Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

179

 

К 60-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Д.И. ФЕЛЬДШТЕЙНА

 

Исполнилось 60 лет известному советскому психологу, доктору психологических наук, профессору Давиду Иосифовичу Фельдштейну.

Д.И. Фельдштейн родился 30 ноября 1929 г. в Воронеже, в семье служащих. Осенью 1941 г. был эвакуирован в г. Душанбе, где в 1947 г. окончил мужскую среднюю школу № 1.

Работать Д.И. Фельдштейн начал с 14 лет, еще учась в школе. В 1943—1947 гг. он был старшим пионервожатым той же школы, в которой учился. С 1947 по 1951 г. Д.И. Фельдштейн учился на историческом факультете Душанбинского пединститута, по окончании которого вернулся в свою школу учителем. Вскоре Д.И. Фельдштейн был назначен инспектором школ гороно. С 1952 по 1960 г. работал директором средней общеобразовательной школы № 11 г. Душанбе, затем, вплоть до 1970 г.,—директором комплексной школы-интерната (где воспитывались дети от рождения до 18 лет), спецшколы по перевоспитанию подростков-правонарушителей, одновременно заведуя проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированного обучения Таджикского госуниверситета им. В.И. Ленина (1965—1970).

В июне 1963 г. Д.И. Фельдштейн защитил кандидатскую диссертацию на тему «Система общественно полезного труда воспитанников восьмилетней школы-интерната как средство нравственного воспитания детей и подростков», а в сентябре 1969 г.— докторскую диссертацию на тему «Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте». Опыт работы руководимых Д.И. Фельдштейном учебно-воспитательных учреждений широко освещался газетами «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Учительская газета» и др.

С 1970 г. Д.И. Фельдштейн заведовал кафедрой психологии и педагогики Таджикского госуниверситета им. В.И. Ленина, а в 1974 г. был переведен на работу в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, где он по настоящее время заведует лабораторией психического развития и воспитания в подростковом и юношеском возрастах. С 1987 г. он является председателем Научного совета АПН СССР по изучению психолого-педагогических проблем неформальных молодежных объединений.

Д.И. Фельдштейн — известный специалист в области педагогической и возрастной психологии. Его перу принадлежат 157 работ, в том числе 18 монографий. 16 работ Д.И. Фельдштейна изданы за рубежом. Ряд положений из его работ по психологическим закономерностям воспитания подростков и юношества стали классическими, вошли в хрестоматии для пединститутов. В 1988 г. Д.И. Фельдштейн избран почетным членом Американской психологической ассоциации и членом координационного совета Международного общества исследования поведенческого развития.

В своих работах Д.И. Фельдштейн развивает новые направления детской и педагогической психологии. Он теоретически обосновал психологические условия и принципы коррекции отклоняющегося поведения подростков, апробировал их в опытно-экспериментальной работе и успешно внедрил в практику перевоспитания подростков-правонарушителей. Ему принадлежит тщательно разработанная и подтвержденная обширным экспериментальным материалом теория общественно полезной деятельности как ведущей в подростковом возрасте. Эта теория обеспечила возможность не только раскрыть особенности формирования мотивов, сознания и самосознания в подростковом возрасте, но и направленно развивать социальную активность ребенка, способствовать становлению его личности.

 

180

 

Д.И. Фельдштейном разработана концепция поуровневого социального развития личности в онтогенезе, раскрывающая закономерности становления социальной зрелости детей, подростков и юношества. Эта концепция представляет собой оригинальную периодизацию психического развития личности, в которой раскрыта глубокая внутренняя взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации. Данная периодизация обосновывает принципиальную возможность целенаправленного социального влияния на процесс формирования личности в соответствии с внутренней логикой ее развития.

Д.И. Фельдштейн ведет большую педагогическую работу. Под его руководством подготовлено и защищено 42 кандидатские диссертации.

Основными книгами Д.И. Фельдштейна являются: «Трудный подросток» (1972), «Психология воспитания подростка» (1978), «Психологические основы общественно полезной деятельности подростков» (1982; в 1983 г. удостоена первой премии АПН СССР), «Психология современного подростка» (1987), «Психология развития личности в онтогенезе» (1989).

В настоящее время научные интересы Д.И. Фельдштейна направлены на дальнейшее углубление и конкретизацию учения о социальном развитии личности в онтогенезе.

Поздравляем Д.И. Фельдштейна с его славным юбилеем и желаем ему здоровья, долгих лет жизни и творческих успехов.