167
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕЙ, ВОЗРАСТНОЙ,
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ НА XXIV МЕЖДУНАРОДНОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ
КОНГРЕССЕ
А. А. БОДАЛЕВ, И.А.
КУЗЬМИЧЕВА
Москва
С 28 августа по 2 сентября 1988 г. в Сиднее (Австралия)
проходил XXIV Международный психологический конгресс. В его работе приняли
участие около 3,5 тыс. специалистов из большинства стран мира; на нем были
представлены все области психологии, как классические, так и сформировавшиеся
сравнительно недавно, включая психологию глобальных перспектив в решении международных
конфликтов, психологию понимания нациями друг друга, «экологию» человека,
особенности личностного становления женщины в современном обществе, творческие
аспекты мышления в геронтологии, психологию организации производства к
деятельности политических лидеров и ряд других разделов.
На торжественной церемонии открытия конгресса в
приветственном слове президента конгресса Шихен (Австралия) и в речи
генерал-губернатора Австралии Б. Хейдена прозвучало обращение к
психологам перейти от разрозненного изучения отдельных аспектов психического
развития к целостному изучению личности; нацелить работы на определение тех
качеств и свойств психики, которые наиболее полно и адекватно отвечают сложному
многообразию повседневных, а порой экстремальных ситуаций, в которых живет и
трудится современный человек; изучать человека не только в потенциале его
возможностей, но человека состоявшегося, счастливого, успешно справляющегося со
сложностью современных проблем. Лейтмотивом многих выступлений на конгрессе в
последующие дни и было прогнозирование тех требований, которые предъявит к
психике человека век наступающий, «информационный», который, по мнению крупных
методологов, должен сменить нынешний этап технологического взрыва и обозначить,
каковы должны быть соответствующие условия развития, воспитания и обучения
человека, психологически готового, в частности, к фактическому опережению задач
своего времени, т.е. человека, работающего и живущего на перспективу, на
будущее.
С особым интересом были заслушаны доклады, посвященные сравнительному анализу истории развития национальных школ в психологии, в частности особенности европейской школы, сопоставления ее с линиями работ, исторически сложившимися на других континентах.
В организационном отношении конгресс прошел успешно
благодаря также гибкому планированию заседаний секций, симпозиумов и встреч
рабочих групп. Так, в ходе конгресса сформировалось около двадцати групп по
интересам, исключительно по инициативе отдельных специалистов, предложивших
участникам секций конкретно решать тот или иной острый вопрос.
В области общей психологии участников
конгресса занимали объяснительные и прогностические возможности различных
общепсихологических теорий. Большая группа докладов была посвящена связи
общепсихологической теории с практикой и технологией.
На отдельном заседании освещались основные
характеристики категорий качества и количества, как они выступают в психических
явлениях, в психологических закономерностях и механизмах, прослеживались типы
их взаимосвязи. Рассматривалась проблема общего и особенного в проявлении
детерминизма в психологии.
С докладом по проблеме детерминизма в психологии
выступил Б.Ф. Ломов, который также принимал участие в подготовке организационного
совещания Международного союза психологических наук. На этом совещании
советской делегацией была заявлена широкомасштабная программа исследований
общения. А.В. Беляева представила доклад «Психологические проблемы
общения
168
в условиях современных коммуникационных технологий»
и провела практический эксперимент коммуникационной компьютерной связи между
ведущими психологическими центрами разных стран.
Широко обсуждались новейшие данные о биологических
основах психики, о локализации психических функций, в связи с чем целых три
заседания на конгрессе были посвящены рассмотрению проблем латерализации. На
специальном заседании были заслушаны доклады, которые содержали новые факты о
роли мозга в целом и его отдельных отделов и участков в осознавании,
переработке и использовании получаемой человеком информации.
Большой цикл заседаний был посвящен ознакомлению
участников конгресса с новыми модификациями главных методов в психологии, с
различными психодиагностическими методиками. Разработчики этих методик
акцентировали внимание на создании надежных способов прогнозирования поведения
человека в различных ситуациях и на использовании метода моделирования для
более глубокого проникновения в существо различных психических образований.
Во многих докладах содержались попытки целостно и
системно охарактеризовать познавательную сферу человека, проанализировать
зависимости, связывающие ее с эмоциональной сферой, с поведением, проследить
роль других факторов, вызывающих большие или меньшие изменения в ней и
определяющих ее развитие. Большое внимание было уделено освещению разных
аспектов сложнейшей проблемы интеллекта. Обсуждались само понятие «интеллект»,
его типы, новейшие способы его измерения, в частности с помощью прогрессирующих
матриц Равена, в нескольких вариантах обстоятельно представлено компьютерное
моделирование функционирования интеллекта человека при решении задач различных
классов. Были также представлены новые научные данные, относящиеся к образующим
интеллект отдельным психическим процессам и связям между ними.
В отдельных выступлениях разбирался психофизический
уровень изучения ощущения и восприятия, движения глаз, а также познавательные
психические процессы, познавательные психомоторные умения, применение
вычислительной техники для понимания природы зрения, сравнительное изучение
познания, восприятия, научения. Были заслушаны доклады о внимании, разобраны
свежие научные материалы об особенностях ориентировочных реакций человека.
Блок из пяти заседаний был посвящен анализу памяти.
Рассматривалась невральная организация памяти, заново анализировались процессы
памяти, например узнавание и воспоминание, обсуждался характер связи памяти с
эмоциями, а также с восприятием и суггестивностью.
Мышление характеризовалось в связи с воображением.
Очень капитально при этом была представлена и обсуждена проблема принятия
решения, детально показаны возможные формы моделирования этого сложнейшего
процесса.
На трех заседаниях освещались тончайшие
характеристики процесса «оречевления» у человека впечатлений об окружающей
действительности, демонстрировались и научно оценивались особенности речи людей
в зависимости от социальных ситуаций, в которых они находятся.
По сравнению с прошлыми конгрессами на последнем повышенное
внимание было уделено проблеме эмоций. Были доложены результаты изучения
механизмов выражения эмоций, рассмотрены новые материалы, полученные при
исследовании таких вопросов, как счастье и положительные эмоции, агрессия:
закономерность возникновения; стресс и эмоции: конфликт и индивидуальные
различия; эмоции, аффект, социальное познание, подражание.
В одном из докладов представлена модель
когнитивно-эмоционального конфликта, заданная в виде семантических полей,
образуемых логически противоречивыми суждениями субъекта и его
разнонаправленными эмоциональными оценками ситуации. В результате анализа
семантической структуры отдельных случаев предложена типология внутреннего
конфликта и методика его устранения через «восстановление» структуры
семантического поля. В другой группе докладов анализировались клинические
случаи психосоматических расстройств и индивидуальные различия в эмоциональном
реагировании на стрессоры. Полезным инструментарием оценки эмоции «гнев» была
признана диагностика Ч. Спилбергера (STAXI), позволяющая определять
индивидуальную типологию по направленности эмоции и по уровню ее контроля
субъектом. Делалась попытка классифицировать эмоциональные состояния и переживания
с помощью анализа языковых явлений. В другой части докладов ставился акцент на
изучении таких личностных характеристик, как самооценка, локус контроля и
устойчивость суждений, которые противостоят стрессовым состояниям. В целом
169
особенность работ, представленных на симпозиум
«Стресс и эмоции», состоит в богатой экспериментатике, тщательном и многофакторном
анализе и оценке данных, широких клинических исследованиях. От советской
делегации на данном симпозиуме выступал А.
М. Матюшкин с двумя докладами, один из которых был посвящен проблемам эмоциональной
регуляции в ситуациях когнитивного конфликта; во втором докладе были
рассмотрены вопросы развития творческой личности и гуманистические идеалы в
современных психологических исследованиях.
Несколько заседаний были посвящены анализу
источников активности личности, процесса мотивации, соотношения и отдельных
характеристик потребностей, ценностей и интересов. Прослеживались взаимозависимости
потребностей и поведения, поведения и действия.
Самостоятельный блок заседаний был нацелен на
углубление представлений по проблеме личности. Были предложены характеристики
креативной личности и ее возможные типы, даны основания дифференциации
личностей, изложены результаты изучения личностных конструктов, описаны
варианты связей между сформировавшимися у личности установками и различными
проявлениями поведения, показана определяющая роль социальных отношений в
развитии личности. Докладчиков по проблеме психического развития человека
занимал вопрос о целенаправленном конструировании социальных условий, которые
обеспечивали бы подлинное развитие личности. Были представлены различные модели
развития человека от детства к взрослости, и дан прогноз формирования основных
образований в психике человека при реализации разных «логик» воспитания.
Прослеживалась роль отношений на протяжении всего жизненного пути человека, а
также различных видов деятельности (игры, учения, труда) на разных ступенях
онтогенеза для формирования познавательной, эмоциональной и волевой сфер
человека. Большое внимание уделялось влиянию семьи на развитие ребенка,
подростка, юноши. Описывались различные психологические типы семей, обнажалась
психологическая специфика развития детей в родных и неродных для них семьях.
Освещались психологические последствия для формирования личности ребенка,
вытекающие из характерологических особенностей его отца и матери, из их стиля
поведения по отношению к ребенку и своеобразия интуитивных и полностью
осознаваемых действий, которые этот стиль создают. Раскрывался механизм
восприятия детьми родительских влияний, и исследовались субъективные формы
принятия или отвержения родителей детьми.
В большом числе докладов освещалась проблематика возрастной психологии. Анализировались
перцептивные константы, имеющиеся у новорожденных; социальные и обусловленные
темпераментом детерминанты эмпатии у малышей; закономерности категоризации у
дошкольников; развитие у них социального интеллекта. Прослеживались особенности
развития образа человека у детей, процессы формирования у них социальных умений
и корреляционные зависимости между альтруистическим поведением и эмпатией.
Обсуждались природа контрольного механизма, проявляющегося в реагировании на
объекты, и развитие самопонимания у дошкольников и младших школьников.
У подростков докладчики прослеживали отношения между
стремлением к подражанию, познавательными умениями и удовлетворением
потребности в самообразовании, а также обсуждали психологические пути решения
их личностных проблем, возникающих в школе. Анализировали основные формы
проявления таланта у подростков и младших школьников. Характеризовались половые
различия в психике мальчиков и девочек, юношей и девушек, проявляющиеся в
условиях школы.
Целая серия докладов по возрастной психологии была
посвящена разбору психологических характеристик второго периода юности и
психологии более старших возрастных групп, включая старческий возраст. В них
выявлялось «особенное» в развитии и главных проявлениях психики на каждой
«взрослой» ступени, описывалась специфика функционирования познавательной и эмоционально-потребностной
сфер, раскрывались психологические новообразования, характеризующие изменения в
социальных контактах с окружающими. Несколько особняком стоял доклад «После 35:
взрослый или ребенок (в семье с единственным взрослым ребенком)?».
В докладах по
педагогической психологии последовательно проводилась мысль, что не надо
жалеть усилий на создание интегративной теории обучения учащихся, которая
органично учитывала бы все основные физиологические и психологические закономерности
их развития, так как существующие теории охватывают эти закономерности лишь
частично. Авторы показывали, какой конкретный развивающий эффект дает каждый
тип обучения.
170
Некоторые докладчики попытались дать прогноз
изменений в обучении на ближайшие двадцать лет и оценить последствия, которые
они вызовут в формировании интеллекта, эмоциональной и
мотивационно-потребностной сферы, а также всей личности школьников на всех
главных ступенях их обучения; например, разбирались психологические особенности
и последствия обучения с широким применением компьютеров.
Как бы перекликаясь с в свое время прослеженными
Б.Г. Ананьевым и Н.А. Менчинской зависимостями, на конгрессе прозвучали доклады
«Обучение и обучаемость: стратегии и отношения», «Обучаемость и способность
обучать в речевом развитии».
В ряде докладов была объективирована
«психологическая изнанка» кооперативного обучения и различных вариантов организации
обучения, «притертого» к индивидуальным характеристикам школьников, и разобраны
изменения, которые они порождают в познавательной деятельности последних и в их
мотивации.
Серия докладов была посвящена трактовке обучения и
познания как информационных процессов и показу объективных и субъективных
условий, оптимизирующих течение этих процессов и их дидактическую
эффективность. В дискуссиях по проблемам развития билингвизма с сообщением о
коммуникативных методах обучения иностранным языкам выступила И.А. Кузьмичева.
Особую группу составили доклады, в которых
рассматривалась специфика осуществления обучения с учетом возраста учащихся. В
них речь шла о психологических требованиях к учебным занятиям в дошкольном
возрасте, к начальному школьному обучению, к обучению подростков и старших
школьников. Однако, на наш взгляд, в научном отношении в разбираемом цикле
наиболее интересными были доклады, в которых обсуждались психологические проблемы
обучения в вузе и на последующих ступенях, например в которых психологически
обосновывались новые подходы к обучению взрослых, описывались пути активизации
познавательных и аффективных факторов в деятельности студента, чтобы она стала
по-настоящему творческой, на психологическом уровне выяснялись длительные и
кратковременные результаты высшего образования и прослеживались стоящие за ними
причинно-следственные зависимости.
В докладах о зависимости учебных успехов учащихся от
особенности личности педагога, уровня его профессионализма анализировались
установки учителей по отношению к способным и неспособным учащимся и связанные
с этими установками формы воздействия на школьников. Прослеживались
специфические субъективные трудности, вызванные своеобразием личности педагога,
с которыми он сталкивается, работая с учащимися. Анализировались причины
стрессов, которые сплошь и рядом испытывают учителя школ и педагоги высших
учебных заведений.
Солидный блок составили доклады по социальной психологии. Была сделана попытка
показать непрерывно идущее «расширение» предмета социальной психологии и
уточнить содержание обозначающего его понятия. Речь шла об источниках социальной
психологии, в частности о национальных источниках. В сравнительном плане была
просмотрена представленность человека в различных теориях социального познания
и проведено сопоставление моделей человека, как они фигурируют в
социально-психологических теориях Запада и Востока.
Обсуждались некоторые важные аспекты социальной
психологии личности и межличностного познания. Так, целое заседание было
посвящено проявлениям коллективизма и индивидуализма личности. Рассматривались
задачи социально-психологического изучения личности в связи с ее национально-этнической
принадлежностью, степень актуализации этой личностью себя под действием
различных социальных влияний и последствия этой актуализации для индивида и
культуры. В докладе А.А. Бодалева по
проблемам межличностного познания прослеживалась связь между привлекательностью
другого человека и личностными особенностями воспринимающего его субъекта (в
частности, его «образом Я»), устанавливались зависимости между авторитетностью
воспринимаемого человека и характеристиками мотивационно-потребностной сферы
воспринимающей этого человека личности. Специальная часть доклада была
посвящена проблеме эмпатии, которая выделена автором как не только основополагающая
характеристика понимания другого человека и самопознания, но и фундаментальное
условие развития личности. Эмпатия берется как сложное образование в структуре
личности, порождаемое, с одной стороны, степенью эмоциональной сензитивности и
соответственно способности дифференцировать тончайшие оттенки гаммы
переживаний, чувств и состояний в другом человеке и в самом себе; с другой
стороны, эмпатия выступает как итог положительного эмоционального опыта индивида,
тесно сопряженного с рядом важнейших характеристик интеллектуального и поведенческого
плана, в частности с критичностью
171
и дивергентностью мышления, опознанием внутренних
смыслов эмоций и чувств, переживаемых другим человеком и самим собой, принятием
и переносимостью амбивалентности и, наконец, действенностью и конструктивностью
поступков при оказании помощи другому и преобразовании ситуаций когнитивного и
эмоционального конфликта в новые возможности для личностного роста.
Новыми экспериментальными фактами были насыщены
выступления, в которых рассматривались стереотипы восприятия людей,
классифицировались причины, которые влияют на установки восприятия, а через них
и на поведение людей при общении их друг с другом.
Целый ряд докладов из числа
социально-психологических был нацелен на обогащение феноменологии и расширение
знания психологических закономерностей существования и функционирования
различных общностей людей.
Значительное внимание было уделено тематике
«лидерство, руководство, управление». Анализировались существо и виды
социальных влияний, психологические слагаемые процесса убеждения,
социально-психологические условия эффективности действия телевидения. Е.В. Шорохова выступила с докладом
«Психологические аспекты социальных движении за мир», в котором представлен
психологический анализ типов движения за мир на основе их целей, методов
организации и форм активности.
Приведенный обзор тематики докладов по общей,
возрастной, педагогической и социальной психологии показывает, что на заседаниях
конгресса был подвергнут обсуждению весьма широкий круг проблем. Вместе с тем
из этой тематики выпал, несмотря на их актуальность, довольно большой ряд
проблем, которые также являются ключевыми для общей, педагогической, возрастной
и социальной психологии. Так, фактически вне внимания докладчиков оказались
проблемы сознания и бессознательного, движущих сил развития психики,
психологических основ воспитания характера. Чрезвычайно скудно были
представлены на конгрессе проблемы склонностей, способностей и таланта и тесно
связанная с ней проблема формирования творческой личности.
Хочется думать, что все эти пробелы в тематике
конгресса вовсе не свидетельство того, что в мировой психологии не проводятся
исследования по названной тематике, а только следствие того, что результаты их
не были заявлены для обсуждения на конгрессе.