. С помощью вычисления коэффициента
корреляции исследована зависимость двух переменных. Сделана также интервальная
оценка. Результаты исследования позволили сделать выводы о влиянии фактора
семьи на наличный уровень эстетической потребности детей.
Отношение к мнемической
деятельности как фактор готовности детей 6 лет к школе. Соловьев В.М. / Ред.
журн. «Вопросы психологии». М., 1988.—11 с. Библиогр.: 3 назв. (Деп. в ОЦНИ
«Школа и педагогика» МП СССР и АПН СССР 28 ноября 1989 г., № 405—89)
Исследовалось отношение
детей 6 лет к мнемической деятельности, сформированное в результате
предшествующего онтогенетического развития, и динамика отношений
(«мотив-интерес», «мотив-безразличие», «мотив - не знаю», «мотив-отказ») при
выполнении ими мнемической деятельности по запоминанию словесного материала.
Экспериментально показано,
что у 50,0 % испытуемых мотив-интерес не только был сформирован в ходе
предыдущей мнемической деятельности, но и прочно сохранялся на протяжении всего
процесса заучивания словесного материала; отношение к мнемической деятельности
у детей 6 лет носило недифференцированный характер. Степень сформированности
положительного отношения к мнемической деятельности может выступать средством
диагностики готовности ребенка к школе.