Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

178

 

 

В последний день апреля оборвалась жизнь академика АПН СССР, заслуженного деятеля науки ЭССР, почетного доктора университетов Хельсинки и Тампере (Финляндия), заведующего кафедрой педагогики и психологии Таллиннского педагогического института профессора Хейно Йохановича Лийметса.

X. Лийметс родился 22 января 1928 г. в Вана-Антсла, в южной Эстонии. Среднее образование получил в г. Валге. В 1952 г. закончил Тартуский университет. Затем последовали аспирантура, преподавательская работа, защита кандидатской диссертации (1959), заведование кафедрой педагогики университета в 1963—1975 гг. В эти годы началась обширная деятельность X. Лийметса по совершенствованию профессиональных знаний педагогов и привлечению их к научно-исследовательской работе на курсах, которые превратились в уникальный Общественный НИИ педагогики.

X. Лийметс как ученый шел впереди своего времени. Только сейчас, в условиях перестройки, мы можем достойно оценить некоторые его идеи. Современно звучит принцип взаимовлияния и взаимообогащения учителя и ученика как предпосылка успешной учебной деятельности («Групповая работа на уроке». М., 1975). Еще более фундаментальным является положение об изучении всей жизнедеятельности в контексте развития человека. Исходя из этого было проведено репрезентативное исследование жизнедеятельности старшеклассников Эстонии в 70—80 гг. X. Лийметс всегда рассматривал обучение, воспитание и образование на широком общественном фоне, в многообразии и сложности их взаимосвязей. В итоге у X. Лийметса сложилось особое понимание педагогики как интегративной науки, основанной на психологии, социологии, физиологии и других областях человеческого знания (см.: «Дидактика», написанная совместно с В. Науманн, изданная в Берлине).

X. Лийметс был психологически образованным педагогом. Он глубоко понимал психологию личности ребенка. Разработанная им концепция групповых форм обучения ориентирована на развитие личности каждого ученика. Самым главным во всех трудах X. И. Лийметса была ориентация учителя на личностный подход к обучению в школе.

Эти прогрессивные идеи не могли не привлечь многих ученых к сотрудничеству с X. Лийметсом. Его коллегами стали ученые Москвы, Ленинграда, ГДР,  Финляндии, Болгарии, Венгрии. Популярными стали организованные им симпозиумы и летние школы психологов, педагогов, философов, медиков. Неординарная личность, X. Лийметс был свободен, от догм, искал в науке только новые пути. Будучи человеком высококультурным, всесторонне образованным (например, он знал в совершенстве немецкий, финский языки, читал книги на английском, польском, шведском языках), талантливым, отзывчивым, словом, яркой личностью, он обогащал всех, кому посчастливилось работать или общаться с ним.

X. Лийметс жил напряженной общественной жизнью: член КПСС с 1960 г., много лет возглавлял Эстонское отделение Общества психологов СССР, был активистом общества «Знание», внес весомый вклад в обновление народного образования. Его участие в работе редакционной коллегии журнала «Вопросы психологии» способствовало приближению психологических знаний к педагогической практике, их использованию в профессиональной деятельности учителя.

Дело жизни X. Лийметса имеет непреходящее значение для советской психологии и педагогики и в целом для эстонской национальной культуры.