Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

50

 

ДИНАМИКА УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ-ШЕСТИЛЕТОК ПРИ РАЗНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

 

Б.М. ЗАЙЦЕВ, А.А. ЛЫТКО

 

Пребывание шестилетних детей в первом классе подчинено задаче обеспечения их полноценной готовности к последующему обучению по традиционному школьному типу [1], [3]. Естественно, что в решении этой задачи имеет значения выявление условий адаптации физиологических и психических функций шестилеток к школьному обучению. Одним из таких условий является обеспечение оптимального двигательного режима учащихся. Ряд авторов указывают на зависимость умственной работоспособности от уровня двигательной активности. В частности, у учащихся, занимающихся ежедневно физическими упражнениями, способность выполнять заданную работу возрастает в большей степени, чем у выполняющих физические упражнения только на плановых уроках [4]. Целенаправленная двигательная активность является эффективным средством предотвращения утомления и сохранения умственной работоспособности [6]. По данным исследований [8], у испытуемых с относительно высоким уровнем двигательной активности некоторые характеристики интеллектуальной деятельности выше, чем у испытуемых с относительно низким уровнем.

 

Однако проблема сохранения и поддержания умственной работоспособности учащихся первых классов шестилетнего возраста средствами физической культуры изучена еще недостаточно [2], в частности, неизвестна ее динамика во времени. В настоящем исследовании предпринята попытка сравнить умственную работоспособность шестилетних детей при применении ежедневной физкультурно-оздоровительной программы и детей, занимающихся по общепринятой программе физического воспитания.

Под умственной работоспособностью мы понимаем свойство человека, определяемое состоянием высших психических функций и характеризующее его способность выполнять определенную деятельность с требуемым качеством и в течение требуемого интервала времени [7]. Ее критерием служили такие показатели, как продуктивность работы, качество и точность (безошибочность работы или наличие ошибок, обусловленных утомлением) [5].

 

МЕТОДИКА

 

Изучение динамики умственной работоспособности у детей шестилетнего возраста проводилось в трех опытных классах средней школы № 44 (I А, I Б и I Г классы) и двух контрольных классах школы № 30 Гомеля (I А и I Б классы). В опытных классах объем ежедневной двигательной активности в первой половине дня включал в себя 10-минутную гимнастику до учебных занятий, физкультпаузы на уроках и 40-минутную динамическую подвижную перемену после второго урока. В контрольных классах в соответствии с общепринятой программой два раза в неделю проводились уроки физкультуры.

Исследование проводилось с помощью корректурной пробы. Работа с буквенными таблицами выполнялась испытуемыми в течение двух минут. Учащимся давалось задание подчеркивать одну из букв, а другую букву зачеркивать. При каждой последующей работе буквы заменялись. Задания выполнялись до и после уроков по вторникам, средам и пятницам в течение года. Предварительно во всех классах проводились тренировочные упражнения, результаты которых в общую обработку не включались.

Оценка каждой пробы проводилась по объему работы — количеству прослеженных знаков и точности работы — количеству допущенных ошибок в пересчете

 

51

 

на 500 знаков. Если испытуемым пропускалась целая строка, то она исключалась из общего количества прослеженных строк и считалась за одну ошибку. Определялось также количество работ, выполненных без ошибок.

Проводилась комплексная оценка каждой выполненной пробы. Для этого по всем работам, выполненным в данной учебной четверти до и после уроков, вычислялись средняя арифметическая М и среднее квадратическое отклонение ± σ количества прослеженных букв и количества ошибок на 500 знаков.

По этой схеме каждая индивидуальная проба оценивается комплексно (по совокупности степени скорости и степени точности ее выполнения). При этом работа оказывается принадлежащей к одному из девяти возможных вариантов: 1.1 — «отлично» (хорошая скорость при хорошей точности); 1.2, 2.1 — «хорошо» (средняя скорость при хорошей точности и хорошая скорость при средней точности); 3.1, 2.2, 1.3— «удовлетворительно» (при плохой скорости хорошая точность, средняя скорость при средней точности и хорошая скорость при плохой точности); 3.2, 2.3 — «неудовлетворительно» (плохая скорость при средней точности, средняя скорость при плохой точности); 3.3— «плохо» (плохая скорость и плохая точность).

При оценке работоспособности коллектива определялось количество работ, выполненных отлично и хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно и плохо, вычислялся коэффициент преобладания (П) хороших работ над плохими, представляющий собой отношение числа отличных и хороших работ (1.1, 1.2 и 2.1) к числу неудовлетворительных и плохих работ (3.2, 2.3 и 3.3).

 

Схема комплексной оценки выполнения корректурных проб

 

 

Скорость

 

Точность

Хорошая (количество ошибок

<М — σ)

Средняя (количество ошибок в пределах М± σ)

Плохая (количество ошибок

>М+ σ)

Хорошая (количество прослеженных фигур >М+ σ)

 

1.1

 

1.2

 

1.3

Средняя (количество прослеженных фигур в пределах М± σ)

 

2.1

 

2.2

 

2.3

Плохая (количество прослеженных фигур <М — σ)

 

3.1

 

3.2

 

3.3

 

Исходя из представления о том, что утомление проявляется в снижении полноценности психических функций и, следовательно, уменьшении продуктивности работы, уменьшение среднего количества прослеженных букв, увеличение количества ошибок, а также уменьшение числа хорошо выполненных проб, увеличение плохо выполненных проб (соответственно, уменьшение коэффициента П) принимаются за показатель утомления. Снижение П ниже единицы (т.е. преобладание плохих работ над хорошими) служит критерием тревожного положения. Кроме того, для оценки качества выполнения пробы вычислялся коэффициент продуктивности корректурной пробы ПКП, выражающий отношение среднего числа прослеженных букв к среднему числу ошибок на 500 знаков плюс единица, умноженных на 10:

 

 

Помимо количественного проводился качественный анализ дневной, недельной, четвертной и годовой динамики умственной работоспособности учащихся опытных и контрольных классов по показателям корректурных проб, взятых до и после окончания уроков во вторник, в среду и пятницу.

 

52

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

 

1. Оценка динамики умственной работоспособности учащихся опытных классов.

В первой четверти умственная работоспособность учащихся шести лет до и после уроков была весьма вариативной. Эта вариативность отмечалась как у отдельных учеников, так и в разных классах.

Среди опытных классов физкультурно-оздоровительная программа наиболее удачно была внедрена в I Б классе. Анализ динамики умственной работоспособности учащихся этого класса показал, что в первой четверти количество букв, просмотренных каждым учеником до уроков, снижалось к концу недели и было наибольшим во вторник (107,3±5,80) и наименьшим в пятницу (78,9±4,74) (табл. 1). Примерно такой же объем работы был и после уроков. Количество работ без ошибок до уроков во вторник и в пятницу был высоким (38,5 и 39,1 %), а в среду снижалось в два раза. После уроков количество работ без ошибок по сравнению с началом недели повышалось в пятницу. Сумма абсолютных ошибок на протяжении недели была меньше до уроков, чем после. Среднее количество ошибок на 500 букв до уроков было наименьшим во вторник и в; пятницу, а в среду увеличивалось почти в два раза. После уроков количество ошибок было высоким во вторник и в среду и уменьшалось к концу недели.

Комплексная оценка умственной работоспособности учащихся по скорости и точности выполнения корректурных проб показала, что отличные работы были только до уроков в первой половине недели. После уроков отличных работ не было. Коэффициент преобладания хороших работ над плохими (П) до уроков был наибольшим в начале недели (2,5), наименьшим в среду (1,2) и несколько возрастал в пятницу. После уроков коэффициент П был самым низким во вторник и в среду (соответственно 1,0 и 1,2) и увеличивался к концу недели до 3,0. Коэффициент продуктивности корректурной пробы (ПКП) был резко снижен до уроков в среду (0,37) и после уроков во вторник (0,29) и в среду (0,32), повышаясь к концу недели.

Эти данные указывают на то, что у учащихся I Б класса умственная работоспособность снижается во вторник после уроков и остается сниженной в среду до и после уроков. К концу недели работоспособность возрастает.

Во второй четверти недельный объем работы до уроков увеличился по сравнению с первой четвертью на 31,4 %, сохраняясь на этом уровне и после уроков. Качество работы во второй четверти значительно возрастало до уроков. Об этом свидетельствуют увеличение количества работ без ошибок на 3,4 %, снижение суммы абсолютных ошибок на 40 %, увеличение коэффициента преобладания. После уроков

 

Таблица 1

 

Умственная работоспособность учащихся опытного I Б класса (шестилетки) школы №44 в первом полугодии 1986/1987 учебного года

 

 

Показатели

I четверть

II четверть

До уроков

После уроков

До уроков

После уроков

Вт

Ср

Пятн

Вт

Ср

Пятн

Вт

Ср

Пятн

Вт

Ср

Пятн

Количество работ

26

23

23

26

23

23

23

23

22

23

23

20

Сумма прослеж. букв

2789

1955

1794

2680

1998

2430

2638

2550

2926

2680

2815

2176

Среднее кол. прослеж. букв (М± σ)

107,3

±5,80

85,0

±6,47

78,0

±4,74

103,1

±7,92

86,9

±6,47

105,6

±8,63

114,7

±6,26

110,8

±2,92

134,6

±13,17

116,5

±9,32

122,3

±8,67

108,8

±8,34

Число работ без ошибок

10

4

9

4

3

8

7

7

10

2

6

5

Сумма абс. ошибок

61

82

46

182

83

51

35

62

38

115

57

74

Среднее кол. ошиб. на 500 букв (М± σ)

11,5

±2,52

21,4

±4,72

12,3

±2,69

34,2

±5,77

25,6

±4,72

11,2

±2,35

6,26

±1,28

11,8

±2,52

5,5

±2,05

21,3

±3,84

11,2

±1,56

14,8

±3,36

Число отл. + хор. работ

10

6

10

6

6

12

7

8

11

4

8

7

Число уд. работ

12

12

6

14

12

7

13

9

9

13

10

11

Число неуд. + плох. работ

4

5

7

6

5

4

3

6

2

6

5

2

Коэффициент П

2,5

1,2

1,42

1,0

1,2

3,0

2,3

1,33

5,5

0,7

1,6

3,5

Коэффициент ПКП

0,85

0,37

0,58

0,29

0,32

0,86

1,58

1,86

2,7

0,52

1,01

0,68

 

 

 

53

 

Таблица 1(продолжение)

 

 

Показатели

III четверть

IV четверть

До уроков

После уроков

До уроков

После уроков

Вт

Ср

Пятн

Вт

Ср

Пятн

Вт

Ср

Пятн

Вт

Ср

Пятн

Количество работ

24

25

27

24

25

27

24

23

21

24

24

21

Сумма прослеж. букв

2726

2783

3819

3070

3307

4010

3487

2445

2737

3875

3126

2598

Среднее кол. про-слеж. букв (М± σ)

113,6

±5,94

11,3

±7,88

141,4

±8,12

127,9

±8,31

132,3

±7,88

148,5

±6,68

145,3

±5,23

106,3

±4,59

130,3

±8,83

161,4

±12,24

130,2

±7,06

123,7

±8,43

Число работ без ошибок абс.

10

-

1

3

4

3

6

2

4

2

2

5

Сумма абс. ошибок

41

110

105

103

59

97

35

98

50

135

93

43

Среднее кол. ошиб. на 500 букв (М± σ)

7,6

±1,53

20,4

±2,22

13,86

±2,40

20,0

±3,07

10,0

±1,19

10,7

±1,50

5,0

±1,56

32,8

±4,40

8,6

±1,99

20,9

±2,78

15,5

±1,91

9,0

±2,88

Число отл. + хор. работ

5

6

7

9

8

11

7

10

5

7

4

7

Число уд. работ

14

15

15

12

9

7

15

9

12

14

16

9

Число неуд. + плох. работ

5

4

5

3

8

9

2

4

4

3

4

5

Коэффициент П

1,0

1,5

1,4

3,0

1,0

1,22

3,5

2,5

1,25

2,3

1,0

1,4

Коэффициент ПКП

1,32

0,52

0,95

0,60

1,2

1,26

2,42

0,31

1,35

0,73

0,78

1,23

 

качество работы снижалось: уменьшилось число работ без ошибок, увеличилась сумма абсолютных ошибок, уменьшились коэффициенты П и ПКП.

В целом в первом полугодии наступает улучшение показателей умственной работоспособности как по объему, так и по качеству ее выполнения. Наиболее высокая работоспособность отмечалась в начале и в конце недели. Низкая работоспособность была в середине недели, особенно в первой четверти, сохраняясь по большинству показателей и во второй четверти.

В третьей четверти объем работы учащихся возрастает от начала недели к ее концу как до уроков, так и после. Качество выполнения проб до уроков остается сниженным в среду и пятницу. После уроков качество выполнения проб снижено во вторник по ряду показателей, однако коэффициент преобладания остался самым высоким. Таким образом, в третьей четверти умственная работоспособность снижалась в середине недели, но лишь по некоторым качественным показателям.

В четвертой четверти объем работы у учащихся увеличивается до уроков во вторник и в пятницу. В среду он резко снижен. После уроков объем работы несколько выше, чем до уроков, и постепенно убывает к концу недели. При этом качество работы во вторник после уроков и в среду до и после уроков остается низким даже по сравнению с третьей четвертью. В начале и конце недели отмечается повышение умственной работоспособности учащихся.

В целом во втором полугодии продолжается процесс повышения умственной работоспособности как по объему работы, так и по ее качественным показателям. Вместе с тем недельная динамика умственной работоспособности учащихся опытных классов на протяжении всех учебных четвертей характеризуется более высоким уровнем в начале и конце недели и снижением его во вторник после уроков и в среду до и после уроков.

Наиболее информативным показателем умственной работоспособности учащихся шести лет является показатель продуктивности корректурной пробы (ПКП). Из табл. 3 видно, что умственная работоспособность учащихся на протяжении года изменяется неодинаково. В первом полугодии работоспособность выше до уроков и ниже после уроков. Во втором полугодии она выравнивается и в ряде случаев после уроков становится выше. Работоспособность учащихся на протяжении года в среднем по четвертям была также вариативной. В классах I А и I Б работоспособность постепенно увеличивалась от первой к четвертой четверти. В I Г классе наиболее высокая работоспособность отмечалась в первой четверти, затем снижалась резко во второй четверти, а в третьей и четвертой четвертях вновь повышалась, не достигая, однако, уровня первой четверти.

В целом по трем классам умственная работоспособность по показателю ПКП на протяжении года была довольно стабильной в первой, третьей и четвертой четвертях. Во второй четверти

 

54

 

этот показатель снижался по сравнению с первой на 24 %, а в четвертой — был выше исходного на 11,5%. Эти данные указывают на то, что применение физкультурно-оздоровительной программы в опытных классах позволяет поддерживать и сохранять умственную работоспособность учащихся на протяжении всего учебного года.

2. Оценка динамики умственной работоспособности учащихся контрольных классов.

В контрольных классах двигательная активность учащихся была обеспечена двумя уроками в неделю, проводимыми в соответствии со школьным расписанием в понедельник и субботу во всех учебных четвертях.

В целом динамика умственной работоспособности в этих классах совпадает по основным параметрам с динамикой работоспособности учащихся опытных классов. Например, в I Б классе в первой четверти (табл. 2) наиболее высокая работоспособность отмечалась в начале недели, во вторник, и снижалась к концу недели как до уроков, так и после. Во второй четверти объем и качество работы снижались во вторник и в среду. В третьей четверти умственная работоспособность после уроков выше, чем до уроков, по объему работы. Качество проб было снижено в среду до и после уроков. В четвертой четверти объем работы остается высоким, однако точность резко снижена до уроков в среду и пятницу, а после уроков — во вторник и в среду.

 Для интегральной оценки умственной работоспособности учащихся контрольных классов также был использован показатель продуктивности корректурной пробы (ПКП) (табл. 3).

Таблица 2

 

Умственная работоспособность учащихся контрольного I Б класса (шестилетки) школы №30 в первом полугодии 1986/1987 учебного года

 

 

Показатели

I четверть

II четверть

До уроков

После уроков

До уроков

После уроков

Вт

Ср

Пятн

Вт

Ср

Пятн

Вт

Ср

Пятн

Вт

Ср

Пятн

Количество работ

23

22

24

23

22

24

23

20

22

23

20

22

Сумма прослеж. букв

3770

2559

2612

2525

2127

2601

2345

1701

2510

2468

2534

2720

Среднее кол. прослеж. букв (М± σ)

164,9

±16,75

117,5

±9,54

109,5

±9,53

109,6

±23,79

97,3

±10,75

107,8

±13,18

102,7

±11,88

86,3

±11,69

114,1

±12,58

107,5

±9,75

126,5

±9,75

123,6

±15,34

Число работ без ошибок

1

8

7

1

5

6

5

7

5

4

3

5

Сумма абс. ошибок

186

47

107

173

110

125

53

65

88

83

109

95

Среднее кол. ошиб. на 500 букв (М± σ)

24,3

±6,34

8,4

±2,90

17,6

±6,08

22,6

±6,74

22,9

±5,25

17,5

±6,09

14,1

±6,65

19,0

±10,14

14,2

±5,64

16,0

±3,90

19,2

±5,90

13,9

±4,26

Число отл. + хор. работ

5

7

7

3

5

5

6

7

8

5

4

7

Число уд. работ

14

11

17

18

13

16

14

10

12

11

11

11

Число неуд. + плох. работ

4

4

1

2

4

3

4

5

2

7

7

4

Коэффициент П

1,3

1,8

7

1,5

1,3

1,7

1,5

1,4

4

0,7

0,57

1,8

Коэффициент ПКП

0,68

1,25

0,58

0,46

0,40

0,58

0,68

0,43

0,75

0,63

0,62

0,83

 

Таблица 2 (продолжение)

 

 

Показатели

III четверть

IV четверть

До уроков

После уроков

До уроков

После уроков

Вт

Ср

Пятн

Вт

Ср

Пятн

Вт

Ср

Пятн

Вт

Ср

Пятн

Количество работ

23

22

23

23

22

23

22

20

17

22

20

17

Сумма прослеж. букв

2511

2564

2799

3149

2951

2865

3626

2987

2415

4392

2991

2140

Среднее кол. прослеж. букв (М± σ)

111,4

±10,35

122,2

±14,67

122,5

±7,50

139,9

±9,94

137,7

±15,50

127,4

±10,28

168,4

±11,43

163,0

±12,09

143,2

±13,26

201,6

±15,25

152,3

±12,97

128

±18,66

Число работ без ошибок

14

0

6

5

5

8

2

1

1

0

1

3

Сумма абс. ошибок

60

87

62

66

88

31

64

94

74

227

167

67

Среднее кол. ошиб. на 500 знаков М± σ)

8,5

±5,55

19,5

±3,89

8,6

±2,87

9,3

±3,40

11,14

±4,69

5,3

±1,38

8,9

±1,94

15,6

±4,36

13,5

±4,30

26,4

±4,38

28,5

±8,85

15,5

±4,13

Число отл. + хор. работ

11

4

9

7

7

7

3

1

1

8

3

4

Число уд. работ

10

14

11

11

12

9

12

13

11

10

13

9

Число неуд. + плох. работ

2

4

3

5

3

7

6

6

5

4

4

4

Коэффициент П

5,5

1

3

1,4

2,3

1

0,5

0,16

0,2

2

0,75

1

Коэффициент ПКП

1,18

0,59

1,28

1,36

1,14

2,05

1,7

0,99

0,99

0,74

0,52

0,78

 

55

 

Таблица 3

 

Продуктивность корректурной пробы (ПКП) у учащихся опытных и контрольных классов (шестилеток) до и после уроков в I, II, III, IV учебных четвертях 1986/1987 учебного года

 

 

Показатели

I четверть

Сред-нее значе-ние

II четверть

Сред-нее значе-ние

III четверть

Сред-нее значе-ние

IV четверть

Сред-нее значе-ние

До уроков

После уроков

До уроков

После уроков

До уроков

После уроков

До уроков

После уроков

I А класс, ПКП

0,93

0,6

0,76

0,59

0,87

0,73

0,92

1,1

1,01

1,26

1,12

1,19

I Б класс, ПКП

0,6

0,49

0,54

1,5

0,73

1,11

0,93

1,02

0,97

1,36

0,91

1,13

I Г класс, ПКП

2,2

2,3

2,25

0,93

0,77

0,95

1,7

1,13

1,4

1,73

1,8

1,76

Средние значения ПКП в опытных классах

1,24

1,13

1,18

1,0

0,79

0,89

1,18

1,08

1,13

1,45

1,27

1,36

Класс I А, ПКП

1,45

0,75

1,10

2,01

1,7

1,85

1,22

1,48

1,35

1,58

1,19

1,39

Класс I Б, ПКП

0,84

0,48

0,66

0,62

0,69

0,66

1,02

1,52

1,26

1,23

0,68

0,96

Средние значения ПКП в контроль-ных классах

1,14

0,61

0,88

1,31

1,19

1,25

1,12

1,5

1,3

1,4

0,93

1,17

 

 

Самая низкая работоспособность по показателю ПКП у них оказалась в первой четверти. Во второй и особенно в третьей она возрастает. Однако в четвертой четверти умственная работоспособность снижается по сравнению со второй и третьей четвертями.

Анализ данных исследования позволяет выявить следующие черты сходства и различия в динамике умственной работоспособности учащихся опытных и контрольных классов (различия значимы на уровне р<0,01 по критерию Стьюдента).

Дневная работоспособность учащихся с относительно высокой двигательной активностью чаще выше до уроков и снижается после уроков. Вместе с тем к концу года в третьей четверти работоспособность после уроков в некоторых классах выше, чем до уроков. Эта же закономерность отмечается в третьей четверти и в контрольных классах.

Недельная  работоспособность  по большинству показателей более высокая в начале и в конце недели, а в середине недели снижается. Снижение работоспособности отмечается во вторник после уроков и в среду до и после уроков. В пятницу работоспособность вновь повышается. Эта закономерность четко прослеживается в опытных классах. В контрольных классах она выявляется менее четко и не по всем показателям.

Умственная работоспособность на протяжении учебного года по четвертям имеет свои характерные особенности. В опытных классах наиболее высокая работоспособность в первой, третьей и четвертой четвертях (ПКП изменяется от 1,13 до 1,36). Самой низкой она оказалась во второй четверти (ПКП = 0,89). По данным поликлиники, обслуживающей микрорайон школы, именно в этой четверти отмечена высокая простудная заболеваемость учащихся, что, видимо, не могло не сказаться на качестве работы с буквенными таблицами и несколько исказило общую динамику работоспособности. В контрольных классах самая низкая работоспособность (ПКП=0,88) отмечена в первой четверти. Во второй и в третьей четвертях она повышается (от 1,25 до 1,33), а в четвертой— снижается (ПКП==1,16), оставаясь более высокой, чем в первой четверти.

Таким образом, в опытных классах с большим объемом двигательной программы умственная работоспособность учащихся стабильно удерживается на высоком уровне на протяжении трех четвертей учебного года. Причем в четвертой четверти отмечена наиболее высокая работоспособность (ПКП = 1,36). В контрольных классах высокая работоспособность отмечается только во второй и в третьей учебных четвертях. К концу года — в четвертой четверти — она

 

56

 

заметно уменьшается, что соответствует общепринятым представлениям о накоплении к этому времени у учащихся усталости и снижении полноценности познавательных функций, в частности свойств внимания.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Увеличение ежедневной двигательной активности учащихся шестилетнего возраста положительно сказывается на сохранении у них умственной работоспособности в течение учебного года и предотвращении утомления — к его окончанию. Ее динамика у этих детей по сравнению с аналогичными показателями учащихся, имеющих обычный школьный двигательный режим (два урока физкультуры в неделю), характеризуется определенной стабильностью на протяжении учебного года и тенденцией к увеличению объема работы и некоторому повышению качества.

2. В середине учебной недели наблюдается снижение умственной работоспособности учащихся как с обычным, так и увеличенным объемом двигательной активности в школе, что необходимо учитывать педагогам при организации учебного процесса с шестилетками.

 

1. Амонашвили Ш.А. В школу — с шести лет. М., 1986.

2. Ермолаев О.Ю. и др. Внимание школьника. М., 1987.

3. Кравцов Г.Г., Кравцова ЕЕ. Шестилетний ребенок: Психологическая готовность к школе. М., 1987.

4. Крамаренко И.Б. Состояние и задачи исследования в области труда подростков // Вопросы охраны здоровья детей и подростков. Киев, 1983.

5. Общая психология / Под ред. А.В. Петровского. М., 1986.

6. Оплавин С.М. К проблеме повышения умственной работоспособности студентов средствами физической тренировки // Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции по проблемам физического воспитания студентов. М., 1976.

7. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. М., 1983.

8. Хомская Е.Д. и др. Динамические характеристики интеллектуальной деятельности у студентов с различным уровнем двигательной активности // Вопр. психол. 1986. № 5. С. 141—147.

 

Поступила в редакцию 24.II 1988 г.