Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

5

 

НАВСТРЕЧУ ПЕРВОЙ ВСЕСОЮЗНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ ПСИХОЛОГОВ

 

ПОТЕНЦИАЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ –– ПЕРЕСТРОЙКЕ ОБЩЕСТВА

 

Основной итог развития психологической науки в СССР — осознание психологами объективной необходимости и возможности радикальной перестройки своей науки в тех социально-политических условиях, которые стали реальностью благодаря решениям XXVII съезда КПСС, последующих Пленумов ЦК КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции. Дальнейшее развитие психологии невозможно вне перестройки.

Проведение революционных изменений во всех сферах жизни нашего общества, его глубокая демократизация на принципах гласности, открытости, уважения прав и свобод каждого человека, ломка негативных стереотипов в мышлении и поведении людей, формирование нового мышления, вовлечение широких масс трудящихся в активную деятельность по изменению политической структуры общества нуждаются в углубленной научной рефлексии, в подлинном научном обеспечении. В этих условиях неизмеримо возрастает значимость гуманитарных наук. Важнейшая роль в системе наук о человеке принадлежит психологии. Психологические закономерности пронизывают все сферы деятельности человека, все социальные процессы, в которые он включен. Перестройка психологии советских людей, активизация творческого начала в каждом человеке составляет предпосылку и важнейшую цель стратегического курса на возрождение и реализацию гуманистического идеала в условиях социализма. На пути к этой цели нет альтернативы дальнейшей демократизации и гуманизации нашего общества.

Принципиально новые, гораздо более масштабные задачи встают перед советской психологией в свете решений апрельского (1985г.) Пленума ЦК КПСС, всех последующих партийных форумов. Главная задача — направить потенциал психологической науки на научное обеспечение перестройки, выявление творческих возможностей человека, развитие инициативы и формирование нового мышления у широких народных масс, создание эффективных социально-психологических механизмов вовлечения советских людей в процесс политического, социально-экономического и духовного обновления общества.

Партия и государство ждут от психологов, как и других ученых, более решительного поворота к реальным задачам, которые ставит жизнь перед нашим обществом, обеспечения значительно более высокого уровня теоретических разработок, а также надежных путей повышения эффективности всех сфер материального и духовного производства. В решениях партийных и государственных органов сформулирован целый ряд ответственных задач, прямо и непосредственно относящихся к психологической науке. Это в первую очередь большой комплекс теоретических, прикладных и практических проблем, связанных с коренным улучшением дела образования и воспитания, вывода всей системы народного образования на самые передовые рубежи. Это, далее, задачи глубокого и всестороннего изучения психологических основ и эффектов

 

6

 

разного рода неформальных движений (особенно в молодежной среде), психологического анализа многих экстремальных ситуаций. Особый комплекс чрезвычайно актуальных задач связан с планомерной разработкой психологических проблем, возникающих в области взаимоотношений разных социальных, национальных и этнических групп в нашем обществе.

При определении круга таких проблем психологи должны исходить из ситуации, сложившейся в обществе, и ее обозримых перспектив. Характерная черта нашего времени — становление реального плюрализма мнений, открытое сопоставление идей и интересов, усиливающаяся дифференциация и открытость общества. Углубление перестройки неизбежно приведет к обострению многих проблем, будет создавать значительные психологические трудности, связанные с ломкой и преодолением многих стереотипов сознания и поведения, установок, складывавшихся на протяжении десятилетий. Встанут такие проблемы, как психологические условия раскрепощения личности, диалога в жизни и политике, демократии и гласности, предприимчивости и ответственности, профессиональной переквалификации и смены образа жизни.

Советские психологи заявляют, что они, всецело одобряя курс партии на перестройку и обновление общества, глубоко осознают свою гражданскую и профессиональную ответственность в решении тех непростых задач, которые ставит перед ними партия, социалистическое государство и сама жизнь.

В текущем пятилетии продолжалась разработка философских, методологических, теоретических, прикладных и практических проблем психологии. Получила определенное развитие проблематика основных разделов и дисциплин психологической науки — общей, социальной, педагогической и возрастной, инженерной, медицинской психологии, психогенетики, психофизиологии, пато- и нейропсихологии, психологии управления, труда, спорта. Был достигнут некоторый прогресс в развитии психологической службы в системе народного образования и здравоохранения, службы семьи и брака и др. Дальнейшее развитие получили контакты психологов с представителями других гуманитарных наук — философами, социологами, медиками, педагогами, юристами. Расширялись и углублялись связи советских ученых с психологами из социалистических, капиталистических и развивающихся стран.

Вместе с тем достигнутый уровень развития советской психологической науки нельзя признать сколько-нибудь достаточным, отвечающим задачам сегодняшнего дня. Рассогласование между возможностями психологии и стоящими перед ней задачами приобретает в настоящее время настолько критический характер, что уже в недалеком будущем может привести к множественным негативным последствиям как в самой науке, так и в самых различных сферах социальной жизни.

Кризис психологической науки назрел. Его главная социальная предпосылка состояла в том, что сложившаяся в нашем обществе и подчинившая себе общество партийно-государственная административно-командная система не нуждалась в научной психологии, изучающей реальных людей. Более того, в застойном обществе правда о человеке была опасна.

Эта общая социальная ситуация, длившаяся десятилетиями, привела к глубоким внутренним деформациям в советской психологической науке, в психологии самих психологов. Здесь следует указать не только на прерванные исследования, закрытые темы, запрещенные области исследований, на вынужденный искусственный разрыв многих связей с мировой наукой, но и на «духовное наследие» тех лет, все еще во многом определяющее психологию ученых. Многолетний и постоянный страх оказаться под огнем идеологических обвинений, оргвыводов и обструкций, необходимость самому в той или иной форме навешивать ярлыки на мировую психологию, на своих коллег, а иногда и на свои собственные работы — все это не могло не деформировать мышление и личность ученых. В идеологизированном сознании самих психологов сформировались такие несовместимые

 

7

 

с научным мышлением образования, как постоянный разрыв между чувствами и интеллектом, мышлением и речью, жесткие догматические схемы, многочисленные табу. Так воспитывались целые поколения ученых, которые в свою очередь передавали эту эстафету новым поколениям психологов. Именно в этом, заключается подлинная причина того, что психологи в своей массе все еще остаются в стороне от решения актуальных задач и проблем перестройки. Приходится констатировать, что до сих пор психологическая наука не нашла своего места в обновлении общества, не внесла достойного вклада в разработку реалистической концепции человека, призванной наметить и научно обосновать перспективы нового стиля жизни, работы, управления. Психологи, по сути дела, игнорировали такие важнейшие для общества и имеющие отчетливый психологический аспект проблемы, как нарастание социальной апатии, националистических настроений, отчуждения труда, эрозии общечеловеческих ценностей и хозяйского отношения к социалистической собственности в индивидуальном и общественном сознании.

Современная кризисная ситуация в развитии советской психологии усугубляется тем, что социальный статус нашей науки остается неправомерно приниженным, что вступает в непримиримое противоречие с развернувшимися процессами демократизации и гуманизации общества, с усилением интереса всех и каждого к духовной жизни человека. Более того, хроническое отставание советской психологии от темпов роста психологии в развитых странах мира (где она уже давно стала одной из приоритетных отраслей науки) продолжает усиливаться. Не могут быть признаны удовлетворительными темпы качественного и количественного роста психологических кадров в СССР. Материально-техническая база науки морально устарела и совершенно не соответствует сложности и масштабности современных проблем. Система психологических научно-исследовательских и научно-практических центров и служб развивается крайне медленно.

Для того чтобы психология смогла решить стоящие перед ней ответственнейшие задачи, она должна, наконец, получить соответствующее признание со стороны общества. В центре нашей перестройки — человек, его психология. Поэтому без приоритетного развития психологической составляющей в комплексе гуманитарных наук подлинная перестройка общества невозможна.

Вместе с тем было бы грубой ошибкой сводить замедленные темпы развития психологии лишь к неблагоприятным внешним условиям. Параллельно со стагнацией общества шло развитие застойных явлений в самой психологии. Главная беда психологии заключалась в том, что она развивалась сугубо экстенсивно, т.е. расширялась не перестраиваясь. Организационно психология продолжала строиться до самого последнего времени как чисто академическая наука, независимая от практики: «камень, который презрели строители», так и не был положен во главу угла здания советской психологии. Однако сейчас уже всем ясно, что обществу нужна психология прежде всего как массовая практическая социальная профессия. И тем не менее самовоспроизводство академической психологии продолжается. Вполне естественно, что в этих условиях не возникает внутренней необходимости радикального критического пересмотра и переоценки всей проблематики науки, ее теоретического и методического оснащения. Логика экстенсивного развития ставит перед психологией лишь задачи расширения и углубления проторенной академической колеи, которая, как мы видим сегодня, ведет нашу науку к полной стагнации.

Застойные явления в психологической науке многообразны: это и «плюралистический монополизм», взаимная всеобщая закрытость и отчужденность научных школ, направлений, учреждений, подразделений, ученых; это и сведение на нет содержательного многоуровневого конструктивного диалога в самой науке, утрата живых связей со смежными науками, самоизоляция от мировой психологии; это и формирование своей собственной номенклатуры и административно-командной системы

 

8

 

управления. Перестройка психологии означает прежде всего спасение самой науки и демонтаж (не менее болезненный, чем в обществе в целом) ее внутренней бюрократически-иерархической системы. Чтобы содействовать перестроечным процессам, психология сама должна претерпеть перестройку, должна преодолеть вынесенный из времен застоя монополизм, догматизм, схоластику, демагогию и просто безнаказанное безделье и некомпетентность. Только на этом пути может быть создано главное в науке — здоровое научное сообщество.

Учитывая чрезвычайную значимость психологической науки в оздоровлении нашего общества и принимая во внимание кризисное состояние самой психологии, необходимо предусмотреть:

1) в качестве магистральных направлений развития:

создание всех условий для приоритетного развития отечественной теоретической психологии, фундаментальных исследований во всех психологических научных дисциплинах;

обеспечение опережающих темпов развития прикладной и практической психологии;

органическое сочетание идейного, мировоззренческого единства советской психологии с разнообразием научных школ, направлений, целей, задач и методов научной и научно-практической работы психологов;

всемерное внедрение в научную жизнь принципов демократизации и гласности, стимулирование широких научных дискуссий по наиболее острым проблемам истории, изучение современного состояния и перспектив развития психологической науки;

разработку, утверждение и принятие Обществом психологов СССР кодекса профессиональной этики советского психолога;

создание единой программы психологической подготовки и переподготовки партийных, советских, хозяйственных, профсоюзных и комсомольских руководителей в целях повышения их общей психологической культуры, готовности к продуктивному сотрудничеству с психологами, использованию достижений

современной психологии в своей деятельности и работе соответствующих организаций, учреждений и производств;

2) в области общей и социальной психологии:

концентрация психологических исследований на системе развивающих, стимулирующих  психическое развитие взаимодействий человека и общества, изучение механизмов и условий: становления общественной психологии, хозяйского отношения к социалистической собственности в различных ее формах; побуждения людей к инициативному и творческому труду, непрерывному образованию; трансформаций деятельности, сознания и личности людей при переходе от административно-командных форм социальной жизни к экономико-демократическим; преодоления всех форм психологического отчуждения в процессе развития личности, всех форм личностного и социально-психологического сопротивления процессу перестройки;

изучение: комплексных психологических эффектов перестройки в деятельности средств массовой информации, идеологических и пропагандистских воздействий на разные категории и возрастные группы населения; психологических закономерностей развития и специфических особенностей проявления психологии представителей различных социальных, культурных, национальных и этнических групп; психологических условий и механизмов преодоления националистических предрассудков; современных тенденций в развитии атеистического и религиозного сознания;

разработку психологически обоснованных форм и методов воспитания правовой культуры населения, преодоления в индивидуальном и общественном сознании деформаций, связанных с ущемлениями и нарушениями основных прав и свобод человека как социально-психологическими источниками различных аномалий личностного развития;

3) в области педагогической и возрастной психологии:

решение основных проблем перестройки дошкольного, общего и среднего, высшего и профессионального образования

 

9

 

демократизация и гуманизация советской системы народного образования во всех ее звеньях;

разработку моделей новых гуманистических по своей направленности психолого-педагогических технологий обучения и воспитания, наиболее полно раскрывающих и развивающих способности и потребности детей и молодежи;

психологическое обеспечение нравственного, политического, экологического, правового, интернационального, трудового, эстетического и физического воспитания подрастающего поколения;

создание реально действующей единой психологической службы в системе народного образования, в компетенцию которой будут входить задачи психологической диагностики, консультации и помощи, создание оптимальных для каждого учащегося и студента условий для полноценного разностороннего личностного развития;

обеспечение приоритетного, опережающего развития психологической составляющей в комплексе педагогических наук, участие психологов в разработке принципиальных проблем обновления педагогической науки и народного образования в целом;

4) в области медицинской психологии:

концентрация психологических исследований на разработке психологических основ и принципов стимулирования и поддержания здорового образа жизни всех возрастных групп и категорий населения;

разработка научно обоснованных мер и лечебных процедур по ранней профилактике различных форм наркомании и токсикомании;

изучение психологических факторов риска условий развития психосоматических заболеваний, психогенных кризов и травм, провоцирующих суициды, невротические и прочие отклонения в психическом развитии;

разработка научных основ и методического обеспечения диагностики, восстановительного обучения, трудовой реабилитации детей и взрослых с разного рода задержками, дефектами и отклонениями в психическом развитии;

создание высокоэффективной службы экстренной психологической помощи населению в составе системы здравоохранения;

обеспечение ускоренного развития научно-практической проблематики укрепления семьи и брака;

участие психологов в планировании различных социальных мероприятий, разработки законов, принятии ответственных политических, хозяйственных, экологических и прочих решений, затрагивающих физическое и психическое здоровье советских людей;

5) в области инженерной психологии и психологии труда:

концентрация усилий психологов на изучении проблем разработки и освоения перспективной техники и прогрессивных технологий, психологическом анализе изменений труда и мира профессий, закономерностей становления профессионала;

разработка научно обоснованных психологических методов повышения производительности и качества труда, активизации профессионального самоопределения, контроля уровня работоспособности и рекреации различных категорий работников;

создание научных основ современной кадровой политики, отбор и аттестация кадров в условиях социалистической состязательности, плюрализма мнений, выборности руководителей, самостоятельности коллективов и персональной ответственности трудящихся;

исследование процессов компьютеризации и информатизации, процессов производства и управления, создание психологических средств преодоления экстремальных ситуаций, представляющих угрозу для жизни людей и окружающей среды;

использование психологических знаний при перспективном планировании производственных мощностей с целью создания психоэкологически чистых гуманизированных технологических режимов и процессов.

Перестройка советской психологической науки — составная часть обновления всего нашего социалистического общества. Ее успешное осуществление

 

10

 

позволит не только сблизить психологию с жизнью, но и поднять ее на новый теоретический уровень. Советские психологи готовы к решению сложных задач, поставленных перед ними как развитием самой психологической науки, так и прогрессом нашего общества в целом.