151
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ИСКУССТВА
А.И. ДОНЦОВ
Москва
Семенов В.Е. Социальная психология
искусства. Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. 168 с.
После того как в 20-х гг. была написана
фундаментальная работа Л.С. Выготского «Психология искусства» (опубликована в 1965
г.), советские психологи, как правило, касались лишь отдельных элементов
системы искусства, отдельных его видов и отдельных моментов функционирования.
Социальные же психологи вообще остались в стороне от изучения искусства. Но вот
наконец вышла монография, посвященная социально-психологическому исследованию
искусства в его основных элементах и взаимосвязях.
Четкая структура книги содержит все необходимые
компоненты для открывающей новое направление работы: изложены предыстория
социальной психологии искусства, ее предмет, основные проблемы, результаты
конкретных, в том числе зарубежных исследований по всем вычлененным для анализа
элементам (художник, произведение, аудитория). Рецензируемая монография выгодно
отличается сочетанием теоретического и эмпирического подходов, богатством
системно проанализированных эмпирических данных, относящихся к основным видам
искусства.
Кратко рассмотрев ключевые моменты предыстории
социальной психологии искусства в философии, искусствознании и психологии,
автор убедительно анализирует связи социальной психологии искусства с другими
науками, в общих чертах определяет предмет, объекты, методы, актуальные
теоретические и прикладные проблемы новой дисциплины. Специальная глава книги
посвящена неразработанным в отечественной науке социально-психологическим
проблемам личности и социальной макро- и микросреды художника, а также
особенностям деятельности художественных коллективов. На примерах художественной
прозы, живописи, кинофильмов раскрываются возможности практически не
применяемого у нас контент-анализа художественных произведений, зачинателем которого
в нашей стране является автор. Интересен и нов социально-психологический анализ
динамики модернистского и поп-искусства XX в.
В двух главах монографии раскрываются
социально-психологические аспекты непосредственного и долговременного воздействия
различных видов, жанров и произведений искусства на личность и аудиторию.
Особое внимание привлекают результаты исследований по проблеме негативного
влияния эпизодов насилия и жестокости в фильмах на аудиторию, прежде всего
молодежную. Монографию завершает глава, в которой приводятся примеры системных
социально-психологических исследований отдельных видов искусства — от замысла и
создания произведений до их воздействия (на примере киноискусства и
декоративно-оформительского искусства световой рекламы).
Свой социально-психологический подход к искусству
автор называет личностно-коммуникационным, или межличностным; этот подход
подразумевает понимание искусства как взаимодействия, коммуникации,
взаимоотношений между создателями художественных произведений (художниками), их
помощниками и распространителями (редакторы, критики, работники средств
массовой коммуникации, учреждений культуры) и реципиентами, аудиторией
искусства. Все участники этого взаимодействия являются представителями определенных
социально-демографических и малых групп, личностями, различающимися по
ценностным ориентациям, жизненному опыту и уровню культуры, особенностям
интеллекта и чувств. Именно от их совместимости и взаимовлияния во многом
зависит адекватность понимания и оценки художественных произведений, эффективность
их распространения и воздействия. Данная гипотеза организует весь материал
монографии, все эмпирические данные, делая их осмысленными и доказательными.
Конечно, книга не лишена недостатков. Некоторые ее
разделы переполнены исследовательской конкретикой, а в других используются в
основном отдельные наблюдения, не имеющие строго научного характера (см. § 2
третьей главы и § 1 пятой главы). Не все элементы модели искусства,
предложенной автором, проработаны в равной мере глубоко и тщательно; несомненно
заслуживает более подробной развертки обзор предыстории социальной психологии
искусства. Требуется специальный анализ по разделению предметов психологии,
социологии и социальной психологии искусства. Но, по-видимому, все это неизбежно в первой монографии,
152
посвященной новой научной дисциплине, тем более
имеющей отношение к такому «бездонному» объекту изучения, как искусство.
Думается, что книга должна заинтересовать не только
социальных психологов и других ученых-обществоведов, но и работников культуры,
представителей искусства, всех читателей, неравнодушных к искусству.
Этому способствует ее ясный и не занаученный язык,
информационная плотность текста, а также пафос автора, выступающего поборником
любого настоящего искусства и в то же время спорящего с сомнительными явлениями
в современном искусстве, вроде массовой коммерческой культуры, факторами ее
антигуманного воздействия на аудиторию.