Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

186

 

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

 

К СИСТЕМНОСТИ ПСИХОЛОГИИ

 

Большинство публикаций последних десятилетий представляют собой результаты изучения либо отдельных явлений психики, либо их взаимосвязи и соотношения. В научной литературе встречаются утверждения о том, что психология давно перестала быть наукой об отдельных психических функциях, подчеркивается стремление к преодолению «коллекционерности», фрагментарности, утверждается тезис о психике как единой и целостной.

Поиск путей целостного изучения психики отразился в многочисленных подходах, смысл которых закрепился в понятиях организации, структурности, комплексности, интерфункциональности, интеграции и т.п. В разное время принципам и методам этих подходов уделялось особое внимание. В конце 60-х гг. актуализировался системный подход как следующий этап постижения целостности. Предпосылками перехода к системным исследованиям были философские изыскания, подготовившие методологическую основу и сформулировавшие общие принципы системного подхода. Однако признания необходимости системного подхода, широкого и постоянного употребления этого понятия в психологии оказалось недостаточно для реализации его в практике психологических исследований.

Знакомство с публикациями, в названиях которых есть слово «системный», показывает, что проблема системности в психологии еще остается на уровне пожеланий, обозначения важности, необходимости. О неопределенности предмета свидетельствует многоликая терминология. Системный подход обозначается как «комплексный системный», «системно-структурный», «элементно-системный», «компонентно-системный» и т.д. При этом одни авторы пытаются разобраться в возможности применения системного подхода к психологическому исследованию. Другие изыскивают пути объединения элементов психики в систему как возможный вариант избежать нарушения единства целостности психики. Третьи пытаются приблизиться к системности с помощью определения связей между различными явлениями психики, в первую очередь между психическими процессами (на примере исследований восприятии и памяти определялись возможности интерфункциональности и т.п.), либо ведут поиски пересечения и соотнесения различных подходов — функционального и комплексного, структурного и системного.

Общепринятых путей системного познания психики пока не найдено. Поиски затрудняются спецификой изучаемого объекта (человек), в отношении которого в конечном итоге должны быть выработаны и реализованы рекомендации. Пока открытыми остаются вопросы практического претворения системного анализа психических явлений, критерии определения системообразующих, системосохраняющих и системоразрушающих признаков «в ткани самой психологической реальности», которые, собственно, предстоит анализировать или синтезировать. Известно лишь, что в качестве таких признаков выступают факторы, влияющие на объединение и распад целостной функционально-динамической системы: «В русле действия этих признаков необходимо определить процессы, свойства, состояния, поведение систем, функциональные, временные, пространственные соотношения, взаимоотношения между разными подсистемами» (Б.Ф. Ломов, 1975).

Наряду с трудностями намечаются возможные направления решения проблемы системности. Весьма позитивным и перспективным можно считать тезис В.С. Мерлина (1986), согласно которому имеющие место подходы и уровни психологии следует рассматривать как различные концепции системного подхода. Концепции различаются задачами, критериями выделения элементов, подсистем, их иерархией. Специфику системных описаний в психологии весьма успешно

 

187

 

представляет В.А. Ганзен (1984). Автор полагает, что системный подход начинается с системного анализа психики — с выявления ее функциональной структуры: определения состава функций, описания существенных признаков, отношений, связей между ними, что исключает их трактовку как автономных образований. Акцент на частях позволяет анализировать их как элементы целого. Соответственно, синтез целого можно рассматривать как «диалектическое расчленение, состоящее из частей» (А.А. Гостев, В.Ф. Рубахин, 1985). С этой точки зрения система психологии представляется как совокупность различных психических явлений. Достоинство указанных положений в том, что они позволяют в полной мере использовать весь накопленный психологией опыт на уровне различных подходов.

Переход к системности возможен на базе фундаментальных обобщений материала, полученного в досистемных изысканиях. Рассмотрение множества исследований в этом плане показывает, что в психологии сложилось положение, которое можно обозначить как «недостаток при избытке»: есть материал, однако сопоставить результаты, полученные разными авторами, сложно. Условия такого сопоставления известны, но в большинстве исследований они не выдерживаются. Отсутствует достаточно жесткая стандартизация методов, мало исследований проводится на одних и тех же испытуемых по различным методикам, что не позволяет проследить их развитие за более менее длительный период. Не выявлены виды и природа связей (функциональных, генетических) между компонентами психики. Отсутствуют сравнительные показатели (доступные для количественной и качественной оценки) психических функций у учащихся с различной успеваемостью. Нет пока ни структурных, ни комплексных, ни иптерфункциональных и тем более системных описаний психики учащихся не только за все время обучения в школе, но и за принятые в психологии возрастные периоды (младшие школьники, подростки, ранняя юность). Положительным вариантом такого описания представляется работа «Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет» (Под ред. И.В. Дубровиной, Б.С. Круглова. М., 1988).

В русле обозначенных проблем преждевременно пока отказываться и сворачивать исследования, отвечающие ранее выработанным концепциям. В частности, продолжает оставаться актуальным положение, согласно которому развитие интеллекта личности оценивается по уровню сформированности отдельных психических функций и их взаимовлияния (Б.Г. Ананьев, 1968, 1972). Осваиваемый психологией переход к исследованию личности как системного социального качества (А.Н. Леонтьев, 1975) более активно должен переноситься на возрастную психологию.

Путь к системности психологии лежит через выделение и объединение рациональных элементов из сложившихся ранее подходов и концепций. Целостные описания отдельных возрастных периодов с дифференциацией по успеваемости в соответствии с практикой школы постепенно подготовят основу для целостного описания всего детства. Тем самым появятся новые возможности для решения многих диагностико-коррекционных задач, повышения качества обучения, действенной реализации реформы образования.

 

Г.М. Понарядова

доцент Коми государственного пединститута