Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

158

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ.

 

ЧЕЛОВЕК ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ

 

Л. Я. ДОРФМАН

Пермь

 

Додонов Б.И. В мире эмоций / Науч. ред. Я.Л. Коломинский. К.: Политиздат, 1987. 140 с.

 

Вряд ли станет большой неожиданностью, если будущие историки отечественной психологии, обращаясь к нынешним 60— 80-м гг., отметят в качестве их характерной приметы новую волну исследований эмоций. В отличие от прежних «приливов» к эмоциональной проблематике последний, наконец, прорвал застойные явления в этой, традиционно считавшейся чуть ли не самой запутанной, области психологического знания: зародились оригинальные подходы, расширилась проблематика под углом зрения различных отраслей и направлений психологической науки.

Последняя волна богата на имена. Среди них — Борис Игнатьевич Додонов. Психологическая общественность хорошо знакома с его разнообразными по тематике трудами. Но он приобрел известность и признание во многом благодаря своим исследованиям эмоций. Посмертно изданная работа Б.И. Додонова «В мире эмоций» как бы подвела черту его размышлениям и изысканиям, поискам и находкам в этой сфере.

В рецензируемой книге Б.И. Додонов попытался дать характеристику всей эмоциональной сферы человека. В отечественной психологии подобного рода работы, за редким исключением, отсутствуют. Между тем их появление необходимо и полезно. Дело в том, что эмоции являются одной из немногих областей психологической науки, где слабо просматриваются ориентиры такой общепсихологической теории, которая претендовала бы на объяснение эмоционального мира человека в целом. Зато существует множество концепций, относящихся к отдельным аспектам эмоциональных явлений или рассматривающих их в контексте логики изучения других психических явлений.

Было бы большим преувеличением сказать, что в рецензируемой книге излагается общая теория эмоциональной сферы человека. Главная заслуга автора видится в ином. Он показал свойства и состояния человека в особом — эмоциональном — ракурсе. Человек эмоциональный... Для психологии это фактически новый объект. Он заставляет рассматривать в целостном единстве всё, что так или иначе относится к эмоциональным особенностям человека: будь то ситуативные и устойчивые эмоциональные образования; эмоциональная сторона темперамента, характера, направленности личности; высшие чувства, включая любовь, вдохновение, счастье. Данную проблему Б. . Додонов обозначил скорее имплицитно. Однако она должна попасть в поле внимания тех, кто занимается проблемой эмоций, побудить к поиску методологических и теоретических оснований для ее эмпирического изучения.

Книга «В мире эмоций», являясь научно-популярным изданием, адресована в первую очередь широкому кругу читателей. Форма изложения материала, многочисленные примеры и иллюстрации помогают мало посвященному в области психологии эмоций читателю воспринять и понять сложный для обыденного сознания материал. Вместе с тем автору, как правило, удается избегать упрощенчества и вульгаризации теории. При этом теоретические сведения удачно сочетаются с показом их практической значимости, особенно в деле воспитания и обучения учащихся, применения к ним индивидуального подхода. Таким образом, книга оказывается в равной мере интересной и нужной для массового читателя и для специалистов.

В книге последовательно раскрываются общие особенности эмоций, их роль в организации поведения личности, в определении ее социально-типичного и индивидуально-своеобразного

 

159

 

облика. Она состоит из четырех глав.

В первой главе раскрываются биологическая функция эмоций в регуляции поведения живой особи и общесоциальная роль человеческих чувств. Под этим углом зрения автор дает свою трактовку природы и функций эмоций, их связей с потребностями, их своеобразия как устойчивых и ситуативных образований, анализирует особенности эстетических и художественных эмоций.

Б.И. Додонов отказывается от показа полифункциональности эмоций в пользу двух, основных по его мнению, функций: как оценок, отражающих ценности реального мира, и как самодовлеющих ценностей. Оценочная функция эмоций соотносится с мышлением, чтобы подчеркнуть глубинное их родство. В эмоциях раскрываются ценностные, в мышлении сущностные качества предметов и явлений окружающей действительности. В эволюционном плане эмоции выступают своеобразной предформой мышления.

Важное значение для уяснения исходных позиций автора имеют его взгляды на характер связей эмоций и потребностей. Эмоции обслуживают потребности, побуждая к необходимым для ее удовлетворения действиям. При этом потребности понимаются как определенные свойства организма или личности, а обслуживание потребностей эмоциями представляется в виде оценок (в форме переживаний) и собственных состояний первых, и различных обстоятельств, благоприятствующих или препятствующих их удовлетворению. Однако, однажды возникнув в связи с какой-либо потребностью, эмоции затем могут своеобразно эмансипироваться от нее, зафиксировавшись в эмоциональной памяти и возникая по ассоциации.

Похоже, что эти положения представляются Б.И. Додонову ключевыми. Они позволяют ему рассматривать, во-первых, ситуативные и устойчивые эмоциональные образования в рамках единого подхода, во-вторых, обосновать постановку вопросов об эмоциях как самодовлеющих ценностях, эмоциональных отношениях личности и др., прямо несводимых к потребностям и потому нуждающихся в специальных исследованиях.

В качестве устойчивых (закрепившихся, по терминологии Б.И. Додонова) эмоциональных образований в первой главе рассматриваются эмоциональные отношения личности. Выделяются два их рода: эмансипированные эмоциональные отношения и потребностноподобные эмоциональные установки. Первым свойственно обособление от потребностей и закрепление за определенными ситуациями. Поэтому они теряют способность к самоактуализации, но актуализируются в результате какого-либо внешнего толчка, провоцируя тем самым импульсивное поведение. В отличие от эмансипированных эмоциональных отношений потребностноподобные эмоциональные установки представляют собой целевые программы, где целью выступает само переживание и выражение определенного отношения. Такие установки способны к самоактуализации и не нуждаются для этого в обязательном внешнем толчке.

Описывая эмоциональные переживания, за основание классификации Б.И. Додонов принимает их чувственные компоненты (модальность, уровень возбуждения, напряжение, самочувствие) и характеристики (низшие и высшие, положительные и отрицательные, стенические и астенические реакции, процессы и состояния).

Показывается также отличие человеческих эмоций от эмоций животных. Дается характеристика эстетических и художественных эмоций с акцентом на отличия их друг от друга. Излагаются известные воззрения автора на эмоцию как ценность.

Вторая глава посвящена высшим чувствам, их развитию и формированию. Более ясному пониманию высших чувств — моральных, интеллектуальных, эстетических,— способствует разведение Б.И. Додоновым чувств-переживаний и чувств-образований. Последние представляют собой достаточно стабильные эмоционально-ценностные свойства личности. «В своей диспозициональной форме они всегда являются закрепившимися эмоциональными отношениями или, в более развитом виде, особого рода духовными потребностями» (с. 55). На их базе возникает и протекает эмоциональный процесс, итоговые результаты которого презентируются сознанию в форме переживаний. Последние обозначаются термином «чувства-переживания». Они изменчивы и ситуативны. В зависимости от тех или иных условий одно и то же закрепившееся эмоциональное отношение может порождать различные переживания (например, любовь к Родине вызывает неодинаковые переживания в мирное и военное время). Таким образом, высшие чувства суть единство чувств-образований и чувств-переживаний.

Чувства-образования формируются и воспитываются. А чувства-переживания, повторяет Б.И. Додонов вслед за С.Л. Рубинштейном, сами по себе не развиваются и не имеют собственной истории. Формирование

 

160

 

чувств-образований проходит, отмечает автор, три этапа. На первом положительная связь эмоционального отношения с объектом ситуативна. На втором эмоциональное отношение к чему-либо постепенно закрепляется в памяти человека вследствие многократной его актуализации и переживания. На третьем объект превращается в самодовлеющую ценность в силу сформированности потребности в нем самом, а значит, и потребности в его защите, утверждении и т. п.

Специально рассматриваются патриотические чувства, так называемые интегративно-мировоззренческие чувства и чувства достоинства, чести и самоуважения. Предлагаются конкретные пути их воспитания.

Живой интерес вызывает третья глава. Уже самим ее названием — «Эмоциональная индивидуальность личности» — Б.И. Додонов как бы заранее утверждает существование особого среза психической реальности с присущими только ему специфическими особенностями. До сих пор они, однако, ускользали от психологического изучения, растворяясь и теряясь в общих для индивидуальности закономерностях. Вместе с тем принятие факта видового своеобразия различных индивидуальных свойств в зависимости от представленности в них эмоциональных (как и волевых, познавательных) «добавок» требует введения новых, обогащающих психологическое содержание индивидуальности, понятий. Взятые в совокупности, эмоциональные индивидуальные свойства и представляют собой отдельное, относительно самостоятельное измерение индивидуальности со специфическими для него признаками.

По Б.И. Додонову, понятие «эмоциональная индивидуальность личности» охватывает динамические особенности чувств и их индивидуальные вариации (темперамент со стороны его эмоциональных характеристик), индивидуальные стереотипы эмоционального реагирования на типичные жизненные ситуации (возникающие на базе закрепившихся эмоциональных отношений как составляющей характера), типы общей эмоциональной направленности личности (образующиеся на базе потребностноподобных эмоциональных образований и в связи с функционированием эмоций в качестве ценности), эмоциональную индивидуальность мировосприятия и творчества. Здесь автор близок к идеям уровневой иерархии индивидуальности, которые им подспудно переносятся на эмоциональную индивидуальность личности.

В отдельную, четвертую, главу выносятся чувства и эмоциональные выражения любви, вдохновения и счастья. Автор исходит из того, что любовь — это «замыкание» многих потребностей одной личности на другой. Показаны динамика любви и своеобразие ее отдельных фаз. Вдохновение понимается как рожденное в труде и в труде же переживаемое особое состояние подъема духовных сил. Раскрывая счастье в аспекте его эмоционального выражения, Б.И. Додонов отмечает, что в ощущении счастья отражается полнота бытия, требующая переживания его как ценности. Эмоциональная полнота бытия обеспечивается богатым набором эмоциональных состояний. Стремление же к счастью является важнейшим мотивом поведения людей.

Попытка охватить эмоциональную сферу человека целиком предопределила многоплановость и разнообразие представленного в книге материала. В то же время сквозь весь материал автор проводит три основные идеи: 1) в ходе эволюции сложность эмоций возрастает, достигая апогея у человека; эмоции становятся многосоставными (смешанными, амбивалентными); 2) эмоция выступает в качестве ценности; 3) в эмоциональном облике человека зафиксированы социально-типичные и индивидуально-своеобразные признаки. Это придает книге целостность и позволяет увидеть в ней черты концептуальности.

Работа Б.И. Додонова не лишена отдельных просчетов и спорных положений. Так, понятия «потребности», «ценности», «чувства-потребности», «эмоция как ценность» разводятся больше иллюстративно, чем на уровне их сущностных признаков. Это затрудняет адекватное восприятие материала. Поставив проблему эмоциональной индивидуальности личности, автор индивидуально-своеобразное и социально-типичное в личности опять-таки четко не разводит. Это приводит к тому, что индивидуальность личности и типология личности рассматриваются рядоположно, а индивидуальный подход смешивается с личностным.

И все же вышеобозначенные недочеты не умаляют положительных достоинств, которые прежде всего определяют лицо книги. Ее основная цель — просветительская — автором достигнута. Проблемы же, намеченные в книге, побуждают к новым поискам.

Следует отметить большой труд научного редактора книги проф. Я.Л. Коломинского. Он завершил работу, которую не успел закончить Б.И. Додонов: подготовил положенные в основу рецензируемой книги материалы к изданию.