Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

88

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СТИЛЬ

 

Л.Я. ДОРФМАН

 

Исследование эмоциональной сферы человека в контексте ее стилевых особенностей имеют короткую историю. И, может быть, поэтому на первое место сейчас выдвигается проблема четкого стиля, методологических и теоретических предпосылок его эмпирического изучения. В немногих работах, которые уже появились в данном направлении, эти вопросы, как правило, слабо осмыслены, хотя имплицитно задают логику экспериментальных процедур и интерпретаций полученных результатов.

Между тем широкий взгляд на исследования, где понятие «стиль» применяется к эмоциональной сфере человека, позволяет отрефлексировать те парадигмы, в рамках которых проблема эмоционального стиля разрабатывается ныне. Именно здесь открывается возможность постановки проблемы индивидуального стиля в отношении эмоциональных переживаний.

1. Исследованиям эмоционального стиля предшествовали работы по стилю, идущие от A. Адлера, который обозначал этим понятием индивидуальное своеобразие

 

89

 

жизненного пути личности [24]. В современной психологии, однако, идеи стиля наиболее завершенное оформление получили в концепциях стилей личности (определяемых по преимуществу через когнитивные процессы) и деятельности. В исследованиях когнитивных стилей индивидуально своеобразная система предпочтений по отношению к качественному, операциональному составу когнитивных актов выступает носителем знания о личности [11], [17]. В исследованиях индивидуального стиля деятельности термин «стиль» применяется для обозначения взаимоотношений объективных требований деятельности и свойств индивидуальности, определяет индивидуальное своеобразие сочетания действий, приводящих к достижению цели и высоким результатам [10], [14].

1.1. Различия в подходах к изучению стилей по оси «личность — деятельность» сказываются в работах и по эмоциональным стилям. В зарубежных исследованиях преобладающей является опора на парадигму когнитивных стилей. Это, в свою очередь, определяет основной предмет исследований — стилевые (инструментальные) характеристики эмоциональности личности. Их выделение, оказывается, требует переосмысления ряда стилей, традиционно считавшихся когнитивными.

Данная линия анализа прослеживается в работах Дж. Ройса, выделившего наряду с когнитивными аффективные и когнитивно-аффективные стили [29]. По Дж. Ройсу, аффективные стили характеризуются двумя парами конструктов: толерантностью к нереальному опыту и регидностью — гибкостью контроля; импульсивностью — рефлексивностью и физиогномическим буквенным стилем. Первая пара конструктов представляет мотивационные аффективные стили, которые выполняют функцию ограничителей целей (goal terminators); вторая пара конструктов — «эмоциональные» аффективные стили, выполняющие функцию «целепрерывания» (goal interruptors) из-за эмоциональных помех. Аффективные стили связаны с когнитивными стилями и аффективными чертами личности, диагностируемыми по опроснику Кеттелла.

1.2. В отечественных работах проблематика эмоционального стиля, как и за рубежом, по преимуществу связывается с личностью. «Каждая, сколько-нибудь яркая личность,— писал С.Л. Рубинштейн,— имеет свой более или менее ярко выраженный эмоциональный строй и стиль, свою основную палитру чувств, в которых она, по преимуществу, воспринимает мир» [21, 488]. Однако для советских психологов вопрос эмоциональных стилей стал предметом специального внимания лишь в последние годы. Личностный подход к эмоциональным стилям конкретизируется в русле представлений о когнитивных стилях, об эмоциональной индивидуальности личности в терминах индивидуального стиля деятельности. Так, изучая индивидуальные эмоциональные и когнитивные характеристики памяти, Н.Е. Попова применяет к ним понятие аффективно-когнитивный стиль индивидуальности [19]. Поставив проблему эмоциональной индивидуальности личности, Б.И. Додонов выделяет личностные стереотипы эмоционального реагирования на типичные жизненные ситуации, которые, по его мнению, составляют компонент психологического склада личности, ее характер [6]. В исследованиях индивидуального стиля деятельности учителя ([13], [15]) выделены два типа эмоциональных стилей: эмоционально-импровизационный и эмоционально-методичный. В этих работах отразилась общая для советской психологии ситуация, когда индивидуальный стиль деятельности и индивидуальный стиль личности оказываются неразличимыми [14]. Между тем относимые авторами к деятельности эмоциональные стили по своему содержанию следует относить к индивидуальному стилю личности.

1.3. Во многих работах (зарубежных и отечественных) приводятся факты, имеющие прямое отношение к тем или иным видам эмоциональных стилей. Однако они осмысливаются в рамках иных теоретических схем. Это работы о связях индивидуальных особенностей, качественных

 

90

 

характеристик эмоциональности и параметров когнитивного стиля [17], индивидуальных различиях в эмоциональности, влияющих на контроль за выражением эмоций [18], о взаимном влиянии контроля за выражением эмоций и других особенностей личности на эмоциональную экспрессию [26].

Эмоциональный стиль мог изучаться и в русле концепции, разработанной Е.А. Климовым. К индивидуально своеобразной системе психологических средств, к которым прибегает человек для наилучшего уравновешивания своей индивидуальности с внешними условиями деятельности,— подчеркивал он,— следует относить и функциональные состояния, их смену при условии, что они выступают средством достижения цели [10]. Указание на функциональные состояния, которые имеют прямое отношение к эмоциональным состояниям и переживаниям, открывало возможность подступиться к проблематике эмоциональных стилей. Но и она осталась нереализованной.

2. Совершенно иная, до сих пор не разработанная перспектива исследования эмоциональных стилей открывается с точки зрения деятельности. Вычленив в эмоциональной сфере явления, сами трактуемые как деятельность, возможно приблизиться к их изучению с позиций концепции индивидуального стиля деятельности.

2.1. В психологии идея переживания-деятельности получила разные решения. В теориях психологической защиты, психологической компенсации, совпадающего поведения и замещения анализируется «работа», проделываемая эмоциями по перестройке сознания и отношения к внешнему миру. Так, эмоция может пониматься как форма замещения поведения, которое не может принять субъект, путем магического преобразования действительности [27]. «Работа» горя состоит в том, что человек должен принять боль утраты [25]. «Работа», проделываемая печалью, приводит человека к соответствию с требованиями реальности через обращение его к отдельным воспоминаниям и ожиданиям об утерянном объекте [23]. Особенностью этих исследований является понимание эмоциональных переживаний и как деятельности, и как созерцания. В русле деятельностного подхода обозначились два пути. Первый, намеченный А.Н. Леонтьевым в положении о релевантности эмоций деятельности [12], не изучен. Второй представлен концепцией переживания-деятельности, захватывающего весь душевный мир человека, а не только его эмоциональные переживания. Переживание понимается как особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни [1].

Изложенные выше концепции показывают, что эмоциональные переживания могут рассматриваться как деятельность. Однако в одних случаях эти концепции методологически ограничены, слишком частные и отражают преимущественно клинический опыт. В других, наоборот, несут в себе большую методологическую нагрузку, но опять-таки ориентированы на особые (критические) жизненные ситуации, которые не разрешимы процессом предметно-практической и познавательной деятельности. Для эмпирического изучения эмоциональных стилей идея об эмоциональных переживаниях как деятельности, принятая в принципе, должна получить более конкретное решение.

2.2. Исходно следует принять, что переживания являются человеку в двух ипостасях: в форме созерцания и в форме деятельности. Когда человек лишь испытывает, претерпевает воздействие переживания, последнее принимает на себя роль логического субъекта, ставя человека в позицию объекта. Когда человек ставит свои переживания в позицию логического объекта, он сам создает и конструирует отвечающие им ситуации либо отношения к ним. Переживания второго рода противостоят и подчиняются субъекту. Они и являются переживаниями-деятельностью [1].

Но каково психологическое назначение эмоциональных переживаний как

 

91

 

деятельности? Опираясь на работы Б.И. Додонова [5], А.И. Палея [17], Ж.-П. Сартра [27], это назначение может быть понято трояким образом: как процесс производства и самопроизводства эмоциональных переживаний, имеющих для человека ценность; как способ преобразования мира; как способ реагирования на трансформированный субъектом же мир. В диалектическом единстве данных звеньев (помимо производства и самопроизводства эмоциональных переживаний они заключают в себе эмоционально-когнитивные и эмоционально-моторные синтезы, создавая почву для выделения соответствующих подвидов эмоциональных стилей) образуется относительно автономный поток человеческой активности — эмоциональная деятельность, обладающая собственными законами и закономерностями.

Существование эмоциональной деятельности, предметной деятельности и общения порождает проблемы взаимосвязей их друг с другом. Эмоциональные переживания - деятельность могут обнаруживать себя либо в виде относительно самостоятельной деятельности (прежде всего по своим продуктам), либо в составе предметной деятельности и общения. В первом случае эмоциональная деятельность становится предметом интереса для психотерапии и психогигиены. Об эмоциональных переживаниях - деятельности можно судить по тому, как человеку удается перенести те или иные жизненные события и повысить осмысленность жизни. Продуктом переживания выступает нечто внутреннее и субъективное [1], в том числе и сами эмоциональные переживания.

Во втором случае эмоциональные переживания могут присутствовать в составе предметной деятельности и общения, сохраняя тем не менее собственный деятельностный статус. Наиболее отчетливо это заметно в художественной деятельности, связанной с исполнительством. Исполнительская деятельность в искусстве как бы изначально предполагает в большей мере производство эмоциональных переживаний, эмоциональных значений, чем их потребление.

В ряде случаев эмоциональные переживания-деятельность могут выступать в роли некоей «противосилы» развертыванию процессов предметной деятельности, общения; и наоборот, последние могут подчинять себе эмоциональную деятельность. Понятно, что между ними устанавливаются и отношения согласования. Внешние результаты, таким образом, могут характеризовать разные типы деятельностей, маскируя различные по характеру отношения между ними: координации, рассогласования, зависимости и др.

Определение психологического назначения эмоциональных переживаний как деятельности и возможные принципиальные связи их с предметной деятельностью и общением позволяют рассмотреть вопрос об эмоциональных стилях в русле концепции индивидуального стиля деятельности.

2.3. Будем опираться при этом на концепции индивидуального стиля деятельности (включая стиль деятельностного общения) и более широко — интегральной индивидуальности, разработанные В.С. Мерлиным [14].

Обозначая термином «стиль» взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств индивидуальности, он имел в виду их реализацию в индивидуальных способах координации действий, применяемых для достижения цели. Соответственно понятием «стиль» будем обозначать взаимоотношения объективных требований собственно эмоциональной деятельности и свойств индивидуальности. Нужно подчеркнуть, что речь идет об эмоциональной форме взаимоотношений, о том, как человек действительно эмоционально переживает (а не эмоционально оценивает) окружающий его мир. Отсюда и реализация этих возможностей должна быть представлена в виде системы взаимосвязанных эмоциональных средств, способов, применяемых для осуществления цели.

Итак, уже в самом первом приближении достаточно отчетливо высвечивается новый предмет в проблематике эмоциональных стилей (им являются

 

92

 

эмоциональные переживания, процессы, порождающие их и порождаемые ими) и новые подходы (теория интегральной индивидуальности) к его изучению. Подчеркнем это, обозначив данную область исследований понятием «индивидуальный эмоциональный стиль» (ИЭС).

3. Насколько правомерно, не нарушая логики теории интегральной индивидуальности, расширять ее предмет, включив в него ИЭС? Ответом на данный вопрос будет теоретическая проверка ИЭС по трем существенным признакам, характеризующим индивидуальный стиль деятельности: условиям его порождения, устойчивости и многоуровневости.

3.1. Согласно теории интегральной индивидуальности усвоение индивидуального стиля деятельности происходит при наличии зоны неопределенности. Она возникает на промежуточных ступенях деятельности, когда еще существует набор разнообразных вариантов, путей достижения общего направления деятельности. Зона неопределенности обусловливается факторами двоякого рода. Во-первых, одни и те же объективные требования деятельности могут осуществляться при помощи различных промежуточных целей, действий, операций; во-вторых, субъект, ориентируясь в объективных требованиях, может выбрать цели, действия, операции, соответствующие его индивидуальным особенностям.

Можно ли говорить о наличии зоны неопределенности применительно к условиям «бытия» ИЭС? Поле существования ИЭС создается разнообразием эмоциональных форм взаимоотношений объективных условий деятельности и свойств индивидуальности. Эмоционально переживая действительные отношения к внешней реальности и к себе, субъект конструирует множество «эмоциональных миров». В каждом из них он другой, ибо переживает по-разному не только те или иные эмоции, но переживает по-разному (а не только отражает, относится) мир людей и предметов, свои деятельность и общение. Проживая в разных эмоциональных измерениях и имея возможности перехода от одних «эмоциональных миров» к другим, индивидуальность оказывается одновременно и «самобытной», и «не похожей на себя» — в зависимости от того, насколько для нее характерны определенные эмоциональные формы взаимоотношений с объективными требованиями деятельности [1], [20].

В терминах теории интегральной индивидуальности правомерно сказать, что необходимая для усвоения ИЭС зона неопределенности здесь обнаруживается. Ее объективные условия заключаются в том, что одинаковые объективные требования могут быть выполнены посредством налаживания разнообразных эмоциональных форм взаимоотношений. Субъективные условия характеризуются тем, что субъект, ориентируясь в объективных требованиях, может применять определенные эмоциональные формы взаимоотношений в большей или меньшей мере соответствующие его индивидуальным особенностям и поэтому в какой-то степени эффективные.

3.2. «Самобытность — непохожесть на себя» индивидуальности в разных эмоциональных мирах порождает еще одну дилемму: инвариантности — вариативности ее ИЭС. Острота этого вопроса вызвана тем, что эмоциональным переживаниям, как известно, свойственны ситуативность, вариативность и изменчивость, в то время как в школе В.С. Мерлина существенной чертой индивидуального стиля считалась его устойчивость. Поэтому если эмоциональные переживания вариативны, может ли идти речь об ИЭС применительно к ним? И наоборот, если все же существует ИЭС, то насколько правомерно распространять понятие стиля именно на эмоциональные переживания в силу их опять-таки вариативности?

Чтобы разрешить парадокс инвариантности — вариативности ИЭС, который на самом деле оказывается мнимым, нуждается в переосмыслении вопрос инвариантности — вариативности индивидуального стиля деятельности. Основания для этого можно найти в посмертной монографии В.С. Мерлина: «Основная проблема

 

93

 

изучения индивидуального стиля деятельности,— писал он,— его изменения у разных людей в зависимости от специфических объективных требований различных видов деятельности» [14; 167]. Действительно, термин «стиль» применяется для обозначения взаимоотношений объективных требований деятельности и свойств индивидуальности. Вместе с тем объективные требования не могут быть одинаковыми для разных видов деятельности или для одной и той же деятельности, но протекающей в различных условиях. Потому и положение об устойчивости индивидуального стиля деятельности не может быть принято жестко и однозначно. По-видимому, в индивидуальном стиле деятельности должны присутствовать и стабильные, и мобильные черты, о чем свидетельствуют эмпирические данные в отношении отдельных видов деятельности [22].

С этих позиций вопрос инвариантности-вариативности ИЭС оборачивается следующим образом. В то время как эмоциональным переживаниям свойственны ситуативность, вариативность и изменчивость, показано также, что подверженность разных индивидов тем или иным эмоциональным переживаниям оказывается неодинаковой. Правда, эта особенность изучается в терминах эмоциональности как свойства темперамента [16] и потому прямо не может быть распространена на эмоциональные переживания. Между тем ситуативность эмоциональных переживаний, с одной стороны, и наличие устойчивых индивидуальных различий в подверженности определенным эмоциональным переживаниям, с другой, делает правдоподобной гипотезу о том, что человек переживает те или иные события, ситуации, применяя эмоциональные средства и способы как в связи со свойствами собственной индивидуальности, так и в зависимости от объективных условий. Такая трактовка обеспечивает выход на переживания - деятельность. При этом весьма вероятно, что в ИЭС могут быть представлены и стабильные, и мобильные признаки.

Вопрос инвариантности — вариативности ИЭС может решаться и в другом ключе, если заострить внимание на том, какими именно психологическими особенностями эмоциональных переживаний приписывать инвариантность — вариативность. Дело в том, что когда отмечают ситуативность, вариативность и изменчивость эмоциональных переживаний, то имеют в виду их связь с субъектом и ситуацией, а не собственные свойства эмоциональных переживаний. Однако стилевые признаки могут быть присущи определенным свойствам самих эмоциональных переживаний. А они могут обладать как раз противоположными, устойчивыми чертами — всякий раз, когда продуцируется то или иное переживание. Более того, может оказаться, что стилевые признаки будут устойчиво сопутствовать одним эмоциональным переживаниям и «пропадать» в отношении других. Эти суждения естественно вытекают из описанных выше представлений о множестве «эмоциональных миров», в которых проживает субъект. Все это означает то, что вопрос инвариантности — вариативности перед исследователями ИЭС ставит проблемы, которые нуждаются в специальном эмпирическом изучении.

3.3. Вопрос об уровнях ИЭС нужно сопоставить с уровнями индивидуальных стилей предметной деятельности и общения. В.С. Мерлин выделяет в них три уровня: индивидуальную стратегию определения промежуточных целей для осуществления общего направления деятельности, индивидуальную систему операций, индивидуальный стиль реакций и движений. Эти же уровни, правда, наполненны специфическим, психологическим содержанием, могут быть выделены в ИЭС.

3.3.1. Промежуточные цели. В.С. Мерлин рассматривает их в операциональном плане. Промежуточные цели-операции представляют собой в частности, определенные межличностные отношения, создаваемые для достижения результата в предметной деятельности. Необходимой предпосылкой их возникновения является наличие зоны неопределенности между личностными отношениями

 

94

 

и предметным результатом. А она образуется благодаря тому, что один и тот же предметный результат может быть достигнут на основе разнообразных межличностных отношений. В такой ситуации обнаруживается, что субъекты с различными индивидуальными свойствами предпочитают вступать не во всякие, а лишь в определенные межличностные отношения для достижения предметного результата.

В качестве промежуточных целей-операций индивидуального стиля общения В.С. Мерлин различал следующие виды межличностных отношений: эмоциональные, деловые, ценностно-ориентационные. О том, что сами эмоциональные отношения могут дифференцироваться по определенным характеристикам [4]; о том, что для достижения предметного результата одни разновидности эмоциональных отношений в соответствии со свойствами индивидуальности могут быть предпочтительней других, вопрос не ставился. Вместе с тем один и тот же предметный результат может достигаться при разнообразных не только межличностных, но и собственно эмоциональных отношениях. Значит, и зона неопределенности существует для разнообразия как межличностных, так и эмоциональных отношений. Стало быть, правомерна гипотеза о различных по характеру эмоциональных отношениях как индивидуальных промежуточных целях-операциях для достижения предметного результата.

3.3.2. Система операций. Следуя логике рассуждений В.С. Мерлина, индивидуальную систему средств, приемов и способов, при помощи которых создаются эмоциональные отношения, какой-либо продукт (материальный или идеальный), будем понимать как ИЭС операций, т.е. в качестве отдельного уровня ИЭС.

Поиск прямых аналогов соотношения ориентировочных, исполнительных и контрольных операций здесь вряд ли уместен, ибо он входит в противоречие с исходным определением предмета ИЭС. Тем не менее нужно показать существование хотя бы некоторых средств, приемов и способов создания эмоциональных отношений, каких-либо продуктов деятельности и возможность наличия между ними зоны неопределенности.

По эмоциональному критерию можно выделить две большие группы средств: эмоциональные и «внеэмоциональные». К эмоциональным могут быть отнесены средства, сами представляющие эмоциональные переживания в их афферентном и эфферентном звеньях [17], [9]. Например, с помощью гнева субъект создает эмоциональные отношения агрессии. Воссоздавая художественный образ, в который вплетены эмоциональные значения печали, музыкант исполняет музыкальные произведения печально, грустно. «Внеэмоциональными» являются средства построения эмоционального образа, образующие его материальную модель. Так, балетмейстер создает композицию танца, которая в то же время является материальной моделью хореографического, в том числе эмоционального, образа [2].

Эмоциональные и «внеэмоциональные» средства могут быть использованы с помощью разнообразных приемов и способов. Это и разнообразные эмоциональные способы (по характеру эмоциональных переживаний) создания эмоциональных отношений, продуктов деятельности, и различные способы и приемы создания материальной модели эмоционального образа. При этом одному и тому же эмоциональному образу может соответствовать некоторое множество материальных моделей, способов и приемов их создания. И наоборот, одна и та же материальная модель может быть сопоставимой с несколькими эмоциональными образами.

3.3.3. Стиль эмоциональных реакций. Будем понимать их как по преимуществу спонтанные, непроизвольные реакции при переживании определенных эмоций. Применяя же понятие «индивидуальный стиль эмоциональных реакций», будем подразумевать индивидуально свое — образные реакции при переживании тех или иных эмоций в связи со свойствами индивидуальности и объективными требованиями деятельности

 

95

 

общения. Данный подход следует отличать от трактовок реактивных стилей как типов выражения (двигательного, соматического) эмоциональных переживаний, характеризующих лишь формально-динамические свойства личности [28].

Эмоциональные реакции представляют собой одну из форм эмоциональной экспрессии. В качестве их индикаторов могут служить соответствующие перемены в соматике, моторике, мимике, акустических характеристиках голоса и др. Что же касается собственно индивидуального стиля эмоциональных реакций, то, несмотря на обилие эмпирических фактов в пользу существования именно эмоционального стиля реакций, за редким исключением [3], почти нет.

Таким образом, на уровне теоретического анализа мы не находим принципиальных возражений против введения понятия ИЭС в понятийный аппарат теории интегральной индивидуальности и расширения ее предмета за счет изучения эмпирии, связанной с ИЭС. В заключение отметим, что намеченная выше концептуальная схема ИЭС лишь частично является гипотетической. Ряд выдвинутых в ней положений подтвержден полученными нами эмпирическими фактами [7], [8], [9].

 

1. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1984. 200 с.

2. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 143 с.

3. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. Влияние музыки на психомоторику в связи с особенностями нейродинамики // Вопр. психол. 1980. № 1. С. 94—100.

4. Вяткин Б. А., Дорфман Л. Я. О системном анализе психических состояний. // Нов. исслед. в психологии. 1987. № 1. С. 3 – 7; 1987. № 2. С. 3 – 7; 1988. № 1. С. 3—8.

5. Додонов Б. И. Эмоция как ценность. М., 1978. 272 с.

6. Додонов Б. И. В мире эмоций. М., 1977. 140 с.

7. Дорфман Л. Я. Влияние эмоций, вызванных музыкой, на работоспособность в связи с силой нервной системы // Психол. журн. 1986. Т. 7. № 5. С. 132—136..

8. Дорфман Л. Я. Эмоциональный стиль как проблема интегрального исследования индивидуальности // Индивидуальность человека: условия проявления и развития. Пермь, 1988. С. 71—72.

9. Дорфман Л. Я. Эмоциональные предпочтения как фактор приспособления индивидуальности студента к требованиям учебной деятельности // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988. С. 70—79.

10. Климов Е. А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969. 287 с.

11. Колга В. Возможные миры когнитивных стилей // Когнитивные стили. Таллинн, 1986. С. 32—37.

12. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. 304 с.

13. Маркова А. К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля деятельности учителя // Вопр. психол. 1987. № 5. С. 40—48.

14. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. 256 с.

15. Никонова А. Я. Влияние особенностей индивидуального стиля на процесс и результаты педагогической деятельности учителя // Нов. исслед. в психологии. 1987. № 1. С. 31—35.

16. Ольшанникова А. Е. К психологической диагностики эмоциональности // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. С. 93–105.

17. Палей А.И. Соотношение эмоциональных и когнитивных характеристик индивидуальности и их электроэнцефалографические корреляты: Канд. дис. М., 1983. 201 с.

18. Переверзева И. А. Индивидуальные особенности эмоциональности и контроль за выражением эмоций // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 1. М., 1983. С. 52—54.

19. Попова Н. Е. Роль аффективных и когнитивных механизмов в успешности деятельности // Эмоционально-волевая регуляция поведения и деятельности: Тезисы. Симферополь, 1986. С. 27—28.

20. Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 3. Л., М., 1985. С. 4—6.

21. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1946. 704 с.

22. Толочек И. А. Индивидуальный стиль деятельности — устойчивость и изменчивость // Вопр. психол. 1987. № 4. С. 100—108.

23. Фрейд З. Основные психологические теории в психоанализе. М., 1923. 206 с.

24. Adler A. Understanding human nature. N. Y., 1927. 286 p.

25. Lindemann E. Symptomatology and management of acute grief // Amer. J. Psychiatry. 1944. V. 101. No 2. P. 141—148.

26. Lippa R. Expressive control, expressive consistency and the correspondence between expressive behavior and personality // J. Pers. 1978. V. 46. No 3. P. 438—461.

27. Sartre J. P. Exquisse d'une theorie des emotions. Paris: Hormann, 1965. 64 p.

28. Stagner R. Individual style. N. Y., 1962.

29. Wardell D. M., Royce J. R. Toward a multi-factor theory of styles and their relationships to cognition and affect // J. Pers. 1978. V. 46. No 3. P. 474—505.

 

Поступила в редакцию 10.Х 1988 г.