Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

177

 

КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ СОЦИАЛЬНЫХ СТЕРЕОТИПОВ

 

Е. В. ЩЕДРИНА

Москва

 

26—27 октября 1988 г. в Институте общественных наук при ЦК КПСС проходила конференция, посвященная политическим стереотипам. В ее работе приняли участие работники различных московских учреждений, а также ряд зарубежных специалистов.

В кратком вводном слове Ю.А. Шерковин обрисовал круг вопросов, возникающих в связи с проблемой политических стереотипов. Множество работ в этой области проведены с разных теоретических позиций, но они едины в том, что стереотип сочетает в себе элементы упрощенного описания явления, его оценки и предписания отношения к нему. Устойчивое, эмоциональное по своей природе и предвзятое по своему характеру психическое образование, стереотип представляет собой крайне несовершенную единицу мышления. Однако он существует и выступает в качестве реального фактора торможения в условиях политического обновления общества.

Э.М. Розенталь остановился на проблемах разрушения стереотипов, подчеркнув, что на месте разрушенного политического стереотипа надо обязательно создать новый, основываясь на ключевом слове, ранее входившем в прежний стереотип. Он привел интересные примеры замены старых стереотипов на новые.

Напротив, С.К. Рощин высказал убеждение, что в идеологической сфере не может быть полезных стереотипов, так как любые стереотипные представления как вид социальной (или политической) установки отличаются застарелостью когнитивного компонента. Утверждения некоторых советских специалистов, что стереотипы надо даже формировать, по его мнению, крайне ошибочны. Стереотип всегда вступает в противоречие с глубиной осознания действительности, с диалектикой непрерывного процесса изменений, с творческим подходом к решаемым задачам. Поэтому в сфере идеологии и политики стереотипные представления — всегда тормоз. Допустимо говорить о «полезных» стереотипах лишь на уровне элементарного бытового общения людей (нормы вежливости, культуры и т. п.). Стереотипное мышление — это антипод нового мышления, это способ решать когнитивные задачи в политической и идеологической сфере на основе стереотипных представлений и в форме лишь многократно испытанных умозаключений, без попытки поставить под сомнение привычные «истины». В условиях перестройки особенно остро стоит вопрос о необходимости творческого подхода к решению задач социальной и политической жизни общества. Наша цель—воспитывать глубоко осознанное отношение людей к действительности, именно поэтому стереотипы надо разрушать.

В противоположность этой позиции А.А. Леонтьев считает нереальным уничтожение стереотипов; проблема не в том, нужны стереотипы или нет, а в том, как их использовать (если уж они есть), как их дискредитировать (если это нужно). Оценочный подход к стереотипам должен быть не на первом, а на последнем месте. Говоря об использовании стереотипов в пропаганде, нельзя забывать, что мы хорошо «подготовлены» к принятию стереотипов, в частности, в результате приучения к стереотипизации в системе образования и воспитания: любая программа обучения изобилует ненужными стереотипами.

Задача социальной науки, по мнению А.П. Назаретяна, состоит в том, чтобы снижать общую эффективность пропаганды, повышая сопротивляемость, внутреннюю защищенность гражданина от идеологических манипуляций. Это предполагает курс не на замену «плохих» стереотипов «хорошими», а на формирование вкуса к критическому суждению. Стереотипы — плоские, маломерные смысловые образования — играют неравноценную роль в индивидуальных картинах мира, и это различие особенно проявляется в критических ситуациях, когда смысловые барьеры не могут более сдерживать поток диссонирующей информации. При этом возможны два варианта реагирования, ярко характеризующие уровни мышления и даже типы личности. В одном случае стереотип разрушается, т. е. человек начинает воспринимать объект более емко, многомерно; в другом — стереотип переворачивается, т. е. полностью сохранившись, меняет только знак эмоциональной валентности. Были приведены примеры, иллюстрирующие свойство оборачиваемости стереотипа и свидетельствующие о том, что ставка на стереотипное мышление делает личность и общество

 

178

 

по большому счету безоружным в нетривиальных политических обстоятельствах.

Е.В. Шорохова остановилась на проблеме соотношения стереотипов и убеждений. Наше сознание в большей степени готово к оперированию стереотипами, чем к критическому осмыслению действительности, считает А.В. Родионова. Применявшийся в течение десятилетий в нашей стране метод индоктринации, а не истинного убеждения, привел к возникновению своеобразного барьера коммуникации, делающего людей невосприимчивыми к тому, что звучит с трибун, даже если эти сообщения интересны и полезны. Это подтвердил М.А. Туревский. Проведенное им исследование показало, что зачастую люди не восприимчивы к новому именно потому, что это новое они пытаются укладывать в уже сложившиеся, старые стереотипы.

Д.В. Ольшанский призывал рассматривать стереотипы как нечто естественное, как фиксированный момент мышления. Но стереотипы не являются сугубо когнитивными образованиями. Их глубинная природа еще и эмоциональна. В этой связи интересно рассмотреть такое специфическое явление, как стереотипизированные массовые настроения. Развиваясь по стереотипной логике, они являются своеобразным примером массовых эмоционально-когнитивных стереотипов психики.

Задачи ученого и задачи пропагандиста в известном смысле противоположны, считает В.С. Агеев. Беда в том и состоит, что в прошлом у нас эти задачи были слишком тесно связаны между собой. Задача ученого состоит в том, чтобы разрушать стереотипы, а не присоединяться к и без того огромной армии манипуляторов, которые создают стереотипы. Следует, однако, различать социальные стереотипы как результат и стереотипизацию как психологический процесс. Стереотипы — нормальное явление в структуре человеческой деятельности; творческое начало и начало консервативное, ригидное — одинаково важны и необходимы.

Часть выступлений была посвящена конкретным социологическим и психологическим исследованиям стереотипов. Так, О.Н. Кушнирёва, а также В.Ф. Петренко рассказали о значении различных телемостов для развенчания стереотипов, касающихся образа жизни, а также образа представителей других национальностей. О.Т. Мельникова рассказала о проведенном ею опросе группы граждан США, участвовавших в советско-американских круизах мира. Основной целью опроса было выявить характер стереотипных представлений об СССР, их структуру, эмоциональный тон, интенсивность.

Мнение о неизбежности стереотипов высказала также Н.Н. Пашкова. Она рассказала о том, как возникают и функционируют стереотипы экономического мышления.

Совместное выступление К. Павлицы и К. Пугнера (ЧССР) было посвящено теоретическим и практическим аспектам преодоления политических стереотипов в мышлении граждан ЧССР. Политические стереотипы рассматривались как постоянно повторяющиеся, упрощенные подходы к общественным объектам и явлениям, основанные, в частности, на иррациональности и эмоциях. Прослеживалось различие между негативными, нейтральными и в каких-то отношениях позитивными стереотипами. Борьба против негативных стереотипов рассматривалась как процесс, в ходе которого постоянно возникают новые стереотипы. По мнению авторов, одна из важных форм такой борьбы — поиск, воспитание и поддержка творческих личностей. В этой связи подчеркивалось значение творческой атмосферы и открытости при проведении научных дискуссий.

Д. Канев (НРБ) подошел к проблеме стереотипов с точки зрения политолога, цель которого в конечном счете—исследовать характер и степень влияния стереотипов на процессы обсуждения и принятия политических решений. В качестве примера был рассмотрен феномен частичного разрушения очень устойчивых внешнеполитических стереотипов «холодной войны» в западноевропейском массовом сознании в ходе взрыва антивоенного движения в начале 80-х гг., перечислены конкретные предпосылки этого сдвига.

Н. Галахер (Ирландия) рассказал о том, какие существуют стереотипы восприятия ирландцами русских и наоборот. Здесь налицо явно устаревшие стереотипы. Он выразил мнение, что стереотипы все же необходимы для поддержания определенных представлений людей об окружающем мире.

И.А. Мальковская раскрыла закономерности, лежащие в основе формирования стереотипов. По ее мнению, мало внимания уделяется изучению биологических, а также культурных оснований стереотипов.

Конференция продемонстрировала значимость проблемы политических стереотипов, которая сильно возросла в связи с осуществлением перестройки в нашей стране. Как показало обсуждение, в этой области есть много нерешенных вопросов, поэтому дискуссия требует продолжения.