Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

178

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ—

УЧИТЕЛЯМ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ

 

И.А. МАКАРОВСКАЯ

Киев

 

Гильбух Ю.З., Верещак Е.П. Психология трудового воспитания школьников. Киев: Рад. шк., 1987. 255 с.

 

Если попытаться выделить наиболее острые проблемы современной педагогики, то окажется, что трудовое воспитание занимает в их ряду едва ли не первое место.

Проблемы трудового воспитания и обучения подрастающих поколений остаются актуальными во все периоды существования советской школы. Причины этому и в специфике ее как школы трудовой, и в болезненных явлениях экономического развития нашего общества, и в явном отставании научно-педагогической мысли от предъявляемых жизнью требований.

Методические рекомендации для учителей трудового обучения, различные дидактические и учебные материалы, в огромном

 

179

 

количестве изданные за последние 10— 15 лет центральными и республиканскими издательствами и журналами, обычно охватывают традиционный круг вопросов, касающихся преимущественно организации учебно-воспитательного процесса на занятиях в школьных мастерских или в УПК.

Много обсуждалось и комментировалось содержание трудового обучения (различные варианты программ), описывались организационные основы и дидактические системы трудового обучения, разрабатывались вопросы материально-технического обеспечения трудового обучения учащихся различных возрастных групп, преемственность трудового обучения с другими школьными предметами, выяснялись возможности овладения профессией в рамках трудового обучения в школе, решались проблемы ориентации учащихся на общественно значимые виды труда, организации общественно полезного труда учащихся в различных его формах и др.

Методические рекомендации по соответствующим вопросам их авторы строят исходя из собственного опыта, опыта лучших учителей, опираясь на собственную интуицию, т.е. минуя концептуальные построения педагогической психологии.

Если обучение, например, математике, физике, языкам определяется, по крайней мере, в научных работах и передовом опыте, положениями теории развивающего обучения, то система трудового обучения имеет совсем иную логическую основу — в виде требований, идущих скорее от технологии трудового процесса, чем от личности ученика.

Необходимость преодоления утвердившихся в трудовом обучении ориентации на внешние факторы (оборудование мастерских, качество и сложность изделий, связь с производственной базой, масштабы участия школьников в общественно полезном труде, уровень технического моделирования и конструирования и т.п.) вытекает из сущности реформы, направленной прежде всего на повышение нравственно-психологической подготовки учащихся к активной трудовой деятельности, на формирование у них устойчивой потребности в труде.

По своей сути это ориентация на более «психологический» подход к учебно-воспитательной работе, с использованием более сложной и тонкой инструментовки педагогических воздействий и повышенной ответственностью за их результат.

Нужно думать, что эффективность деятельности учителя трудового обучения будет оцениваться теперь не тем, сколько выпускников пошло в профтехучилище или осталось работать в колхозе, а сложным набором показателей, характеризующих, наряду с теоретической и практической подготовкой учащихся, их отношение к труду и творческую активность в предметно-практической деятельности.

Перестройка практики трудового обучения и воспитания учащихся общеобразовательной школы должна начаться с перестройки отношения учителей к теории учебно-воспитательного процесса, в частности с признания педагогической психологии как концептуальной основы методики трудового обучения.

Потребуются большие, хорошо организованные усилия по пропаганде и популяризации психологических знаний, по повышению до необходимого уровня психологической культуры учителей труда.

В такой ситуации издание на Украине пособия для учителей «Психология трудового воспитания школьников» (на русском языке) представляется крайне важным и своевременным.

Авторы работали над пособием, прекрасно зная запросы и возможности своего будущего читателя. Научный уровень изложения сочетается с лаконичностью, конкретностью, доступностью.

I часть знакомит читателя с природой и механизмом формирования трудолюбия у учащихся различных возрастных групп, с особенностями проявлений и воспитания коллективистических качеств в их учебно-трудовой деятельности. Здесь же рассматриваются возрастные особенности развития бережливости у школьников, формирование начальных мотивов участия в общественно полезном труде, психологические предпосылки нравственно-политического и эмоционально-волевого развития учащихся в связи с деятельностью временных трудовых объединений подростков и старшеклассников.

Рассмотрев общие психологические предпосылки формирования трудовой активности личности, авторы анализируют сам процесс подготовки детей к предметно-практической трудовой деятельности (II часть).

Очень важно, что рассмотрение вопросов теоретической подготовки учащихся по труду, формирование конструкторско-изобретательских умений и умения планировать свой труд включают еще и анализ типичных недостатков, которые допускают учителя из-за своего неумения проследить развивающий и воспитывающий эффекты проведенного занятия.

Особый интерес для учителей труда представляют

 

180

 

четко выделенные и описанные в книге уровни субъективной новизны проектируемых объектов (с. 141), типичные ошибки в планировании своей работы с подростками (с. 158), психологические характеристики в инструктаже при обучении двигательным навыкам (с. 196), психологические особенности методов обучения планированию на занятиях по труду (с. 153) и др.

Следует отметить, что в этой главе, наряду с известными из специальной литературы фактами, авторы широко используют результаты собственных исследований. Это существенно повышает познавательную ценность пособия, делает его интересным не только для учителей, но и для научных работников соответствующего профиля.

III часть содержит хорошо систематизированные социологические, психологические, профессиографические и педагогические сведения, которые крайне необходимы учителям труда для успешного проведения профориентационной работы с учащимися. В этой части много методических советов, описаны приемы практического выявления интересов и склонностей учащихся, а также некоторые приемы диагностики профессиональных способностей.

В целом Ю.З. Гильбуху и Е.П. Верещаку удалась попытка раскрыть психологические основы трудового воспитания как широко понимаемого процесса, охватывающего кроме трудового обучения и нравственную подготовку личности к активной трудовой деятельности, и интеллектуальное развитие учащихся в связи с овладением определенными трудовыми процессами, и развитие самосознания как необходимой предпосылки профессионального самоопределения личности.

Структура пособия в общем способствует реализации этой задачи. Возражение вызывает только включение гл. 5 и гл. 6 в I часть.

В III части пособия недостает социально-психологического анализа явлений, связанных с профессиональным самоопределением молодежи. Например, конкретные данные о ценностных ориентациях различных возрастных групп учащихся городских и сельских школ, их квалифицированное обсуждение и примеры использования при выработке конкретных методических решений могли бы пополнить психологические знания учителей труда.

Случаются в книге и чисто редакционные огрехи, например: «...ряд важных рабочих профессий... пользуется среди молодежи низким престижем» (с. 213), хотя в целом следует отметить хороший стиль и очень четкую логику изложения.

При отсутствии ведомственной системы внедрения научных результатов в педагогическую практику издание пособий типа «Психология трудового воспитания школьников» является для психологической науки реальной возможностью непосредственного воздействия на практику, наиболее эффективным способом связи педагогической психологии с жизнью школы. В системе повышения квалификации книга принята как учебное пособие для слушателей различных категорий.