Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

167

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ, ВОЗРАСТНОЙ, ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ НА XXIV МЕЖДУНАРОДНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНГРЕССЕ

 

А. А. БОДАЛЕВ, И.А. КУЗЬМИЧЕВА

Москва

 

С 28 августа по 2 сентября 1988 г. в Сиднее (Австралия) проходил XXIV Международный психологический конгресс. В его работе приняли участие около 3,5 тыс. специалистов из большинства стран мира; на нем были представлены все области психологии, как классические, так и сформировавшиеся сравнительно недавно, включая психологию глобальных перспектив в решении международных конфликтов, психологию понимания нациями друг друга, «экологию» человека, особенности личностного становления женщины в современном обществе, творческие аспекты мышления в геронтологии, психологию организации производства к деятельности политических лидеров и ряд других разделов.

На торжественной церемонии открытия конгресса в приветственном слове президента конгресса Шихен (Австралия) и в речи генерал-губернатора Австралии Б. Хейдена прозвучало обращение к психологам перейти от разрозненного изучения отдельных аспектов психического развития к целостному изучению личности; нацелить работы на определение тех качеств и свойств психики, которые наиболее полно и адекватно отвечают сложному многообразию повседневных, а порой экстремальных ситуаций, в которых живет и трудится современный человек; изучать человека не только в потенциале его возможностей, но человека состоявшегося, счастливого, успешно справляющегося со сложностью современных проблем. Лейтмотивом многих выступлений на конгрессе в последующие дни и было прогнозирование тех требований, которые предъявит к психике человека век наступающий, «информационный», который, по мнению крупных методологов, должен сменить нынешний этап технологического взрыва и обозначить, каковы должны быть соответствующие условия развития, воспитания и обучения человека, психологически готового, в частности, к фактическому опережению задач своего времени, т.е. человека, работающего и живущего на перспективу, на будущее.

С особым интересом были заслушаны доклады, посвященные сравнительному анализу истории развития национальных школ в психологии, в частности особенности европейской школы, сопоставления ее с линиями работ, исторически сложившимися на других континентах.

В организационном отношении конгресс прошел успешно благодаря также гибкому планированию заседаний секций, симпозиумов и встреч рабочих групп. Так, в ходе конгресса сформировалось около двадцати групп по интересам, исключительно по инициативе отдельных специалистов, предложивших участникам секций конкретно решать тот или иной острый вопрос.

В области общей психологии участников конгресса занимали объяснительные и прогностические возможности различных общепсихологических теорий. Большая группа докладов была посвящена связи общепсихологической теории с практикой и технологией.

На отдельном заседании освещались основные характеристики категорий качества и количества, как они выступают в психических явлениях, в психологических закономерностях и механизмах, прослеживались типы их взаимосвязи. Рассматривалась проблема общего и особенного в проявлении детерминизма в психологии.

С докладом по проблеме детерминизма в психологии выступил Б.Ф. Ломов, который также принимал участие в подготовке организационного совещания Международного союза психологических наук. На этом совещании советской делегацией была заявлена широкомасштабная программа исследований общения. А.В. Беляева представила доклад «Психологические проблемы общения

 

168

 

в условиях современных коммуникационных технологий» и провела практический эксперимент коммуникационной компьютерной связи между ведущими психологическими центрами разных стран.

Широко обсуждались новейшие данные о биологических основах психики, о локализации психических функций, в связи с чем целых три заседания на конгрессе были посвящены рассмотрению проблем латерализации. На специальном заседании были заслушаны доклады, которые содержали новые факты о роли мозга в целом и его отдельных отделов и участков в осознавании, переработке и использовании получаемой человеком информации.

Большой цикл заседаний был посвящен ознакомлению участников конгресса с новыми модификациями главных методов в психологии, с различными психодиагностическими методиками. Разработчики этих методик акцентировали внимание на создании надежных способов прогнозирования поведения человека в различных ситуациях и на использовании метода моделирования для более глубокого проникновения в существо различных психических образований.

Во многих докладах содержались попытки целостно и системно охарактеризовать познавательную сферу человека, проанализировать зависимости, связывающие ее с эмоциональной сферой, с поведением, проследить роль других факторов, вызывающих большие или меньшие изменения в ней и определяющих ее развитие. Большое внимание было уделено освещению разных аспектов сложнейшей проблемы интеллекта. Обсуждались само понятие «интеллект», его типы, новейшие способы его измерения, в частности с помощью прогрессирующих матриц Равена, в нескольких вариантах обстоятельно представлено компьютерное моделирование функционирования интеллекта человека при решении задач различных классов. Были также представлены новые научные данные, относящиеся к образующим интеллект отдельным психическим процессам и связям между ними.

В отдельных выступлениях разбирался психофизический уровень изучения ощущения и восприятия, движения глаз, а также познавательные психические процессы, познавательные психомоторные умения, применение вычислительной техники для понимания природы зрения, сравнительное изучение познания, восприятия, научения. Были заслушаны доклады о внимании, разобраны свежие научные материалы об особенностях ориентировочных реакций человека.

Блок из пяти заседаний был посвящен анализу памяти. Рассматривалась невральная организация памяти, заново анализировались процессы памяти, например узнавание и воспоминание, обсуждался характер связи памяти с эмоциями, а также с восприятием и суггестивностью.

Мышление характеризовалось в связи с воображением. Очень капитально при этом была представлена и обсуждена проблема принятия решения, детально показаны возможные формы моделирования этого сложнейшего процесса.

На трех заседаниях освещались тончайшие характеристики процесса «оречевления» у человека впечатлений об окружающей действительности, демонстрировались и научно оценивались особенности речи людей в зависимости от социальных ситуаций, в которых они находятся.

По сравнению с прошлыми конгрессами на последнем повышенное внимание было уделено проблеме эмоций. Были доложены результаты изучения механизмов выражения эмоций, рассмотрены новые материалы, полученные при исследовании таких вопросов, как счастье и положительные эмоции, агрессия: закономерность возникновения; стресс и эмоции: конфликт и индивидуальные различия; эмоции, аффект, социальное познание, подражание.

В одном из докладов представлена модель когнитивно-эмоционального конфликта, заданная в виде семантических полей, образуемых логически противоречивыми суждениями субъекта и его разнонаправленными эмоциональными оценками ситуации. В результате анализа семантической структуры отдельных случаев предложена типология внутреннего конфликта и методика его устранения через «восстановление» структуры семантического поля. В другой группе докладов анализировались клинические случаи психосоматических расстройств и индивидуальные различия в эмоциональном реагировании на стрессоры. Полезным инструментарием оценки эмоции «гнев» была признана диагностика Ч. Спилбергера (STAXI), позволяющая определять индивидуальную типологию по направленности эмоции и по уровню ее контроля субъектом. Делалась попытка классифицировать эмоциональные состояния и переживания с помощью анализа языковых явлений. В другой части докладов ставился акцент на изучении таких личностных характеристик, как самооценка, локус контроля и устойчивость суждений, которые противостоят стрессовым состояниям. В целом

 

169

 

особенность работ, представленных на симпозиум «Стресс и эмоции», состоит в богатой экспериментатике, тщательном и многофакторном анализе и оценке данных, широких клинических исследованиях. От советской делегации на данном симпозиуме выступал А. М. Матюшкин с двумя докладами, один из которых был посвящен проблемам эмоциональной регуляции в ситуациях когнитивного конфликта; во втором докладе были рассмотрены вопросы развития творческой личности и гуманистические идеалы в современных психологических исследованиях.

Несколько заседаний были посвящены анализу источников активности личности, процесса мотивации, соотношения и отдельных характеристик потребностей, ценностей и интересов. Прослеживались взаимозависимости потребностей и поведения, поведения и действия.

Самостоятельный блок заседаний был нацелен на углубление представлений по проблеме личности. Были предложены характеристики креативной личности и ее возможные типы, даны основания дифференциации личностей, изложены результаты изучения личностных конструктов, описаны варианты связей между сформировавшимися у личности установками и различными проявлениями поведения, показана определяющая роль социальных отношений в развитии личности. Докладчиков по проблеме психического развития человека занимал вопрос о целенаправленном конструировании социальных условий, которые обеспечивали бы подлинное развитие личности. Были представлены различные модели развития человека от детства к взрослости, и дан прогноз формирования основных образований в психике человека при реализации разных «логик» воспитания. Прослеживалась роль отношений на протяжении всего жизненного пути человека, а также различных видов деятельности (игры, учения, труда) на разных ступенях онтогенеза для формирования познавательной, эмоциональной и волевой сфер человека. Большое внимание уделялось влиянию семьи на развитие ребенка, подростка, юноши. Описывались различные психологические типы семей, обнажалась психологическая специфика развития детей в родных и неродных для них семьях. Освещались психологические последствия для формирования личности ребенка, вытекающие из характерологических особенностей его отца и матери, из их стиля поведения по отношению к ребенку и своеобразия интуитивных и полностью осознаваемых действий, которые этот стиль создают. Раскрывался механизм восприятия детьми родительских влияний, и исследовались субъективные формы принятия или отвержения родителей детьми.

В большом числе докладов освещалась проблематика возрастной психологии. Анализировались перцептивные константы, имеющиеся у новорожденных; социальные и обусловленные темпераментом детерминанты эмпатии у малышей; закономерности категоризации у дошкольников; развитие у них социального интеллекта. Прослеживались особенности развития образа человека у детей, процессы формирования у них социальных умений и корреляционные зависимости между альтруистическим поведением и эмпатией. Обсуждались природа контрольного механизма, проявляющегося в реагировании на объекты, и развитие самопонимания у дошкольников и младших школьников.

У подростков докладчики прослеживали отношения между стремлением к подражанию, познавательными умениями и удовлетворением потребности в самообразовании, а также обсуждали психологические пути решения их личностных проблем, возникающих в школе. Анализировали основные формы проявления таланта у подростков и младших школьников. Характеризовались половые различия в психике мальчиков и девочек, юношей и девушек, проявляющиеся в условиях школы.

Целая серия докладов по возрастной психологии была посвящена разбору психологических характеристик второго периода юности и психологии более старших возрастных групп, включая старческий возраст. В них выявлялось «особенное» в развитии и главных проявлениях психики на каждой «взрослой» ступени, описывалась специфика функционирования познавательной и эмоционально-потребностной сфер, раскрывались психологические новообразования, характеризующие изменения в социальных контактах с окружающими. Несколько особняком стоял доклад «После 35: взрослый или ребенок (в семье с единственным взрослым ребенком)?».

В докладах по педагогической психологии последовательно проводилась мысль, что не надо жалеть усилий на создание интегративной теории обучения учащихся, которая органично учитывала бы все основные физиологические и психологические закономерности их развития, так как существующие теории охватывают эти закономерности лишь частично. Авторы показывали, какой конкретный развивающий эффект дает каждый тип обучения.

 

170

 

Некоторые докладчики попытались дать прогноз изменений в обучении на ближайшие двадцать лет и оценить последствия, которые они вызовут в формировании интеллекта, эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы, а также всей личности школьников на всех главных ступенях их обучения; например, разбирались психологические особенности и последствия обучения с широким применением компьютеров.

Как бы перекликаясь с в свое время прослеженными Б.Г. Ананьевым и Н.А. Менчинской зависимостями, на конгрессе прозвучали доклады «Обучение и обучаемость: стратегии и отношения», «Обучаемость и способность обучать в речевом развитии».

В ряде докладов была объективирована «психологическая изнанка» кооперативного обучения и различных вариантов организации обучения, «притертого» к индивидуальным характеристикам школьников, и разобраны изменения, которые они порождают в познавательной деятельности последних и в их мотивации.

Серия докладов была посвящена трактовке обучения и познания как информационных процессов и показу объективных и субъективных условий, оптимизирующих течение этих процессов и их дидактическую эффективность. В дискуссиях по проблемам развития билингвизма с сообщением о коммуникативных методах обучения иностранным языкам выступила И.А. Кузьмичева.

Особую группу составили доклады, в которых рассматривалась специфика осуществления обучения с учетом возраста учащихся. В них речь шла о психологических требованиях к учебным занятиям в дошкольном возрасте, к начальному школьному обучению, к обучению подростков и старших школьников. Однако, на наш взгляд, в научном отношении в разбираемом цикле наиболее интересными были доклады, в которых обсуждались психологические проблемы обучения в вузе и на последующих ступенях, например в которых психологически обосновывались новые подходы к обучению взрослых, описывались пути активизации познавательных и аффективных факторов в деятельности студента, чтобы она стала по-настоящему творческой, на психологическом уровне выяснялись длительные и кратковременные результаты высшего образования и прослеживались стоящие за ними причинно-следственные зависимости.

В докладах о зависимости учебных успехов учащихся от особенности личности педагога, уровня его профессионализма анализировались установки учителей по отношению к способным и неспособным учащимся и связанные с этими установками формы воздействия на школьников. Прослеживались специфические субъективные трудности, вызванные своеобразием личности педагога, с которыми он сталкивается, работая с учащимися. Анализировались причины стрессов, которые сплошь и рядом испытывают учителя школ и педагоги высших учебных заведений.

Солидный блок составили доклады по социальной психологии. Была сделана попытка показать непрерывно идущее «расширение» предмета социальной психологии и уточнить содержание обозначающего его понятия. Речь шла об источниках социальной психологии, в частности о национальных источниках. В сравнительном плане была просмотрена представленность человека в различных теориях социального познания и проведено сопоставление моделей человека, как они фигурируют в социально-психологических теориях Запада и Востока.

Обсуждались некоторые важные аспекты социальной психологии личности и межличностного познания. Так, целое заседание было посвящено проявлениям коллективизма и индивидуализма личности. Рассматривались задачи социально-психологического изучения личности в связи с ее национально-этнической принадлежностью, степень актуализации этой личностью себя под действием различных социальных влияний и последствия этой актуализации для индивида и культуры. В докладе А.А. Бодалева по проблемам межличностного познания прослеживалась связь между привлекательностью другого человека и личностными особенностями воспринимающего его субъекта (в частности, его «образом Я»), устанавливались зависимости между авторитетностью воспринимаемого человека и характеристиками мотивационно-потребностной сферы воспринимающей этого человека личности. Специальная часть доклада была посвящена проблеме эмпатии, которая выделена автором как не только основополагающая характеристика понимания другого человека и самопознания, но и фундаментальное условие развития личности. Эмпатия берется как сложное образование в структуре личности, порождаемое, с одной стороны, степенью эмоциональной сензитивности и соответственно способности дифференцировать тончайшие оттенки гаммы переживаний, чувств и состояний в другом человеке и в самом себе; с другой стороны, эмпатия выступает как итог положительного эмоционального опыта индивида, тесно сопряженного с рядом важнейших характеристик интеллектуального и поведенческого плана, в частности с критичностью

 

171

 

и дивергентностью мышления, опознанием внутренних смыслов эмоций и чувств, переживаемых другим человеком и самим собой, принятием и переносимостью амбивалентности и, наконец, действенностью и конструктивностью поступков при оказании помощи другому и преобразовании ситуаций когнитивного и эмоционального конфликта в новые возможности для личностного роста.

Новыми экспериментальными фактами были насыщены выступления, в которых рассматривались стереотипы восприятия людей, классифицировались причины, которые влияют на установки восприятия, а через них и на поведение людей при общении их друг с другом.

Целый ряд докладов из числа социально-психологических был нацелен на обогащение феноменологии и расширение знания психологических закономерностей существования и функционирования различных общностей людей.

Значительное внимание было уделено тематике «лидерство, руководство, управление». Анализировались существо и виды социальных влияний, психологические слагаемые процесса убеждения, социально-психологические условия эффективности действия телевидения. Е.В. Шорохова выступила с докладом «Психологические аспекты социальных движении за мир», в котором представлен психологический анализ типов движения за мир на основе их целей, методов организации и форм активности.

Приведенный обзор тематики докладов по общей, возрастной, педагогической и социальной психологии показывает, что на заседаниях конгресса был подвергнут обсуждению весьма широкий круг проблем. Вместе с тем из этой тематики выпал, несмотря на их актуальность, довольно большой ряд проблем, которые также являются ключевыми для общей, педагогической, возрастной и социальной психологии. Так, фактически вне внимания докладчиков оказались проблемы сознания и бессознательного, движущих сил развития психики, психологических основ воспитания характера. Чрезвычайно скудно были представлены на конгрессе проблемы склонностей, способностей и таланта и тесно связанная с ней проблема формирования творческой личности.

Хочется думать, что все эти пробелы в тематике конгресса вовсе не свидетельство того, что в мировой психологии не проводятся исследования по названной тематике, а только следствие того, что результаты их не были заявлены для обсуждения на конгрессе.