179
К
60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.И. ФЕЛЬДШТЕЙНА
Исполнилось 60 лет
известному советскому психологу, доктору психологических наук, профессору
Давиду Иосифовичу Фельдштейну.
Д.И. Фельдштейн родился 30
ноября 1929 г. в Воронеже, в семье служащих. Осенью 1941 г. был эвакуирован в
г. Душанбе, где в 1947 г. окончил мужскую среднюю школу № 1.
Работать Д.И. Фельдштейн
начал с 14 лет, еще учась в школе. В 1943—1947 гг. он был старшим пионервожатым
той же школы, в которой учился. С 1947 по 1951 г. Д.И. Фельдштейн учился на
историческом факультете Душанбинского пединститута, по окончании которого вернулся
в свою школу учителем. Вскоре Д.И. Фельдштейн был назначен инспектором школ
гороно. С 1952 по 1960 г. работал директором средней общеобразовательной школы
№ 11 г. Душанбе, затем, вплоть до 1970 г.,—директором комплексной
школы-интерната (где воспитывались дети от рождения до 18 лет), спецшколы по
перевоспитанию подростков-правонарушителей, одновременно заведуя проблемной
лабораторией экспериментальной психологии и программированного обучения
Таджикского госуниверситета им. В.И. Ленина (1965—1970).
В июне 1963 г. Д.И.
Фельдштейн защитил кандидатскую диссертацию на тему «Система общественно
полезного труда воспитанников восьмилетней школы-интерната как средство
нравственного воспитания детей и подростков», а в сентябре 1969 г.— докторскую
диссертацию на тему «Психологические основы формирования нравственных качеств
личности в подростковом возрасте». Опыт работы руководимых Д.И. Фельдштейном
учебно-воспитательных учреждений широко освещался газетами «Правда»,
«Известия», «Комсомольская правда», «Учительская газета» и др.
С 1970 г. Д.И. Фельдштейн
заведовал кафедрой психологии и педагогики Таджикского госуниверситета им. В.И.
Ленина, а в 1974 г. был переведен на работу в НИИ общей и педагогической психологии
АПН СССР, где он по настоящее время заведует лабораторией психического развития
и воспитания в подростковом и юношеском возрастах. С 1987 г. он является председателем
Научного совета АПН СССР по изучению психолого-педагогических проблем
неформальных молодежных объединений.
Д.И. Фельдштейн — известный
специалист в области педагогической и возрастной психологии. Его перу
принадлежат 157 работ, в том числе 18 монографий. 16 работ Д.И. Фельдштейна
изданы за рубежом. Ряд положений из его работ по психологическим
закономерностям воспитания подростков и юношества стали классическими, вошли в
хрестоматии для пединститутов. В 1988 г. Д.И. Фельдштейн избран почетным членом
Американской психологической ассоциации и членом координационного совета
Международного общества исследования поведенческого развития.
В своих работах Д.И.
Фельдштейн развивает новые направления детской и педагогической психологии. Он
теоретически обосновал психологические условия и принципы коррекции
отклоняющегося поведения подростков, апробировал их в опытно-экспериментальной
работе и успешно внедрил в практику перевоспитания подростков-правонарушителей.
Ему принадлежит тщательно разработанная и подтвержденная обширным
экспериментальным материалом теория общественно полезной деятельности как ведущей
в подростковом возрасте. Эта теория обеспечила возможность не только раскрыть
особенности формирования мотивов, сознания и самосознания в подростковом возрасте,
но и направленно развивать социальную активность ребенка, способствовать
становлению его личности.
180
Д.И. Фельдштейном
разработана концепция поуровневого социального развития личности в онтогенезе,
раскрывающая закономерности становления социальной зрелости детей, подростков и
юношества. Эта концепция представляет собой оригинальную периодизацию
психического развития личности, в которой раскрыта глубокая внутренняя
взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации. Данная периодизация
обосновывает принципиальную возможность целенаправленного социального влияния
на процесс формирования личности в соответствии с внутренней логикой ее
развития.
Д.И. Фельдштейн ведет
большую педагогическую работу. Под его руководством подготовлено и защищено 42
кандидатские диссертации.
Основными книгами Д.И.
Фельдштейна являются: «Трудный подросток» (1972), «Психология воспитания
подростка» (1978), «Психологические основы общественно полезной деятельности
подростков» (1982; в 1983 г. удостоена первой премии АПН СССР), «Психология
современного подростка» (1987), «Психология развития личности в онтогенезе»
(1989).
В настоящее время научные
интересы Д.И. Фельдштейна направлены на дальнейшее углубление и конкретизацию
учения о социальном развитии личности в онтогенезе.
Поздравляем Д.И. Фельдштейна
с его славным юбилеем и желаем ему здоровья, долгих лет жизни и творческих
успехов.