Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

114

 

ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕДПОСЫЛОК СКЛОННОСТЕЙ

 

Б.Р. КАДЫРОВ

 

В советской психологической литературе склонность рассматривается как направленность на соответствующую деятельность, как потребность в ней (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.Н. Мясищев и другие). Возрастной и индивидуально-психологический аспекты этой проблемы представлены в исследованиях Н.С. Лейтеса и его сотрудников, где в центре внимания — изучение «возрастной специфики активности, а также саморегуляции активности, выступающих в избирательном отношении к деятельности» [16; 230].

Частые случаи совпадения склонностей и способностей объясняются, на наш взгляд, именно внутренней связью индивидуальных характеристик активности и ее саморегуляцией, являющихся основными психологическими предпосылками развития как способностей, так и склонностей. Несомненно, что склонности имеют свои индивидуально-природные предпосылки: «склонности могут быть обусловлены, как и способности, типологическими особенностями» [9; 61]. В частности, были проведены исследования, раскрывающие роль индивидуального уровня активации в разнообразных динамических проявлениях умственной и двигательной активности [1], [14], в обучении и продуктивности памяти [3], [8]. Принципиальное значение имело выделение такого типологического свойства, как активированность нервной системы [3].

Установлено, что от индивидуального уровня активации существенно зависит своеобразие общей умственной и двигательной активности. Так, людям с высоким уровнем мозговой активации свойственна более непосредственная активность, их отличает большее разнообразие в действиях, они более успешно выполняют задания, требующие быстрого темпа, напряженности и др. Для людей с низким уровнем активации характерна более опосредствованная активность, допускающая включение других компенсаторных механизмов, и в этих случаях, по видимому, большее значение имеет саморегуляция активности [10], [17].

Судя по данным, испытуемые с низким уровнем активации в большей мере учитывают свои индивидуальные особенности и в соответствии с этим выбирают определенные способы действий. Можно говорить о том, что они как бы осваивают свои природные возможности, у них обнаруживаются специфические, индивидуально-своеобразные компенсаторные психологические механизмы, обеспечивающие достижение высоких результатов.

Наши данные отчетливо показали, что высокий уровень мозговой активации является необязательным (хотя и важным) фактором успешности деятельности. Вместе с тем выявлена существенная роль тормозно-регуляторных механизмов в осуществлении некоторых видов деятельности. Выраженность тормозных процессов является благоприятной предпосылкой психической саморегуляции, облегчающей выработку методичности, организованности в действиях, систематичности. Подобные данные позволяют понять, почему подростки, имеющие развитый комплекс тормозно-регуляторных механизмов, добиваются в определенных видах деятельности за счет саморегуляции лучших результатов по сравнению с группой среднеактивированных подростков [10].

Таким образом, лицам, обладающим активностью разного рода, свойствен разный индивидуальный стиль освоения действительности. От индивидуального уровня активации как устойчивого типологического свойства нервной системы могут зависеть не только уровень и своеобразие активности, проявляемые в разнообразных условиях жизни, но, по-видимому, и само предпочтение того или иного вида деятельности, тяготение к тем или иным видам занятий.

Профессиональные склонности, ориентированные на желаемую сферу деятельности, неразрывно связаны с содержательными сторонами личности, ее мотивами и социальными установками. Но внутренние условия становления склонностей имеют и свои нейрофизиологические предпосылки, например, в виде индивидуального уровня активации, являющегося энергетической основой многих динамических проявлений индивида. Такое допущение вытекает из анализа психофизиологических механизмов избирательной активности, предпочтения одних видов деятельности другим и т. д., в зависимости от развитости комплекса активирующих или инактивирующих нервных процессов в ЭЭГ. Крайние полюса свойства активированности

 

115

 

могут, наряду с другими факторами, обусловливать предпочитаемые виды деятельности.

При этом не следует упускать из виду возможное значение разной активированности отдельных полушарий мозга. Согласно современным представлениям, относительное функциональное преобладание одного из полушарий рассматривается в качестве нейрофизиологической основы такой существенной характеристики человека, как то или иное соотношение между первой и второй сигнальными системами [13], [18]. Различия по соотношению сигнальных систем не могут не сказываться на индивидуальном своеобразии личности, проявляющемся в избирательной активности индивида, в его склонностях.

В большом числе исследований [3], [4], [15], [18], [19] показана сложная зависимость отдельных проявлений психики от принадлежности индивида к тому или иному типу по соотношению сигнальных систем, обусловленному доминированием одного из полушарий мозга. Интересующее нас своеобразие активности и ее саморегуляция также не могут не зависеть и от выраженности функциональной асимметрии полушарий мозга (по активированности).

Исходя из предположения, что психофизиологическими предпосылками склонностей могут быть как общий индивидуальный уровень активации, так и выступающее в единстве с ним функциональное доминирование одного из полушарий мозга, было проведено специальное исследование. Мы задались целью сопоставить (на одних и тех же испытуемых) физиологические данные об активированности мозга и психологические данные о проявлениях склонностей. Были получены предварительные данные о психофизиологических условиях развития профессиональных интересов и стремлений.

Работа проводилась с 34 школьниками VIII класса средней школы Москвы в 1984/85 учебном году. Использовались методики, направленные на выявление широты и силы тяготения к тем или иным областям деятельности в подростковом возрасте. С целью выявления этих интересов и стремлений были применены следующие варианты методик в течение учебного года с интервалом в 2—3 мес: а) методика Е.А. Климова [11]; б) дифференциально-диагностический опросник, представляющий собой дальнейшую разработку методики Е.А. Климова [12]; в) «Карта интересов» А.Е. Голомштока [6].

Далее мы попытались как бы укрупнить получаемые с помощью трех методик показатели. Как известно, по своему психологическому содержанию вопросник Е.А. Климова и его же дифференциально-диагностический опросник очень близки друг к другу, они направлены на выявление одних и тех же индивидуальных особенностей. И значительная часть шкал, которые можно выделить по методике А.Е. Голомштока, выявляют те же направления склонностей. Были выделены более однозначные показатели, например вопросы, относящиеся только к физике, из шкалы «физика и математика», к филологии — из шкалы «филология и журналистика» и т.д.

При объединении однонаправленных показателей из разных методик испытуемые были проранжированы по каждому из них; после этого вычислены средние ранги выраженности объединенного показателя. В результате у каждого испытуемого оказалось всего пять усредненных показателей, соответственно числу видов человеческой деятельности, по Е.А. Климову,— природа, техника, знаковая система, художественные образы, и человек. Более высокие ранги по каждому из таких показателей наиболее обобщенно характеризует выраженность направления склонностей испытуемого. Такие показатели в какой-то мере освобождены от случайных флуктуаций, нередко привносимых особенностями формулировок того или иного вопросника или настроения испытуемого во время эксперимента. С другой стороны, преимущества интегрирования психологических показателей мы видим еще и в том, что выделенные Е.А. Климовым пять сфер человеческой деятельности получают поддержку другими показателями, что увеличивает достоверность каждой шкалы в отдельности.

Был введен еще один показатель — степень выраженности склонностей вообще,— получаемый из дальнейшего усреднения всех пяти показателей склонностей каждого испытуемого. Этот обобщенный по своему содержанию показатель, как нам кажется, указывает на широту умственной активности и общую выраженность интересов: высокий ранг по такому показателю выражает разнообразие и большую неопределенность интересов, высокую чувствительность к разным сторонам окружающей действительности, общую «неспецифическую» любознательность. Условно этот показатель назван широтой активности.

При осуществлении электрофизиологической части мы опирались также на исследования В.Д. Небылицына по общемозговым и парциальным свойствам, развитым

 

116

 

В.М. Русаловым в понятиях уровневой организации типологических свойств. В наших экспериментах электроэнцефалограмма (ЭЭГ) снималась биполярно с левого и правого полушарий мозга на ЭЭГ-комплексе фирмы «Нихон Кохден» с полосовым анализатором частот, который разлагал суммарную энергию каждого отведения на ритмы дельта-, тета-, альфа-, бета-1 и бета-2-частот. Интегратор суммировал амплитуды каждой полосы за 10 с. Электроды располагались в точках O1—Т3 и О2—Т4, по международной системе 10—20. Программа записи ЭЭГ соответствовала программе, разработанной в лаборатории Э. А. Голубевой [3].

Из фоновой ЭЭГ были извлечены только те показатели, которые имеют непосредственное отношение к свойству активированности. В качестве индикаторов уровня активации служили: частота альфа-ритма, частота тета-ритма; показатели выраженности энергии медленных ритмов: дельта-, тета- и альфа-частот (взятые с левого и правого полушарий в отдельности). Выбор такого набора активационных показателей диктовался тем, что и ранее на подростках нами были получены доказательства о соответствии более высокому уровню активации меньшей выраженности суммарной энергии дельта-, тета-, альфа-ритмов и меньшей частоты тета-ритма, и наоборот [10]. В соответствии с этим мы пошли по пути широкого охвата активационных показателей при изучении природы сложных психологических объектов нашем случае склонности). Далее, по выраженности каждого из показателей все испытуемые были проранжированы. Ранговые значения всех показателей уровня активации данного испытуемого суммировались и усреднялись отдельно по левому и правому полушариям. Усредняя и эти два ранговых показателя, мы получали индексы общемозгового уровня активации испытуемого. Таким образом, каждый испытуемый вместо десяти первичных теперь имел три интегральных показателя активированности: по левому полушарию, по правому полушарию и общемозговой активационный показатель. Высоким рангам соответствовали более высокие показатели активированности.

Сопоставление двух крайних групп, различающихся по выраженности одного из референтных показателей активации, выявило статистическую достоверность проведенного объединения: высокой частоте альфа-ритма фона в обоих полушариях соответствовали высокие значения всех трех показателей интегральной активированности.

Был вычислен еще один интегральный фоновый показатель — коэффициент асимметрии (КА) — разница между активированностью левого (Л) и правого (Пр) полушарий, выраженная в процентах, по формуле:

 

 

Положительные значения показателя КА означают преобладание левого, отрицательные значения — правого полушария.

Во второй части опыта, непосредственно после регистрации ЭЭГ, на том же комплексе с использованием магнитографа и накопителя биосигналов записывались вызванные потенциалы (ВП) на световые раздражители монополярно с шести точек поверхности головы—O1, O2, Т3, Т4, Сz, Fz. Объединенные референтные электроды находились на мочках ушей.

Испытуемым предъявлялась ритмическая световая стимуляция с частотой 1 раз в 1,2 с, по 75 слева и справа последовательно. Лампы фотостимуляторов из комплекса японской аппаратуры находились на расстоянии около 110 см в обе стороны от глаз испытуемых под углом 40—45° так, чтобы стимулировалось преимущественно одно полушарие. Испытуемых просили смотреть только вперед, независимо от стороны стимуляции, и фиксировать взором белую точку на экране, установленном перед ними.

Для данного сообщения были отобраны значения латентных периодов (ЛП) компонента П200 при регистрации ВП с центральных отведении — Сz и Fz, при зрительной стимуляции слева и справа. Существенно, что компонент П200 встречается у всех испытуемых, наиболее постоянен, легко идентифицируется, т.е. является «метчиком» [7]. Занимая промежуточное положение между ранними компонентами, испытывающими преимущественное влияние специфических систем, и более поздними компонентами, испытывающими преобладающее неспецифическое влияние, компонент П200 слагается из сложного синтеза этих двух явлений. В длительности ЛП компонента П200 могут отражаться устойчивые особенности обработки конкретной информации, характерные для данного испытуемого.

По нашим данным, компонент П200, независимо от стороны стимуляции, сохраняет индивидуальное постоянство — коэффициент корреляции показателей компонента П200 ВП вертекса при стимуляции слева и справа равен 0,798, а с точки Fz — 0,813, т.е. в этих условиях сторона зрительной

 

117

 

стимуляции существенного значения не имеет. Это дало основание усреднить показатели компонента П200 каждого ответа Сz слева и справа и ответов, снятых с точки Fz при стимуляции слева и справа. Эти объединенные показатели двух отведении между собой также коррелируют на высоком уровне (r = 0,843), что позволило объединить и эти два показателя и вывести общий интегральный показатель П200. Средняя величина такого объединенного показателя по группе составляла 192,15 мс, разброс—от 171 до 240 мс.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

 

Для сопоставления фоновых и реактивных показателей ЭЭГ, с одной стороны, и склонностей — с другой, был использован погрупповой анализ по Стьюденту. Сначала рассмотрим соотношение показателей ЛП ВП центральных отведении. По выраженности интегрального показателя компонента П200 испытуемые были проранжированы и разделены на три равные группы. В крайних группах, различающихся по длительности объединенного показателя компонента П200, установлена достоверная разница показателя коэффициента асимметрии, вычисленного по результатам интегрирования десяти первичных показателей фона ЭЭГ (t = 3,305 при р<0,01). Испытуемые с более коротким ЛП компонента П200 характеризуются правополушарной доминантностью в этих индикаторах, и наоборот — левополушарному преобладанию соответствует более длинный ЛП компонента П200. Эти же соотношения подтвердились и при корреляционном анализе (r = 0,407, р<0,01). Таким образом, обнаружен факт связи скорости развития компонента П200 с доминантностью одного из полушарий мозга, определяемый по комплексу индикаторов активации. Отсюда следует, что ЛП компонента П200 могут быть интерпретированы и в типологическом плане. Из пяти характеристик направленности склонностей только показатели знаковая система, в крайних группах по выраженности компонента П200 имели достоверные различия (t = 2,83, p<0,01), т.е. у лиц с более длинным ЛП компонента П200 эти склонности более выраженны.

В ряде исследований установлено, что ЛП вертекса значительно длиннее у «мыслителей» по сравнению с «художниками», что обусловлено более сложной динамикой нервных процессов в центральных частях рефлекторного механизма, связанного с осуществлением второсигнальной деятельности по сравнению с первосигнальной.

Исходя из этих данных, можно предположить, что «задержка» развития ЛП компонента П200, отражающая в известной мере преобладание тормозных процессов, является предпосылкой формирования склонностей к аналитическим, вербальным функциям, что проявляется в этом возрасте в расположенности к оперированию знаковыми системами.

По данным фоновых показателей, выяснилось, что с различиями по общемозговой характеристике уровня активированности статистически значимо связаны различия по выраженности склонностей к видам деятельности, условно обозначаемым художественные образы (t = 2,49, p<0,05). Оказалось, что тяготение к таким видам деятельности связано с более высоким уровнем общемозговой активированности. Это подтвердилось и при рассмотрении различий между испытуемыми по уровню активированности в каждом из полушарий: в группе лиц с более высоким уровнем активированности в левом полушарии (t = 3,55, p<0,01) и в правом (t = 2,38, р<0,05) расположенность к художественным образам оказалась более выраженной, чем в соответствующих группах испытуемых с более низким уровнем активированности. Такой характер связи уровня активированности и склонности к художественным образам представляется закономерным: именно с данной сферой деятельности обычно связываются большая импульсивность, сила непосредственного реагирования, эмоциональная отзывчивость.

Обращает на себя внимание то, что высокая активированность положительно связана с тяготением к художественным образам не только в правом полушарии, но и в левом. По-видимому, это обусловлено «нетипичностью» распределения функций по полушариям в подростковом возрасте [19] и др. Эта пора жизни, когда художественное видение и эмоционально-действенное отношение к окружающему является общей возрастной особенностью. Очевидно, у подростков физиологические предпосылки соответствующих психологических проявлений еще не локализовались по преимуществу в правом полушарии мозга, как это наблюдается в более зрелом возрасте.

Перейдем к склонности к видам деятельности, обозначаемым техника. Обнаружилось, что такая склонность статистически значимо связана с более низким уровнем общемозговой активированности (t = 2,15, р<0,05). По своему содержанию вопросы, относимые к шкале техника, чаще всего касались ремонта техники, налаживания

 

118

 

бытовых технических средств в неэкстремальных условиях труда, т.е. работ, связанных с терпением и осмотрительностью. Не удивительно, что именно у лиц с более низким уровнем активированности проявилось тяготение к работам, не предполагающим импульсивности, энергичности действий и требующим, скорее, терпеливости, усидчивости.

При последующем рассмотрении межполушарных различий оказалось, что расположенность к этим занятиям статистически значимо связана с уровнем активированности только в левом полушарии (t = 2,17, р<0,05): характер связи тот же — склонность более выражена у низкоактивированных. Преимущество низкоактивированных (по этому полушарию) может объясняться тем, что тяготение к ручным занятиям в области техника отнюдь не требует высокой вербальной активности (которую можно предполагать у высокоактивированных в левом полушарии испытуемых). Инактивированность позволяет обладателям этого свойства лучше планировать свои действия, делать меньше ошибок в выполнении тех или иных действий, быть собранными и целенаправленными. Выбор в этом возрасте такой сферы деятельности, как техника, по-видимому, требует осознания своих возможностей, учета соответствия психофизиологических особенностей требованиям выбираемой деятельности.

Различия по активированности в левом полушарии оказались связанными с психологическими показателями расположенности к видам деятельности, обозначаемым знаковая система: у высокоактивированных испытуемых стремление к таким видам занятий выражено в большей мере, чем у низкоактивированных (t = 2,98, р<10,01). Зависимость расположенности к знаковой системе от вербальных, аналитических возможностей именно левого полушария настолько существенна, что она проявляется уже в данном возрасте при относительной незрелости межполушарных отношений.

С высоким уровнем активированности в левом полушарии оказалась связанной и выраженность широты активности (t = 2,41, р<0,05). Такая же связь этого психологического показателя с уровнем активированности была выявлена и в правом полушарии (t = 2,11, p<0,05). He удивительно, что более активированные испытуемые обнаруживают большую широту активности. Следует отметить, что в отношении общемозгового уровня активированности такая связь не обнаруживается. Очевидно, те психологические проявления, которые обозначены у нас как широта активности, имеют своей базой специфическую активированность каждого полушария в отдельности.

С различиями по уровню активированности в правом полушарии оказалось связано и другое психологическое различие: та или иная выраженность стремления к деятельности, требующей общения с людьми (в группе высокоактивированных испытуемых расположенность к таким видам деятельности значимо больше: t = 2,42, р<0,05).

Связь расположенности к профессиям, предполагающим общительность, направленность на человека, с функциональными особенностями именно правого полушария соответствует имеющимся литературным данным об особом значении эмоциональности и первой сигнальной системы, связанных с правым полушарием (см. [2], [13] и др.). По-видимому, значение правополушарной базы для расположенности к многостороннему взаимодействию с людьми столь существенно, что проявляется уже у подростков, когда межполушарная дифференциация функций еще не завершена. Естественно, что более высокому уровню активированности в этом полушарии соответствует большая выраженность тяготения к занятиям типа человек.

Перейдем к рассмотрению связи с психологическими показателями данных о межполушарной асимметрии мозга по активированности. Выяснилось, что у подростков с неодинаковым уровнем активированности в полушариях, в отличие от подростков, у которых такой асимметрии нет, в большей мере обнаруживается широта активности и расположенность к видам деятельности, обозначаемым человек (t = 2,48, t = 2,37 соответственно, при р<0,05).

В литературе подчеркивается, что асимметрия полушарий является признаком зрелости, которая в подростковом возрасте присуща еще не всем [2]. Возможно, что наши испытуемые, у которых проявилась межполушарная асимметрия по активированности, отличаются от своих сверстников большей зрелостью мозга. Некоторое подтверждение этому можно видеть в том, что тяготение именно к работе с людьми выражено у таких испытуемых сильнее (известно, что интерес к человеку по мере взросления возрастает). Что касается широты активности (большей заинтересованности разными областями деятельности), то здесь обнаруживается, что этот психологический показатель зависит не

 

119

 

столько от общемозгового фактора, сколько от внутриполушарных особенностей.

Показатели только одного из направлений склонностей — к видам деятельности, имеющим непосредственное отношение к природе, в данной выборке испытуемых ни в одном из сопоставлений не обнаружили значимой связи с установленными физиологическими различиями. Однако расширение выборки до двух классов (67 чел.) показало, что у лиц с высокой активированностью в правом полушарии по сравнению с испытуемыми с низкой активированностью в этом полушарии в большей мере выражены склонности, связанные с природой (различие статистически достоверно: t = 2,43, p<0,05). Анализ содержания ответов показал, что подростки с высокой активированностью в правом полушарии в большей мере отдавали предпочтение тем вопросам, в которых отражались любовь к растениям и животным, уход за ними, возможность лечить, выводить новые сорта растений и т.д. По всей вероятности, занимательность живой природы, разнообразие видов растений и животных, возможность непосредственно принять участие в жизни объектов своих интересов и изменить их в нужном направлении особенно привлекали подростков этой группы.

Итак, выявлены определенные зависимости проявлений склонностей в подростковом возрасте от индивидуальных различий по активированности мозга. Было обнаружено, что общемозговая активированность, межполушарные отношения по активированности и внутриполушарная активированность по-разному сказываются на проявлении некоторых видов склонностей: в одних случаях наиболее велика роль общего свойства, в других — относительно более частного, в третьих — особых сочетаний того и другого. Полученные данные позволяют отнести некоторые индивидуальные различия по активированности мозга к внутренним предпосылкам становления склонностей.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Для выяснения физиологических предпосылок некоторых индивидуально-психологических различий по склонностям существенное значение имеет установление того факта, что латентные периоды компонентов вызванных потенциалов П200 центральных областей короче при доминантности правого полушария и длиннее при преобладании левого (по комплексу активационных показателей фона).

2. Склонности к знаковым системам больше представлены у подростков с более длинным ЛП развития компонента П200 и у лиц с более выраженным типологическим свойством активированности в левом полушарии. А низкая активированность левого полушария оказалась более благоприятной для развития склонностей к сфере техника.

3. С активированностью в правом полушарии оказались связанными склонности к сферам деятельности человек и природа.

4. Высокая общемозговая активированность, равно как и высокая активированность каждого из полушарий, благоприятствует развитию склонности к сфере деятельности художественные образы.

5. Асимметрично-полушарные испытуемые имеют большее преимущество перед равнополушарными (в показателях активированности) в тяготениях к сфере человек, и они же проявляют большую любознательность.

 

1. Бодунов М.В. Нейрофизиологические основы психической активности как черты темперамента: Автореф. канд. дис. М., 1977.

2. Красина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. М., 1981.

3. Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М., 1980.

4. Голубева Э.А. Об изучении психофизиологическими методами проблемы соотношения общих и специально человеческих свойств высшей нервной деятельности // Психол. журн. 1982. Т. 3. № 2. С. 89—99.

5. Голод В.И. Функциональная асимметрия у детей с нарушениями речевого развития: Автореф. канд. дис. М., 1985.

6. Голомшток А.Е. Карта интересов // Профориентационная работа в школе. Калуга, 1963. С. 64—72.

7. Иваницкий А.М. Мозговые механизмы оценки сигналов. М., 1976.

8. Изюмова С.. Свойства нервной системы передних и задних отделов мозга и произвольная память человека // Вопр. психол. 1976. № 2. С. 124—129.

9. Ильин Е.П. Способности и склонности: Какова природа их связи // Диагностика познавательных способностей. Ярославль, 1986. С. 98— 110.

10. Кадыров Б.Р. Уровень активации и некоторые динамические характеристики психической активности // Вопр. психол. 1976. № 4. С. 133— 138.

11. Климов Е.А. Путь в профессию. Л., 1974.

12. Климов Е.А. Как выбрать профессию. М., 1984.

13. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М., 1983.

14. Крупнов А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. Свердловск, 1983.

 

120

 

15. Куранов В.П., Русалов В.М. Структура формально динамических свойств психики человека в процессе взаимодействия сигнальных систем // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 1. С. 45—54.

16. Лейтес НС. Возрастные особенности развития склонностей // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1978. С. 222—236.

17. Лейтес Н.С., Голубева Э.А., Кадыров Б.Р. Динамическая сторона психической активности и активированности мозга // Психофизиологические исследования интеллектуальной саморегуляции и активности / Отв. ред. В.М. Русалов, Э.А.Голубева.  М.: Наука, 1980. С. 114—124.

18. Суворова В.В. Функциональная асимметрия полушарий как проблема дифференциальной психофизиологии // Вопр. психол. 1975. № 5. С. 26—33.

19. Суворова В.В. Лонгитюдное исследование латерализации слухоречевых функций подростков // Индивидуальность человека: условия проявления и развития. Пермь, 1988. С. 102—104.

 

Поступила в редакцию 26.II 1988 г.