Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

49

 

ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ УЧИТЕЛЯ

И ПРОДУКТИВНОСТЬ УРОКА

 

А.О. ПРОХОРОВ

 

Современная школа предъявляет значительные требования ко всем аспектам деятельности учителя: знаниям, педагогическим умениям и способам деятельности и, конечно, к личностным особенностям. Во многом профессиональный и личностный потенциалы, успешность труда учителя могут быть раскрыты через его психические состояния и их динамику.

Проблема психических состояний, поставленная и выделенная из контекста общепсихологических проблем Н.Д. Левитовым, до настоящего времени является слабо разработанной областью психологии, и особенно недостаточно она исследована в педагогической психологии, в отличие, например, от психологии труда. Отдельные редкие исследования, проведенные в этом направлении, демонстрируют значимость учета, управления, коррекции и саморегуляции психических состояний в системе «учитель — ученик». Так, Н.Д. Левитовым [4] обнаружена закономерность, имеющая важное значение для воспитательного процесса,— формирование новых черт характера в большинстве случаев осуществляется через переходный этап психических состояний, повторение состояний приводит к закреплению черты характера. Психические состояния, переживаемые педагогом, отражаются на детях, которые склонны к подражанию. К.К. Платонов и Г.Г. Голубев [6] выделяют дидактогенные психические состояния учащихся, связанные с неадекватным поведением и действиями педагога и предлагают алгоритм управления настроением учащихся, намечают пути устранения отрицательных психических состояний.

Интересна работа, проведенная И.В. Страховым [7], который изучал психические состояния учителей и их влияние на формирование педагогического такта. Он описал шесть видов устойчивых психических состояний и их динамику в течение урока. К ним относятся: 1) состояние педагогически неоправданной и слабо контролируемой эмоциональной возбудимости, 2) чередование противоположных по качеству психических состояний, сочетание эмоциональной возбудимости и спокойной формы реагирования, 3) состояние эмоциональной оживленности и непосредственности поведения, 4) ровное, спокойное психическое состояние при умеренной или слабой выразительности в форме обращения, 5) психическое состояние деловой сосредоточенности с преобладанием подчеркнутой требовательности к учащимся и рассудочности в форме обращения с ними, 6) психическое состояние ярко выраженной увлеченности содержанием работы с учащимися и самим педагогическим процессом. Каждое из таких состояний придает определенную эмоциональность форме обращения учителя с учащимися. Они могут сочетаться с другими, например, состоянием деловой сосредоточенности и увлеченности педагогическим трудом. На этой основе возникают состояния с более сложным психологическим содержанием. В другой

 

50

 

работе [3] изучалось влияние педагогического такта в воспитании состояния уравновешенности школьников-подростков. Было установлено, что в воспитании уравновешенности важное значение имеет гибкость педагогического такта.

Таким образом, приведенные выше работы показывают, что в педагогическом процессе психические состояния занимают важное место, определяя во многих случаях его успешность. В то же время среди этих исследований практически отсутствуют работы, сопоставляющие психические состояния учителя с продуктивностью его труда, тогда как значимость такого исследования для теории и практики педагогической деятельности несомненна. Например, выделенные закономерности могли бы служить основанием для разработки рекомендаций для студентов педвузов и учителей по воспитанию и актуализации продуктивных состояний на уроке.

Целью работы являлось изучение психических состояний педагогов в разные временные отрезки основной деятельности — во время урока, в конце трудового дня, в течение полугодия —  и сопоставление данных состояний с продуктивностью труда в эти временные отрезки.

 

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Для целей исследования нами разработан опросник, включающий в себя 109 показателей психических состояний, поведения и продуктивности учительского труда. В эксперименте участвовало 136 учителей. В первой группе исследования проводились сразу после урока на перемене, пока учитель еще находился под впечатлением проведенного урока. Учителю требовалось оценить по 10-балльной шкале наличие и выраженность психических состояний, свое поведение, продуктивность урока. Было обследовано 95 учителей-предметников. Средний возраст — 37,5, педстаж — 12,9 лет. Во второй группе — в конце трудового дня, где учителя оценивали себя по тем же показателям, но за проведенный день в школе. Было обследовано 24 учителя. Средний возраст — 39,8, педстаж — 12,6 лет. В третьей группе учителей изучалась динамика состояний, поведения и продуктивности трудового дня учителя трижды с интервалом в 1—1,5 мес. Исследования проводились во втором полугодии. Обследовалось 17 человек.

Всего рассматривалось более 80 состояний, сгруппированных нами в 13 групп: 1) положительные праксические состояния, связанные с основной деятельностью учителя,— активность, готовность, мобилизованность и др., 2) творческие — вдохновение, воодушевление, подъем, желание работать и др., 3) волевые — требовательность, решительность, сдержанность и др., 4) отрицательные практические состояния — апатия, психическое пресыщение и др., 5) органические, отражающие биологические потребности — жажда, гипоксия, голод и др., 6) положительные ориентационные состояния — заинтересованность, удивление, любознательность и др., 7) отрицательные ориентационные — сомнение, тревога, недоумение и др., 8) положительные коммуникативные состояния — симпатия, доброжелательность, дружба и др., 9) отрицательные коммуникативные состояния — безразличие, недоброжелательность, вражда и пр., 10) положительные эмоциональные состояния — радость, счастье, наслаждение и др., 11) настроение, 12) отрицательные эмоциональные состояния — печаль, горе, страдание, чувство вины и др., 13) состояния сознания — сосредоточенность, сонливость и др. За основу группировки взята системно-структурная классификация психических состояний В.А. Ганзена [1], дополненная нами.

Параметры поведения: активность, последовательность, импульсивность, продуманность, управляемость, адекватность, напряженность, уверенность. Показатели продуктивности урока [2], [5]: 1) реализация на уроке образовательных задач, 2) реализация на уроке воспитательных задач, 3) реализация развивающих задач урока, 4) усвоение учащимися материала урока в целом, 5) познавательная активность

 

51

 

и самостоятельность учащихся в, процессе решения учебных задач, 6) применимость новых знаний в деятельности, 7) связь учебного материала с потребностями, интересами, стремлениями учащихся, 8) активизация и развитие на занятиях внимания, мышления, памяти и др., 9) развитие у школьников учебной деятельности — мотивационной, содержательной, контролирующей, оценочных сторон.

При статистической обработке экспериментального материала использовались параметрические и непараметрические критерии.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

Сравнение психических состояний по всем сериям исследований показывает, что для учителей характерно следующее соотношение психических состояний: положительные коммуникативные, положительные праксические, творческие и волевые состояния, как правило, сочетаются с высоким уровнем поведенческих проявлений и высоким уровнем продуктивности урока, решением образовательных, воспитательных, развивающих и других задач и элементов урока. Для отрицательных праксических, ориентационных, коммуникативных, эмоциональных состояний, а также органических состояний характерны низкие значения: в среднем в 2—5 раз ниже уровня положительно окрашенных состояний. Для состояний сознания, настроения, положительно ориентационных и эмоциональных состояний характерен средний уровень (табл. 1).

 

Таблица 1

 

Психические состояния, поведение и продуктивность урока

 

Показатели состояний

Урок

День

Динамика

1

2

3

Положит. праксические

7.36

7.16

7.86

7.97

7.53

Творческие

7.35

6.85

7.63

7.74

7.43

Волевые

7.39

7.69

8.41

8.36

7.71

Отриц. праксические

2.36

2.98

2.56

2.77

2.81

Органические

2.65

2.72

3.0

3.0

2.42

Положит, ориентационные

5.3

5.77

6.08

5.69

4.82

Отриц. ориентационные

2.38

1.58

2.51

2.6

2.7

Положит. коммуникативные

6.45

6.51

6.68

6.28

5.38

Отрицат. коммуникативные

1.28

0.99

2.62

2.26

2.84

Положит. эмоциональные

3.97

5.14

5.39

5.33

5.82

Настроение

5.36

6.58

7.1

7 1

6.7

Отриц. эмоциональные

1.21

1.16

2.35

1.6

2.1

Состояния сознания

3.69

3.22

5.36

5.0

4.95

Поведение учителя

7.12

6.84

7.42

7.45

6.61

Реализация образовательных задач

7.58

6.63

8.11

7.6

5.87

Реализация воспитательных задач

7.75

6.96

6.75

6.9

6.75

Реализация задач развития

7.52

7.5

7.11

7.37

8.14

Усвоение материала

7.24

7.3

7.4

7.66

5.6

Познавательная активность ученика

7.13

6.8

7.1

8.2

6.25

Применимость знаний

6.73

6.5

7.1

6.8

5.28

Связь материала с запросами личности

6.36

6.74

6.7

7.55

6.28

Развитие познавательных процессов

7.07

6.96

7.77

8.33

5.33

Развитие учебной деятельности

7.02

6.7

7.0

7,4

5.33

Примечание. «Урок» — психическое состояние и продуктивность труда учителя на уроке; «День» — то же в течение дня; «Динамика» — в течение полугодия работы в школе.

 

Исследование динамики психических состояний, поведения и продуктивности труда показывает, что выявленные соотношения между разными состояниями в основном сохраняются. В то же время в рамках этих соотношений имеются определенные изменения. Так, к концу года наблюдается тенденция к снижению интенсивности волевых и особенно положительных ориентационных, положительных коммуникативных состояний. Данная тенденция сочетается также с уменьшением продуктивности труда педагога, ухудшением реализации на уроках образовательных задач и других показателей эффективности труда учителя, а также снижением показателей поведенческих проявлений. Одновременно реализация на уроках развивающих задач возрастает, воспитательных — неизменна, а усвоение в целом материала уроков резко падает. Другими словами, приближение окончания трудовой деятельности, ожидание

 

52

 

этого окончания, а также соответствующие ситуации конца года находят отражение в наиболее связанных с основной деятельностью психических состояниях: волевых, влияющих на управление своими поступками и поведение в трудовой деятельности, положительных ориентационных и коммуникативных состояниях, связанных с взаимоотношениями и ориентациями учителя в школьном коллективе.

Показательны в этой связи особенности отдельных психических состояний внутри выделенных нами групп. Так, в группе творческих состояний наиболее высок уровень увлеченности — 7.4 и подъема — 7.92. В динамике творческих состояний высокий уровень обнаружен для показателей вдохновения и воодушевления. Из положительных праксических состояний доминируют желание работать, активность и готовность. Среди положительных коммуникативных состояний, связанных с продуктивностью урока, наиболее высок уровень доброжелательности — 7.65 и любви к детям — 7.18. С продуктивностью трудового дня связаны состояния доброжелательности — 8.48 и дружбы — 7.88. То же обнаружено и в динамике. Среди положительных эмоциональных состояний доминируют радость и спокойствие. В группе волевых состояний, связанных с уроком, наиболее высок уровень требовательности и решительности — 8.34 и 7.79 соответственно. С продуктивностью дня связана требовательность — 8.29. В динамике доминирует состояние уверенности.

Отрицательные психические состояния, как отмечалось нами выше, имеют у педагогов низкий уровень. В группе отрицательных праксических состояний, сопровождающих педагогический процесс, наиболее высокие значения имеют состояния усталости, фрустрации, общей напряженности. В динамике наблюдается увеличение состояния психического пресыщения, апатии и др.

Особенно эти состояния выражены в конце года. Величины соответственно 3.5; 3.6. Среди отрицательных ориентационных состояний высоки значения состояний сомнения, тревоги и недоумения, озадаченности, В группе отрицательных коммуникативных состояний наиболее высокий уровень имеет состояние возмущения. Среди отрицательных эмоциональных состояний высок уровень волнения, к концу года наблюдается нарастание выраженности состояний грусти, тоски и горя.

В целом, сравнивая интенсивность различных групп отрицательно окрашенных психических состояний, надо отметить, что они наиболее выражены для праксических состояний, т.е. состояний, обусловленных основной деятельностью. В целом интенсивность фактически всех отрицательных состояний нарастает к концу года. Что касается состояний сознания, то в этой группе наиболее высоки значения состояний повышенного внимания и сосредоточенности. В группе органических состояний наиболее интенсивны проявления гипоксии и чувствительности к раздражителям.

Среди поведенческих проявлений для учителей наиболее характерны управляемость, продуманность, активность и уверенность. Интересна динамика изменений поведения в годичном цикле: в конце года падают активность, последовательность, устойчивость и адекватность поведения и возрастает напряженность.

Таким образом, можно выделить блок из отдельных психических состояний и поведения, наиболее выраженных в педагогическом процессе. Со стороны положительно окрашенных состояний это увлеченность, подъем, вдохновение, воодушевление, желание работать, активность и готовность, доброжелательность и дружба, любовь к детям, радость и спокойствие, требовательность и решительность, уверенность, а также состояние повышенного внимания и сосредоточенности. Из группы отрицательно окрашенных состояний это усталость, фрустрация, общая напряженность, состояния психического пресыщения, апатии, состояния сомнения, тревоги, озадаченности, возмущения и волнения, гипоксии и повышенной чувствительности. Эти состояния сочетаются с управляемостью, продуманностью, активностью и уверенностью

 

53

 

поведения.

Для изучения взаимосвязи показателей психических состояний, поведения и продуктивности урока нами коррелировались их средние значения на одном уроке и к концу рабочего дня (табл. 2, 3).

Результаты показывают, что основное количество значимых корреляций с продуктивностью урока имеют положительные праксические и творческие состояния. Так, эти состояния связаны прежде всего с реализацией на уроках воспитательных задач, поведением учителя на уроке, усвоением учащимися в целом материала урока, познавательной активностью и самостоятельностью учащихся в процессе решения учебных задач, связью материала с запросами формирующейся личности, активизацией и развитием на занятиях познавательных процессов и развитием у школьников учебной деятельности, а также с реализацией на уроке развивающих задач. Причем корреляции показывают, что чем выше уровень положительных праксических и творческих состояний, тем выше продуктивность урока, проведенного учителем.

 

Таблица 2

 

Связь психических состояний учителей с поведением

и продуктивностью на одном уроке

 

Показатели состояний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Положит. праксические

294

601**

346

685**

578**

510**

270

611***

701***

448*

Творческие

337

618**

421*

720***

564**

514**

230

629***

722***

401*

Волевые

260

533**

112

284

416**

316

306

536**

402*

507*

Отриц. праксические

—116

—206

082

—530**

—309

—226

—275

—153

—493*

035*

Органические

—262

—528**

021

—529**

—476*

340

314

330

—482*

—216

Положит. ориентационные

285

—032

011

262

366

237

034

263

215

001

Отриц. ориентационные

—329

—455*

085

—164

—250

010

—129

301

296

047

Положит. коммуникативные

093

244

283

428*

272

279

—068

491*

481*

329

Положит. эмоциональные

111

380

240

405*

323

108

119

499*

434*

353

Настроение

012

218

085

411*

445*

318

151

285

440*

086

Отриц. эмоциональные

—136

—348

—229

188

088

106

159

—300

—353

045

Сост. сознания

154

336

313

486*

493*

298

372

418*

548*

174

Условные обозначения:

* при р<0,05; ** при р<0,01; *** при р <0,001; нули перед корреляциями опущены.

1 — реализация на уроках образовательных задач; 2 — реализация на уроках воспитательных задач; 3 — реализация на уроках развивающих задач; 4 — поведение учителя на уроке; 5 — усвоение учащимися материала в целом; 6 — познавательная активность и самостоятельность учащихся в процессе решения учебных задач; 7 — применимость новых знаний в деятельности; 8 — связь материала с потребностями, интересами, стремлениями личности; 9— активизация и развитие на занятиях познавательных процессов; 10 — развитие у школьников учебной деятельности.

 

Также высоко значимы связи органических и волевых состояний с показателями урока и поведения. Из других состояний с продуктивностью урока и его параметрами связаны настроение, положительные эмоциональные и коммуникативные состояния. Но величина корреляций, значимость и их количество в этом случае значительно ниже, чем для праксических и творческих состояний. С продуктивностью урока и поведением не имеют связи отрицательные эмоциональные, коммуникативные и ориентационные состояния.

Интересно распределение корреляций по показателям урока. Так, наибольшее количество значимых корреляций

 

54

 

имеют психические состояния с активизацией и развитием на уроке познавательных процессов [9], поведением учителя на уроке [8], а также с усвоением материала урока в целом и связью материала с запросами формирующейся личности [6].

 

Таблица 3

 

Связь психических состояний учителей, переживаемых в течение рабочего дня, с поведением и продуктивностью уроков за день

 

Показатели состояний

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Положит. праксические

653***

599**

564**

537**

243

441*

165

090

244

333

Творческие

604**

557**

580**

500*

248

413*

216

082

351

623***

Волевые

289

339

184

372

—108

325

138

100

096

145

Отриц. праксические

—426*

—155

—288

—174

—465*

—190

—537**

—264

—447*

—255

Органические

323

—011

—283

—006

—404*

—173

—453*

—244

—467*

—331

Положит. ориентационные

455*

149

414*

806***

056

188

242

—080

102

343

Отриц. ориентационные

—090

—266

—079

—118

—265

—146

064

—251

003

181

Положит. коммуникативные

106

248

227

273

036

218

—022

—031

025

354

Отриц. коммуникативные

—227

—232

—325

—344

—107

311

023

095

030

001

Положит. эмоциональные

367

450*

495*

332

426*

526**

346

—022

308

304

Настроение

490*

404*

292

504*

115

493*

—130

162

200

332

Отриц. эмоциональные

—231

—143

030

—159

096

—482*

—231

163

097

—008

Сост. сознания

549**

267

510**

345

174

071

164

426*

378

494*

Примечание.  Условные обозначения те же, что и в табл. 2.

 

Из табл. 3 следует, что наиболее высокий уровень значимости и наибольшее количество корреляций с продуктивностью уроков в течение дня имеют положительные праксические и творческие состояния, которые связаны с реализацией в течение дня образовательных, воспитательных и развивающих задач. Кроме того, эти состояния на высоком уровне значимости коррелируют с поведением учителя в течение рабочего дня, с познавательной активностью и самостоятельностью учащихся, развитием учебной деятельности школьников. Из других состояний, связанных с продуктивностью рабочего дня учителя, можно отметить настроение, состояния сознания, положительные ориентационные состояния и отрицательные праксические состояния, которые имеют отрицательные корреляции.

Спектр влияния психических состояний на продуктивность уроков в течение дня распределился следующим образом: наибольшее количество значимых корреляций обнаружено для реализации на уроках образовательных, воспитательных и развивающих задач, а также познавательной активности и самостоятельности учащихся на уроках и поведения учителя в течение рабочего дня. Не обнаружены значимые корреляции продуктивности рабочего дня учителя и волевых состояний, положительных и отрицательных коммуникативных состояний, отрицательных эмоциональных и ориентировочных.

Сопоставление обеих матриц показывает, что наиболее общим моментом является связь положительных праксических и творческих состояний учителя с продуктивностью его труда. Из других связей это корреляции органических, положительных эмоциональных состояний, настроения и состояний сознания с общей продуктивностью урока,

 

55

 

его компонентами и поведением педагогов. Что касается различий, то они очень выраженны. Так, на уроке для учителя помимо отмечаемых общих моментов (связей) характерно наличие волевых состояний, переживание положительных коммуникативных и отрицательных ориентационных состояний, тогда как в течение дня эти состояния незначимы. В течение дня для учителя более значимы положительные ориентационные состояния; корреляции, обнаруженные нами, свидетельствуют об этом. Различен спектр влияний психических состояний на продуктивность деятельности учителя: он значительно шире в течение дня и относительно равномерно распределен.

На наш взгляд, обнаруженные различия в корреляциях состояний и продуктивности уроков обусловлены различными целями и задачами, а также ситуациями, возникающими в процессе педагогической деятельности.

 

ВЫВОДЫ

 

1. В течение урока, рабочего дня и в динамике учебно-педагогического процесса у педагогов доминируют положительно окрашенные психические состояния, влияющие на продуктивность урока и поведение учителя.

2. Внутри групп положительно и отрицательно окрашенных состояний выделяются отдельные состояния, в совокупности образующие комплексы, актуализация которых сказывается на продуктивности деятельности педагогов.

3. В динамике учебно-педагогического процесса к концу года наблюдается тенденция к снижению положительно окрашенных состояний, и прежде всего состояний, связанных с контролем и управлением своей деятельностью и поведением, а также взаимоотношениями. Снижение интенсивности данных состояний сочетается с падением продуктивности урока.

4. Продуктивность урока и трудового дня прежде всего связаны с праксическими и творческими состояниями учителя, а также положительными эмоциональными состояниями, настроением и состояниями сознания. Существуют различия в уровне, количестве и связях с компонентами продуктивности уроков психических состояний учителя на одном уроке и в течение дня, обусловленные разными целями, задачами, а также ситуациями основной деятельности учителя.

 

1. Ганзен В. А., Юрченко В. Н. Системно-понятийное описание психических состояний человека // Вестн. ЛГУ. 1976. 5. С. 97—102.

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения. Методические аспекты. М., 1982. 245 с.

3. Будиленко В. Г. Педагогический такт в воспитании состояний уравновешенности школьников-подростков // Очерки психологии педагогического такта. Саратов, 1965. С. 148—159.

4. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. М., 1964. 343 с.

5. Махмутов М. И. Современный урок. Вопросы теории. М., 1981. 286 с.

6. Платонов К. К., Голубев Г. Г. Психические состояния // Психология. М., 1977. С. 98—110.

7. Страхов И. В. Психология педагогического такта. Саратов, 1966. 280 с.

 

Поступила в редакцию 10.Х 1988 г.