Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

182

 

УРОК КАК ТВОРЧЕСТВО

 

Т. М. АНДРИАНОВА

 

Перестройка системы образования предполагает изменение наиболее стереотипной формы организации учебного процесса — урока. Сейчас все-таки меняются отдельные его признаки: время урока в I классе 35 мин, и объем материала тоже стал варьироваться самим учителем. И это правильно! Урок — прежде всего живой творческий процесс, а всему живому чужды статичность и однообразие. Именно они не дают развиваться интересу, творчеству и активности детей.

В школе сложились одни и те же стандартные конструкции урока, которые не только не вызывают интереса, но и блокируют его. Идешь заменять заболевшего учителя в

 

183

 

другой класс. Можешь не волноваться— дети выручат: подскажут, что делать сначала, а что потом. Даже у самых маленьких вырабатывается стереотипное поведение на уроке. Попробуй развить интерес в такой ситуации. Урок должен рождать каждый раз какое-то маленькое чудо, вызывать удивление, открытие. Далеко не всегда это требует особых усилий от учителя. Например, почему бы урок по обучению выразительному чтению не провести в актовом зале, где есть акустика и зрители. Пусть дети учатся читать стихи не только на оценку, но и для души. Учиться раскрепощенности, умению держаться на сцене, не бояться аудитории. Пусть это будет маленький театр, в котором каждый ученик будет актером.

Или почему не нарушить незыблемое размещение учеников в классе. Например, не лучше ли уроки внеклассного чтения проводить за круглым столом, сооруженным из парт. Так и общаться интереснее — видишь глаза собеседника, и товарищи все на виду. Спорь, опровергай, поддерживай.

К сожалению, педагогическая наука пока не помогает учителю в развитии и освоении современных подходов к организации урока. Предлагаемые для исполнения типы уроков с их строгой атрибутикой и жесткой регламентацией сдерживают большинство учителей. Но уже сейчас, в современной школе должны быть разные развивающие уроки, обеспечивающие поиск и открытие, вдохновение и творчество, вызывающие сопереживание и соучастие. Личность ребенка может развиваться только тогда, когда она раскована, раскрепощена, освобождена от условностей, ограничений, стереотипов.

В качестве иллюстрации приведу отдельные фрагменты уроков.

Урок русского языка (II класс). Тема: безударная гласная в корне, проверяемая ударением (повторение и закрепление).

Нетрадиционное начало урока привлекает и активизирует внимание детей, им предлагается не открывать тетради, которые потребуются тогда, когда ребята сами добудут себе задания. Задача для всех одна — найти как можно больше слов с проверяемой безударной гласной. Класс делится на три группы. Распределяются зоны поиска нужных слов: для первой — слова нужно искать «на парте и в портфелях»; для второй—в классе; для третьей—за окнами.

Условия работы: 1) самостоятельный выбор лидера, 2) форма работы коллективная, 3) свобода действий и перемещений по классу, 4) время работы— 10 мин. В результате учащиеся находят около 50 слов, затем происходит коллективный отбор наиболее оригинальных, ранее не встречаемых в упражнениях слов.

Урок проходит увлекательно и эффективно для ребят; они овладевают навыками сотрудничества и творческого отношения к самостоятельному выполнению учебных заданий; закрепляются навыки анализа и сопоставления, обогащается словарь детей.

Далее математика (III класс). Тема: умножение многозначного числа на двузначное.

Интерес к уроку начинается буквально с порога класса: парты стоят необычно — попарно, торцами к доске. Работа проходит по группам, каждая из которых должна самостоятельно составить пример на умножение многозначного числа на двузначное, решить его, проконтролировать правильность решения внутри своей группы, а затем предложить соседней группе. При такой организации все ученики являются активными участниками работы, ошибки практически исключены в результате многократного контроля: каждый ученик получает опыт успешной деятельности, поддержки со стороны товарищей, что безусловно приводит к желанию работать и дальше.

Сейчас особенно необходим поиск нестандартных форм урока, при которых создаются условия для развития творчества каждой личности. При проведении открытого урока по математике (II класс) детям было предложено не совсем обычное задание: определить количество прямоугольников в начерченной на доске фигуре. Последовал и точные, уверенные ответы: «Шесть прямоугольников». Чувствуя недоверие присутствующих на уроке учителей («Наверняка дети подготовлены»), решаюсь усложнить задачу, дорисовав еще один прямоугольник.

 

 

Детям предлагается последовательно пронумеровать все видимые ими прямоугольники (1, 2, 3, 4 и т. д.). И вдруг один из учеников предлагает для обсуждения обнаруженную им закономерность при подсчете числа прямоугольников: «Нужно определить сумму порядковых номеров прямоугольников (1+2+3+4=10), которая и будет общим числом всех полученных прямоугольников». Вот так второклассником было «открыто» правило из высшей математики.

 

184

 

Мудр был человек, связавший слово «урок» со словом жизнь, имея в виду серьезные и неожиданные уроки, которые преподносит нам жизнь. А жизнь ‑ это процесс познания мира и самого себя. И пусть с наших уроков дети будут уходить в жизнь с умениями не только работать, но и общаться, сотрудничать, жить в обществе, сохраняя свою индивидуальность, становясь творческой личностью.