Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

166

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ПСИХОАНАЛИЗ И КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОСТИ

 

ТЕСТ КОГНИТИВНОГО СИНТЕЗА

 

ИГРА И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ

 

ЯЗЫК ЛОГО КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

 

 

НОВЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ

С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГР

 

Silverman В. The phantom fish tank. An ecology of mind. Montreal, Canada: Logo Computer Systems Inc., 1987. 84 p.

 

Развитие языка Лого, расширение границ среды, в которых он может оказаться эффективным, определяет возможности реализации в системе Лого ряда идей, далеко выходящих за рамки традиционных учебных задач. Хорошим примером в этом смысле является книга канадского исследователя Брайана Сильвермана. Она значительно углубляет представления о возможностях языка Лого, нередко считающегося не более чем неплохим вводным курсом в программирование; в книге же показаны принципиально новые возможности, связанные с демонстрацией на Лого ряда идей современной компьютерной науки (computer science).

В книге читатель не сталкивается с обжитым и привычным по работам С. Пейперта, других исследователей миром черепашьей графики. Автор вводит нас в новый мир —

 

167

 

мир клеточных автоматов. В своем предисловии к книге С. Пейперт обращает внимание на ее основное достоинство: она знакомит с новейшими представлениями о мощных мультипроцессорных системах, параллельности вычислительных процессов, когда отказ от традиционных идей о последовательной обработке команд позволяет совершенно по-новому взглянуть на проблемы программирования, в том числе на самых первых этапах знакомства с ними в школе.

Один из важных научных и методических вопросов — вопрос об изменении в соотношении программного и аппаратного обеспечения, происходящем параллельно развитию компьютерных технологий,— интересует автора с точки зрения возможностей насыщения программного обеспечения функциями, ранее встроенными в «железки». Отсюда — развитие ряда идей моделирования с помощью клеточных автоматов, их эволюции. Клеточный автомат состоит из множества одинаковых клеток, каждая из которых эволюционирует с очень простым набором правил. Причем все вместе эти клетки ведут себя очень сложно: рисунок решетки из клеток автомата на экране дисплея компьютера уже через несколько шагов эволюции меняется непредсказуемым образом. Знакомство с этими идеями в процессе компьютерного обучения позволит школьникам прикоснуться к «краевым» проблемам моделирования с помощью ЭВМ: если любой физический процесс можно представить в форме вычислительного процесса, то в клеточных автоматах соответствие между «физикой» и «вычислением» максимально велико. Поэтому учитель получает блестящую возможность использовать моделирование на компьютере не просто в качестве иллюстрации действия естественнонаучных законов — тем самым мощные средства моделирования выступают только в качестве методической помощи учителю при реализации простейшего принципа наглядности в обучении,— а в качестве инструмента, позволяющего по-настоящему понять уже на школьных уроках фундаментальные идеи теории алгоритмов.

С психологической точки зрения простота среды клеточных автоматов, сочетающаяся с мощными средствами представления сложных алгоритмов, позволяет предположить, что активное взаимодействие школьников с этой средой будет способствовать развитию новых типов алгоритмического мышления, реально отражающего мир современных алгоритмов, резко отличный от старых представлений об универсальном характере последовательной обработки команд. До сих пор в школьной практике, к сожалению, господствуют эти традиционные представления.

Композиционная структура книги проста. Она состоит из трех частей. В первой ведется содержательное изложение игр-задач с использованием положений теории клеточных автоматов, эти задачи можно непосредственно применять на уроках в школе. Вторая часть знакомит читателя с инструментальными средствами и набором операторов расширенной версии языка Лого, с помощью которых можно вести игру. И в третьей части, по существу являющейся приложением, дается описание примитивов (основных операторов, команд языка программирования) Лого с конкретными примерами их использования (реализация на компьютере Эппл—II).

Для психолога и педагога значительную ценность представляют изящество и простота изложения, позволяющие непосредственно использовать материалы книги в процессе преподавания курса информатики и вычислительной техники, если не в младших, то в средних классах школы.

 

В. Р. Пилипенко

Москва