156
КОРОТКО О КНИГАХ
МОТИВАЦИЯ, ИНТЕНЦИЯ И
ВОЛЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ
Halisch F., Kuhl J. (eds.). Motivation, intention, and volition. Berlin; N. Y.: Springer Verlag,
1987. 436 p.
Рецензируемый сборник выпущен в связи с 60-летним юбилеем
Хайнца Хекхаузена. Список авторов выглядит как своеобразный «Кто есть кто»
мировой психологии мотивации. Замечательно, что значительная часть авторов в
той или иной степени относится к числу учеников и соратников юбиляра,
известного прежде всего работами основанной им бохумской школы психологии мотивации.
За прошедшие десятилетия работы самого X. Хекхаузена и его учеников вышли за
рамки первоначальной проблематики, охватив все разделы психологии мотивации и
деятельности. Задаче обобщения полученных результатов, обсуждению еще не решенных
в этой ключевой области психологии проблем и посвящен сборник.
Тематически он делится на четыре части. Первая из
них включает работы, затрагивающие наиболее общие вопросы психологии мотивации,
такие, как ее биологические механизмы (Д. Макклелланд), связь с эмоциями (Б.
Вейнер), зависимость от ценностных ориентации (Н. Физер) и от ориентации на
будущее (Дж. Рейнор и Дж. Рёдер), Ряд статей посвящен углубленному анализу
мотивации достижения (Дж. Аткинсон, В.-У. Мейер, Ф. Халиш), а также мотивации
власти и мотиву агрессии (Х.-Д. Шмальт, Х.-Ю. Корнадт). Исходным основанием для
обсуждения проблем, рассматриваемых в этой части книги, служат классические
теории мотивации К. Левина, Г. Мюррея и Ф. Хайдера. Наиболее известным
вариантом современного синтеза этих теорий является концепция X. Хекхаузена
(см.: Хекхаузен X. Мотивация и
деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986), учитывающая влияние как ситуации и
когнитивных атрибуций, так и устойчивых личностных диспозиций — мотивов.
Большинство статей этой части сборника посвящены критическому анализу взглядов
юбиляра. Например, приводятся данные о том, что Я-концепция способностей играет
решающую роль в связанных с достижением переживаниях и поведении, делая избыточным
представление о некоторых диспозициональных мотивах достижения. Складывается
впечатление, что взгляды X. Хекхаузена в целом успешно выдерживают дополнительную
экспериментальную проверку, во всяком случае лучше, чем любая другая из
существующих в настоящее время общих теорий мотивации.
Вторая и третья части сборника посвящены прикладным
исследованиям, связанным с вопросами развития мотивации, и ее изменению с
помощью специальных психокоррекционных процедур. Детальному эмпирическому
анализу подвергнуты ранние этапы становления деятельности достижения, ее
зависимость от экологических переменных (Ц. Трудевинд), эмоций (К. Шнайдер) и
развития самосознания (П. Люткенхауз, М. Баллок, У. Гепперт, Дж. Николлс).
Видное место занимают фундаментальные обзоры исследований по влиянию поведения
преподавателя, а также специальных тренинговых программ на изменение взглядов и
действий учащихся, на особенности присущих ему стилей целеобразования,
самооценку и ценностные ориентации (П, Рэнд, Ф. Вайнерт, А. Хелмке). Отдельно
рассмотрены мотивационные механизмы спортивной (Ф. Райнберг) и трудовой (У.
Кляйнбек) деятельностей.
Значительный интерес вызывает последняя часть
сборника, где представлены теоретические и эмпирические исследования по
проблемам воли, намерений и саморегуляции. Для объяснения особенностей деятельности
человека в реальных условиях привлекается и переосмысливается с современных
позиций, казалось бы, прочно забытое в силу множества различных причин понятие
«воля» (Ж. Нюттен). Одна из центральных тем этой части сборника — обсуждение и
развитие предложенной X. Хекхаузеном в последнее время метафоры
«психологического Рубикона». Речь идет о границе двух базовых психологических
состояний — мотивационного и волевого. Для первого характерно проигрывание
возможных альтернативных вариантов действия, анализ и сопоставление их
положительных и негативных последствий. Для второго — резкое сужение поля
внимания и концентрация всех ресурсов на продумывание четкой программы действия
и оптимальных путей достижения желаемого результата. Приводимые эмпирические
данные свидетельствуют о фундаментальных различиях когнитивных и мотивационных
переменных в этих двух
157
фазах деятельности, предшествующих и следующих за
принятием решения (Э. Клингер, П. Голлвитцер). Ряд статей содержит весьма
важные данные и соображения о процессах метауровня — саморегуляции и самоконтроле
(Ф. Канфер, С. Хагерман, X. и У. Мишел, Ю. Бекманн). Особо хотелось бы выделить
работу одного из редакторов сборника — Ю. Куля, который попытался построить
функциональную модель «контроля действия». Существенным компонентом этой
модели, наряду с тремя видами памяти (семантической, эмоциональной и моторной),
является особая система поддержания мотивации. Эта система, по мнению автора,
обеспечивает сохранение активизированных в семантической памяти интенций.
Сборник представляет собой крупное событие в
исследованиях мотивации, познания, личности и деятельности. Он не только
содержит результаты экспериментальных фундаментальных исследований этих важнейших
проблем, но и прямо открывает путь к решению практических вопросов оптимизации
учебной, трудовой и других видов деятельности. В связи с этим его можно
рекомендовать вниманию всех советских специалистов, занимающихся соответствующей
проблематикой.
Б. М. Величковский, М. А. Макарушкина
Москва