Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

178

 

ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

 

И. А. КУЗЬМИЧЕВА

Москва

 

10—13 ноября 1988 г. в Цюрихе (Швейцария) состоялась I Европейская учредительная конференция по изучению и развитию одаренных детей. Она была организована Европейской ассоциацией по высшим способностям (ЕСНА), созданной в конце 1987 г.1. В ее составе — 17 государств Европы: Англия, Австрия, Болгария, Бельгия, Венгрия, ГДР, Италия, Ирландия, Испания, Нидерланды, Польша, СССР, ФРГ, Швейцария, Швеция, Шотландия, Югославия. Ряд стран кооптирован ассоциацией в качестве «неполных» членов, в том числе Израиль, КНР и США.

Ассоциация организует европейские конференции раз в два года, поочередно в одной из капиталистических и затем социалистических стран. Следующая очередная международная конференция будет происходить в Будапеште 25—28 октября 1990 г. В промежутке между конференциями организуются рабочие совещания и симпозиумы по отдельным проблемам и организационным вопросам.

ЕСНА организует контакты, в том числе издательские, с другими организациями в Европе: с Европейской ассоциацией по обучению и разработке учебных программ, совместно с которой проведет 4—7 сентября 1989 г. III Европейскую конференцию в Мадриде; с Европейской ассоциацией родителей, с которой разрабатывает мероприятия по привлечению внимания общественности к той особой роли, которую могут играть родители в переориентации внимания школ к проблеме одаренных детей; с Европейским советом по организации международных детских летних, а также постоянно действующих школ для одаренных и талантливых детей. В настоящее время на территории Европы действуют семь международных детских школ для талантливых детей. Президентом Европейского совета по международным детским школам для одаренных и талантливых детей избран Ричард Ланн.

В двух выступлениях на состоявшейся конференции президент ЕСНА Дж. Фримен (Великобритания) определила три сферы деятельности ассоциации.

1. Просветительская состоит в публикации наиболее ценных научно-исследовательских данных по изучению одаренности и талантов. В 1989 г. планируется основание журнала «Европейские исследования одаренных детей», который будет издаваться несколько раз в год наряду с бюллетенем «ЕСНА News». Ведется интенсивная работа по созданию сети международных консультативных служб по оказанию помощи одаренным детям, родителям и учителям. К работе

 

179

 

в международных консультациях привлекаются крупнейшие специалисты Европы. Следующим шагом в этом направлении будет создание сети специальных курсов, подготавливающих дипломированных учителей для работы с одаренными и талантливыми детьми.

2. Организационная деятельность ассоциации направлена на оказание поддержки при создании национальных ассоциаций по одаренным и талантливым детям в странах Европы. Подразумевается, что координацию работ между национальными ассоциациями будут вести специальные европейские тематические исследовательские комитеты (группы по интересам). К этой работе привлечена и Европейская ассоциация родителей.

3. Исследовательская деятельность ЕСНА заключается в организации международных конференций, рабочих совещаний, семинаров и школ; поддержке межнациональных научно-исследовательских проектов; проявлении инициативы по организации Европейских детских олимпиад, соревнований, показательных выступлений одаренных детей в области музыки, спорта, изобразительного искусства и т. д. Одна из центральных задач ассоциации — установление контактов с политическими лидерами в государствах Европы с целью привлечь их внимание к проблеме одаренных и талантливых детей.

На конференции обсуждалась проблематика работ, посвященных своего рода «сравнительным» исследованиям и сопоставлению научно-исследовательских моделей феномена «одаренность». Были определены два основных подхода к построению исследовательских парадигм и оценке исследовательских данных. Первый подход оценивает и сравнивает те особенности личности, которые проявляются как своеобразный психологический «профиль» (К. Хеллер) потенциальных творческих возможностей индивида при его направленности на создание некоторого нового, творчески исполненного продукта деятельности. Так, у Дж. Рензулли индивидуальный профиль проявляется в своеобразии сочетания таких характеристик личности, как преданность задаче, нестандартность решений и высокий интеллектуальный потенциал способностей, и определяется в удельном весе каждого из трех компонентов в точке их пересечения. Второй подход направлен на выявление качественных различий характеристик творческого процесса у учащихся одаренных, менее одаренных и средних (в частности, сопоставляются особенности памяти, иерархия когнитивных операций и пр.).

На стыке обоих подходов проводятся новые исследования, в которых сопоставляются творческие возможности, связанные как с особенностями личности, так и с индивидуальными особенностями памяти и процесса мышления, навыков и умений. Сюда относятся работы, которые можно назвать «экспериментально обучающими программами» (Д. Сиск, С. Кейплен, Д. Фельдхьюсен); в них исследуются характеристики творческого развития ребенка, изменяющиеся под воздействием тех или иных аспектов обучающих программ. При этом сами по себе отдельные разделы программ выполняют роль своего рода опытных диагностических процедур, позволяющих проследить динамику изменений и оценить их качественно. Именно по одной из таких обучающих программ, используемых как исследовательские, АПН СССР начала сотрудничество с университетами Южной Флориды и Лос-Анджелеса.

На симпозиуме, посвященном социальным и эмоциональным аспектам психического развития одаренного ребенка, была отмечена интенсивная гуманизация исследований в этой области.

Участники симпозиума, посвященного проблемам специальных способностей, обсуждали роль среды и наследственности в формировании специальных способностей или таланта; взаимозависимость знаний, навыков и умений и общих творческих способностей при создании произведений изобразительного искусства; современные возможности науки в выявлении потенциала возможностей индивида в той или иной области творчества; соотношение интеллекта и артистичности в музыке, спорте и т.д.; роль мотивации в достижении высших ступеней мастерства в исполнении; роль учителей, родителей и влияние контактов с мастерами в области искусства и спорта на развитие специальных способностей и многие другие.

Основное внимание в дискуссиях отводилось лонгитюдным наблюдениям, многофакторному анализу данных; подчеркивалась важность изучения не столько итогов творческого процесса, сколько его динамики и условий проявления потенциальных возможностей ребенка. Работы психологов ФРГ, в особенности из университета Мюнхена, отличаются высокой техникой обработки данных, поражают масштабами выборок и чистотой трактовки исходных понятий при постановке экспериментов. Работа с выборкой в несколько тысяч человек осуществляется, как правило, в течение года, включая обработку и анализ данных, что делается сравнительно небольшими коллективами ученых и аспирантами. В докладах

 

180

 

А. Вильямз (Швейцария; способности к хореографии), М. Белфарта (Швейцария; музыкальные способности), М. Миляра (ФРГ; исполнительское искусство) и в дискуссиях предлагались различные модели формирования специальных способностей. Наиболее пристальное внимание привлекла проблема соотношения общей творческой одаренности индивида и таланта в той или иной области (пятиступенчатая модель Таненнбаума).

Важной линией работы конференции было обсуждение проблем консультирования и организации различных мероприятий для одаренных и творческих детей. Участники этого симпозиума выражали единодушное мнение о необходимости оказания реальной помощи талантливым детям и родителям, организации специальных курсов подготовки учителей и создания сети мероприятий для проведения внеклассной и внешкольной работы с такими учащимися. Обсуждался «Билль о правах ребенка», в котором, в частности, оговаривается, что каждый одаренный ребенок не является собственностью родителей, не подлежит манипуляциям со стороны взрослых, имеет суверенное право на свой независимый круг общения, на выбор друзей и т.д.

Специальный симпозиум был посвящен психологии одаренных девочек, проявивших незаурядные способности в области точных наук. Докладчики показали, что наибольший успех девочки вообще проявляют в точных науках в том случае, если они помещены в смешанную группу одаренных детей, где учителя организуют такую атмосферу общения, при которой образуется личностно-равноправное общение между всеми детьми и предельно снижаются проявления «мужского превосходства» у мальчиков по отношению к успехам в точных науках.

На симпозиуме по проблемам одаренности в спорте внимание исследователей привлекло выступление бывшего чемпиона Олимпийских игр английского юноши Д. Кокрейли, который в настоящее время ведет большую общественную и политическую деятельность в области спорта и организации спортивных мероприятий в Великобритании. Он проанализировал понятие «наивысшее исполнительство» в спорте с точки зрения личностного роста индивида.

По мнению П. Блитца (ФРГ), равноправными составляющими таланта, наряду со специальными способностями, выступают такие качества личности, как стремление к самовыражению своей индивидуальности и к «самопродвижению» в искусстве передачи ее окружающим, любовь к риску; важным фактором выступает реалистичность самооценки и как следствие этого — способность угадывать следующий шаг в развитии своих возможностей.

Большое внимание привлекли симпозиумы «Современные исследования в странах Западной и Восточной Европы» и «Внедрение в практику инноваций и изобретений». На них обсуждались сравнительные характеристики методов и подходов в исследованиях одаренности детей, проводимых в социалистических странах и странах Западной Европы; условия обучения и воспитания одаренных детей; исследовательские модели одаренности; требования современного общества к творческому человеку.

А.М. Матюшкин (СССР) сделал доклад об интегральной природе одаренности. Им была также прочитана лекция о социальных и психологических барьерах в развитии одаренных и творческих личностей.

ЕСНА приветствовала и поддержала идею создания в СССР представительства этой ассоциации и организации соответствующего научно-исследовательского комплекса работ.



1 См. информацию об этом: Вопр: психол. 1989. № 1. С. 180.