Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

156

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

МОТИВАЦИЯ, ИНТЕНЦИЯ И ВОЛЕВОЕ ДЕЙСТВИЕ

 

Halisch F., Kuhl J. (eds.). Motivation, intention, and volition. Berlin; N. Y.: Springer Verlag, 1987. 436 p.

 

Рецензируемый сборник выпущен в связи с 60-летним юбилеем Хайнца Хекхаузена. Список авторов выглядит как своеобразный «Кто есть кто» мировой психологии мотивации. Замечательно, что значительная часть авторов в той или иной степени относится к числу учеников и соратников юбиляра, известного прежде всего работами основанной им бохумской школы психологии мотивации. За прошедшие десятилетия работы самого X. Хекхаузена и его учеников вышли за рамки первоначальной проблематики, охватив все разделы психологии мотивации и деятельности. Задаче обобщения полученных результатов, обсуждению еще не решенных в этой ключевой области психологии проблем и посвящен сборник.

Тематически он делится на четыре части. Первая из них включает работы, затрагивающие наиболее общие вопросы психологии мотивации, такие, как ее биологические механизмы (Д. Макклелланд), связь с эмоциями (Б. Вейнер), зависимость от ценностных ориентации (Н. Физер) и от ориентации на будущее (Дж. Рейнор и Дж. Рёдер), Ряд статей посвящен углубленному анализу мотивации достижения (Дж. Аткинсон, В.-У. Мейер, Ф. Халиш), а также мотивации власти и мотиву агрессии (Х.-Д. Шмальт, Х.-Ю. Корнадт). Исходным основанием для обсуждения проблем, рассматриваемых в этой части книги, служат классические теории мотивации К. Левина, Г. Мюррея и Ф. Хайдера. Наиболее известным вариантом современного синтеза этих теорий является концепция X. Хекхаузена (см.: Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986), учитывающая влияние как ситуации и когнитивных атрибуций, так и устойчивых личностных диспозиций — мотивов. Большинство статей этой части сборника посвящены критическому анализу взглядов юбиляра. Например, приводятся данные о том, что Я-концепция способностей играет решающую роль в связанных с достижением переживаниях и поведении, делая избыточным представление о некоторых диспозициональных мотивах достижения. Складывается впечатление, что взгляды X. Хекхаузена в целом успешно выдерживают дополнительную экспериментальную проверку, во всяком случае лучше, чем любая другая из существующих в настоящее время общих теорий мотивации.

Вторая и третья части сборника посвящены прикладным исследованиям, связанным с вопросами развития мотивации, и ее изменению с помощью специальных психокоррекционных процедур. Детальному эмпирическому анализу подвергнуты ранние этапы становления деятельности достижения, ее зависимость от экологических переменных (Ц. Трудевинд), эмоций (К. Шнайдер) и развития самосознания (П. Люткенхауз, М. Баллок, У. Гепперт, Дж. Николлс). Видное место занимают фундаментальные обзоры исследований по влиянию поведения преподавателя, а также специальных тренинговых программ на изменение взглядов и действий учащихся, на особенности присущих ему стилей целеобразования, самооценку и ценностные ориентации (П, Рэнд, Ф. Вайнерт, А. Хелмке). Отдельно рассмотрены мотивационные механизмы спортивной (Ф. Райнберг) и трудовой (У. Кляйнбек) деятельностей.

Значительный интерес вызывает последняя часть сборника, где представлены теоретические и эмпирические исследования по проблемам воли, намерений и саморегуляции. Для объяснения особенностей деятельности человека в реальных условиях привлекается и переосмысливается с современных позиций, казалось бы, прочно забытое в силу множества различных причин понятие «воля» (Ж. Нюттен). Одна из центральных тем этой части сборника — обсуждение и развитие предложенной X. Хекхаузеном в последнее время метафоры «психологического Рубикона». Речь идет о границе двух базовых психологических состояний — мотивационного и волевого. Для первого характерно проигрывание возможных альтернативных вариантов действия, анализ и сопоставление их положительных и негативных последствий. Для второго — резкое сужение поля внимания и концентрация всех ресурсов на продумывание четкой программы действия и оптимальных путей достижения желаемого результата. Приводимые эмпирические данные свидетельствуют о фундаментальных различиях когнитивных и мотивационных переменных в этих двух

 

157

 

фазах деятельности, предшествующих и следующих за принятием решения (Э. Клингер, П. Голлвитцер). Ряд статей содержит весьма важные данные и соображения о процессах метауровня — саморегуляции и самоконтроле (Ф. Канфер, С. Хагерман, X. и У. Мишел, Ю. Бекманн). Особо хотелось бы выделить работу одного из редакторов сборника — Ю. Куля, который попытался построить функциональную модель «контроля действия». Существенным компонентом этой модели, наряду с тремя видами памяти (семантической, эмоциональной и моторной), является особая система поддержания мотивации. Эта система, по мнению автора, обеспечивает сохранение активизированных в семантической памяти интенций.

Сборник представляет собой крупное событие в исследованиях мотивации, познания, личности и деятельности. Он не только содержит результаты экспериментальных фундаментальных исследований этих важнейших проблем, но и прямо открывает путь к решению практических вопросов оптимизации учебной, трудовой и других видов деятельности. В связи с этим его можно рекомендовать вниманию всех советских специалистов, занимающихся соответствующей проблематикой.

 

Б. М. Величковский, М. А. Макарушкина

Москва