Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

174

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

В. Г. АСЕЕВ

Иркутск

 

Психологические основы трудового воспитания школьников/Под ред. Э. А. Фарапоновой. М.: Педагогика, 1988. 164 с.

 

Рецензируемая монография отражает результаты исследования одной из важнейших социальных проблем нашего времени — трудового воспитания школьников. В ней всесторонне и глубоко освещаются психологические аспекты этой проблемы, в частности пути формирования у школьников психологической готовности к труду.

Рассматривая готовность к труду как комплексное, многоуровневое образование, состоящее из операциональных и личностных компонентов, авторы монографии особое внимание уделяют исследованию личностных составляющих процесса формирования готовности к активному творческому труду. Исходя из единой теоретической концепции, разработанной под руководством Э. А. Фарапоновой, авторы монографии раскрывают психологические предпосылки и основания эффективной организации трудового воспитания школьников I—IX классов, показывают пути формирования у них осознанной потребности в труде, а также качеств личности, необходимых для успешной профессионализации

 

175

 

и адаптации к трудовой деятельности.

Можно с полным основанием сказать, что по актуальности обсуждаемых вопросов, по своему научно-теоретическому содержанию и практическим рекомендациям, вытекающим из проведенных исследований, рецензируемая работа является важным этапом в реализации тех задач, которые поставлены Основными направлениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы в области совершенствования системы трудового обучения и воспитания школьников.

В I (теоретической) главе на основе анализа фундаментальных и прикладных работ в области общей, социальной, педагогической психологии, а также обобщения результатов исследований по вопросам психологии труда и трудового обучения, воспитания и профориентации изложены основные теоретические позиции авторов монографии. В исходной теоретической  концепции выделены психологические аспекты совершенствования трудового воспитания школьников, определены пути формирования у них мотивационно-потребностной сферы и системы основных качеств личности, названных авторами полипрофессиональными: общественной коллективистической направленности, трудолюбия, ответственности, эффективной самостоятельности, активности, инициативности, творческого отношения к труду.

На основе анализа литературных данных рассмотрена структура мотивационно-потребностной сферы личности и условия ее формирования у школьников в процессе воспитания и трудового обучения. Обосновано понимание потребности в труде как источнике активности личности. Раскрывается положение, что в условиях социалистического общества системообразующим фактором развития потребности в труде является общественная направленность, осознание социальной значимости труда, его коллективный характер.

Во II главе, которая носит теоретико-экспериментальный характер, описываются психолого-педагогические условия воспитания у школьников I—IX классов потребности в труде и качеств личности, необходимых для успешной трудовой деятельности. Анализируются материалы, отражающие участие школьников в учебно-трудовой деятельности, а также в общественно полезном и производительном труде при разных условиях их организации. Показано, что самым существенным фактором развития личности учащихся является общественная направленность личности, формирующаяся в условиях социально значимой коллективной учебно-трудовой деятельности и общественно полезного, производительного труда.

Авторы впервые выделили комплекс психолого-педагогических условий, которые создают необходимые предпосылки для формирования у школьников активного интереса к труду, положительной мотивации трудовой деятельности и способствуют развитию осознанной потребности в труде. Этот продуктивный подход реализован применительно к учащимся не только городских, но и сельских школ.

В монографии определены и проанализированы психолого-педагогические условия организации производительного труда школьников на заводах, предприятиях и в учебно-производственных комбинатах. Содержательно описана во II главе динамика развития мотивации трудовой деятельности школьников и ее зависимость от условий организации производительного труда.

В III главе раскрываются особенности трудового воспитания в сельской малокомплектной школе, намечаются пути воспитания у сельских школьников психологической готовности к труду с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Здесь обсуждаются результаты экспериментального изучения учащихся сельских малокомплектных школ ряда регионов страны — Центрального района и Северного Нечерноземья.

Большой научно-практический интерес вызывает IV глава, посвященная разработке психологических принципов описания профессий в целях совершенствования содержания трудовой подготовки и профориентацни школьников. Показано, что с развитием техники происходит унификация различных профессий, возрастает общность требований, предъявляемых к человеку. Кратко обобщается накопленный к настоящему времени опыт работы по профориентации школьников, рассматриваются ее основные направления.

В главе анализируются работы, посвященные психологическим проблемам профориентации, и критически оцениваются ее основные концепции — «диагностическая» и «воспитательная». На основе этого анализа и обобщения результатов собственных экспериментов авторы монографии выдвигают свой подход к решению задач профориентации, в котором первостепенное значение приобретает активность личности школьника, превращение его в субъект профессионального самоопределения. Сформулированные ими принципы такого подхода следует оценить как новый и важный шаг

 

176

 

в разработке психологических основ профориентации школьников.

Здесь же рассматриваются также психологические условия активизации профессионального самоопределения школьников. С современных научно-теоретических позиций дается описание психологического содержания процесса профессионального самоопределения как комплекса объективных и субъективных факторов.

Монография открывает новую главу в разработке психологических основ трудового воспитания школьников и вносит существенный вклад в научное обеспечение реформы средней общеобразовательной и профессиональной школы. Она имеет хорошую и четкую логическую структуру, написана хорошим литературным языком.

Вместе с тем считаем необходимым высказать и некоторые замечания. Во-первых, хотелось бы, чтобы в монографии не только были выделены полипрофессиональные качества личности, но и определены критерии диагностики общего уровня трудовой воспитанности школьников. Во-вторых, практическая ценность монографии, на наш взгляд, была бы еще более весомой, если бы ее авторы дали в конце небольшое приложение с образцами анкет, опросников и другого методического инструментария, использованного в профориентационной работе. Надеемся, что указанные замечания, которые носят скорее характер пожеланий, будут учтены авторами в дальнейшей исследовательской работе и при подготовке новых публикаций.