Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

166

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ПСИХОЛОГИЯ ВНУТРЕННЕГО КОНФЛИКТА ЛИЧНОСТИ

 

С.П. ТИЩЕНКО

Киев

 

Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония. К.: Политиздат Украины, 1987. 158 с.

 

Рецензируемая книга посвящена актуальному вопросу. В ней очерчена достаточно стройная концепция возникновения, динамики, а также преодоления конфликтов и кризисов в ходе жизнедеятельности личности. Центральное понятие, которым оперируют авторы,— диалектическое противоречие, представляющее собой внутренне необходимый атрибут самодвижения личности как субъекта жизни. Только наличие у человека внутренней системы ценностей, отмечают Е.А. Донченко и Т.М. Титаренко, дает ему возможность индивидуальной свободы, а следовательно, создает и предпосылки для возникновения внутренних конфликтов, при которых, как известно, сталкиваются субъективно значимые тенденции, предполагающие альтернативные способы реагирования.

Излагая материал, авторы сумели объективировать для широкого круга читателей тот факт, что переживание индивидом уникальности своего бытия и своей судьбы, самым тесным образом переплетаясь с проблемами и судьбами других людей, неизбежно ведет к возникновению различных коллизий, противоречий, которые при определенных условиях могут стать толчком для развития жизненного кризиса.

В работе реализуется деятельностный подход к изучению роли самого человека в ситуациях преодоления внутреннего конфликта. Анализ различных сторон и уровней психической активности личности, преодолевающей кризис, дает возможность увидеть панораму творения человеком своей жизни, т. е. то духовное творчество, которое, собственно говоря, и делает человека человеком. Психологический аспект рецензируемой книги доминирует над всеми остальными; он составляет то новое в освещении проблемы психологии личности, которое позволяет глубже понять феномен человека.

Имея, бесспорно, теоретическое значение, книга в то же время носит и прикладной характер. Она помогает искать ответы на многие острые вопросы, интересующие широкий круг читателей, и прежде всего молодежь, а именно: какова роль самого человека в борьбе за обретение смысла собственной жизни, какие конфликты, драмы, противоречия возникают во внутреннем мире личности в ходе ее социального взаимодействия, что делать, если потеряна точка опоры в жизни, и др. Важно подчеркнуть, что ответы на эти вопросы не даются читателю в виде набора поучительных рекомендаций; они закономерно вытекают из содержания книги, раскрывающего динамику психической активности личности.

Структура рецензируемой работы такова, что с каждой новой главой расширяется диапазон связей, в контексте которых раскрывается сущность ключевых понятий работы. Авторы последовательно освещают социально-психологическую природу внутреннего конфликта и кризиса, дают сведения о том, какова диспозиция наступления конфликтной ситуации, логика ее развития, какие факторы в наибольшей мере провоцируют возникновение внутренних конфликтов и кризисов, при каких условиях осуществляется эскалация конфликта и, наконец, в чем состоит роль самой личности, преодолевающей конфликт, каков смысл этого преодоления для ее дальнейшего развития как члена общества.

Определенный вклад в проблему психологии внутреннего конфликта авторам удалось внести, как мы полагаем, прежде всего за счет показа социально-психологических

 

167

 

аспектов логики развития внутренних противоречий, «вызревающих из множества смысложизненных потребностей людей» (с. 32) и выступающих одновременно детерминантами конфликтных, в частности кризисных, состояний. Социально-психологические противоречия рассмотрены в различных ракурсах. Так, изучение динамики социально-психологического противоречия в ходе индивидуальной жизнедеятельности личности позволило выделить три уровня его развития: относительное социально-психологическое равновесие; нарушение равновесия, осложнение, затруднение основных видов деятельности (проекция психологического дискомфорта на производственные дела, на общение с коллегами, друзьями, близкими людьми) и возникновение вопроса: «Как жить дальше?»; и далее — невозможность реализации жизненных планов и программ, «разрыв» жизни, остановка, недеяние, т.е. апофеоз жизненной драмы, снимающей все вопросы, кроме одного: «Зачем вообще жить дальше?..»

Конфликт, как отмечают авторы, формируется на всех уровнях развития противоречия, но как субъективное явление обозначается на втором уровне, когда нарушается соответствие между тремя сторонами деятельности личности: операциональной, мотивационно-целевой и смысловой (с. 13). Именно третий уровень развития противоречия, который ставит под удар фундаментальные для человека основы его жизни, авторы обозначают как жизненный кризис.

Выделение типов жизненного кризиса осуществлено в работе и по другим критериям: длительности (кратковременный и долговременный), результативности (конструктивные и деструктивные кризисы), а также возраста. Как видим, в работе даны тонкие нюансы в трактовке качественных изменений кризисных состояний и показана логика их развития в процессе становления внутреннего, духовного мира личности.

Применяя диалектико-материалистические принципы анализа такого сложного процесса, как становление общественного индивида, авторы убедительно показывают, что ритм противоречивого развития человека не задан генотипом, а является отражением особенностей его взаимоотношений с окружающей социальной средой. Так, в главе «Мы — из нашего детства», где представлены новейшие данные в области возрастной психологии, показано, что на самых ранних этапах онтогенеза особенности развития ребенка и связанные с ними противоречия зависят от стиля воспитательных воздействий взрослых. Нарастание внутренних противоречий в процессе онтогенеза обусловлено тем, что ребенок постоянно перерастает свой образ жизни. С возрастом эпицентром возникновения противоречий становится самосознание личности. Иллюзии самосознания часто порождаются тем, что у человека (под влиянием определенных жизненных обстоятельств) возникают значительные расхождения между реальным и социальным «я», а также между реальным и идеальным образом самого себя.

Раскрытие условий возникновения противоречий во внутреннем мире личности и способов их преодоления позволило авторам не только осветить ступени конфликтности и их качественное своеобразие на различных возрастных этапах, но и обосновать мысль о том, что история становления личности является в то же время историей формирования все более сложных внутриличностных противоречий, которые преодолеваются самим человеком в кризисные периоды.

Итак, книга убеждает в том, что личность достигает вершин в своем развитии по мере того, как она научается владеть собой. В книге освещены психологические механизмы, способствующие овладению таким искусством.

В качестве недостатка книги следует указать на досадный, с нашей точки зрения, просчет авторов в расположении материала. Так, заключая работу (с. 151), авторы подробно приводят названия 10 черт, характеризующих «самоактуализирующихся людей», ссылаясь при этом на работы американского психолога А. Маслоу. Эти же сведения, помещенные в любом другом месте книги, но не в заключении, были бы вполне уместны в качестве определенной информации о взглядах зарубежных авторов. Приведенные же в конце книги, они не должны рассматриваться в качестве итоговых, обобщающих содержание работы. И не только потому, что оно гораздо богаче по объему заложенной в нем информации, а прежде всего вследствие смыслового диссонанса, вызванного тем, что цитируемые данные вступают в некоторое противоречие с основными исходными положениями авторов.

Оценивая книгу в целом, следует сказать, что она отличается новизной прежде всего психологического содержания, читается с интересом, написана хорошим языком.