Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

132

 

ИЗМЕРЕНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ВНИМАНИЯ

В СЕНСОМОТОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В.И. СТЕПАНСКИЙ, Г.С. ПРЫГИН

 

Сознательное оперативное переключение внимания является функцией системы психической регуляции, обеспечивающей гибкую адаптацию человека к изменяющимся условиям. Согласно С. Л. Рубинштейну, «переключаемость означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В таком случае очевидно, что переключаемость внимания в сколько-нибудь сложной и быстро меняющейся ситуации означает способность быстро сориентироваться в ситуации и определить или учесть изменяющуюся значимость различных в нее включающихся элементов» [3; 454].

Особенно существенно умение быстро переключать внимание в таких профессиях, как диспетчер аэропорта, железнодорожного узла, морского порта, а также в тех видах труда, характерной особенностью которых

 

133

 

является необходимость параллельной работы с несколькими объектами, требующими внимания как в сенсорной, так и в двигательной сфере.

В настоящее время распространенными методами тестирования качеств внимания являются корректурная проба, таблица Анфимова, тест на сложение с переключением Платонова. Все они моделируют интеллектуальные компоненты деятельности, тогда как во многих профессиях значительное место занимает сенсомоторный компонент, для тестирования которого и предназначена предлагаемая методика.

При построении методики мы исходили из того, что, во-первых, тестовая деятельность должна быть достаточно простой в плане овладения, но в то же время не допускающей автоматизации исполнительных сенсомоторных действий; во-вторых, она должна побуждать испытуемого к соревнованию с самим собой, с тем, чтобы стимулировать стремление выполнить задание как можно лучше; в-третьих, успешность деятельности должна определяться главным образом именно тем свойством психики, которое является объектом тестирования.

Исходя их этих требований, в качестве экспериментальной установки была использована серийно выпускаемая радиопромышленностью телевизионная приставка «Турнир», установленная на режим «игра в хоккей с гандикапом» [4]. В этом режиме на экране телевизора высвечивается игровое поле, на котором размещены две команды, состоящие одна из трех, а другая из двух игроков, изображенных в виде отрезков вертикальных линий (рис. 1). Игроки первой команды до начала игры устанавливаются в центре поля и в дальнейшем остаются неподвижными, а игроки второй команды могут перемещаться по вертикали с «помощью рукоятки управления. Это — команда испытуемого.

Суть игры состоит в следующем. Из каких-либо ворот на поле подается шайба, которая перемещается с постоянной скоростью до тех пор, пока не столкнется с препятствием: игроком или бортиком поля. После этого, не меняя скорости, шайба отскакивает под некоторым углом и продолжает двигаться по прямой линии до следующего столкновения и так далее до попадания в какие-либо ворота. После забитого или пропущенного гола испытуемый устанавливает своих игроков в исходное положение в центре поля, а экспериментатор вводит шайбу в игру, нажимая кнопку «пуск». Игра продолжается до счета 15 с какой-либо стороны, после чего подача шайбы блокируется, а игра считается законченной.

Как следует из приведенного описания, испытуемый играет против неподвижного «противника», игроки которого отбивают шайбу так же пассивно, как боковые и лицевые бортики поля. Испытуемый же, напротив, активно перемещает своих игроков, с тем, чтобы направить шайбу в ворота противника, когда она находится в зоне действия нападающего, и отбить от своих ворот с помощью защитника, когда шайба летит к ним после столкновения с бортиком поля или с игроком противника.

Покажем, что в этих условиях успешность игровой деятельности определяется таким качеством испытуемого, как переключаемость внимания. В силу того, что игроки испытуемого перемещаются только по вертикали, испытуемый не может вести шайбу по всему полю от своих ворот до ворот противника, т. е. область его активных действий распространяется не на все поле, а состоит из двух зон — защиты и нападения, разделенных средней зоной, в которой оказать влияние на движение шайбы испытуемый не может. Пересекая среднюю зону, шайба неоднократно меняет траекторию своего движения из-за столкновений с бортиками поля и средним игроком противника, что существенно ограничивает возможность заблаговременной подготовки к ее приему и заставляет испытуемого большинство реакций выполнять экстренно, ориентируясь на сиюминутно возникающие игровые ситуации.

 

Изображение игрового поля на экране телевизора: а, б, в — неподвижные игроки «противника», г, д — игроки испытуемого, перемещаемые по вертикали, е — шайба, 0:0 — счет в игре; слева — ворота испытуемого, справа — ворота «противника» (размер игрового поля зависит от размера экрана телевизора)

 

134

 

При высокой скорости движения шайбы ситуации нападения и защиты сменяются очень быстро, и если испытуемый не успевает переключить внимание со своего нападающего на защитника, то это кончается, как правило, пропуском шайбы в свои ворота, а если внимание испытуемого «застревает» в зоне защиты, то он упускает возможность поразить ворота противника и шайба вновь возвращается к его собственным воротам.

Помимо переключаемости внимания успех деятельности определяется и точностью исполнительной моторики испытуемого, однако, как показывает опыт, необходимый уровень сенсомоторной координации формируется у всех испытуемых в течение пяти тренировочных игр и в дальнейшем существенно не меняется.

Количественная оценка степени переключаемости внимания производится следующим образом. Для выигранной испытуемым игры коэффициент переключаемости внимания (КПВ) подсчитывается по формуле:

а для проигранной игры или ничейного результата — по формуле

 

где к — количество пропущенных испытуемых шайб, м — количество шайб, забитых в ворота противника. В число забитых следует засчитывать только те шайбы, которые попали в ворота противника после столкновения с нападающим испытуемого, но не от бортика поля, т. е. учитываются только активно забитые шайбы.

При выведении формул для подсчета КПВ мы руководствовались следующими соображениями. При высокой степени переключения внимания от нападающего к защитнику и обратно испытуемый выиграет игру со счетом 15:0, а его КПВ в этом случае будет состоять максимум, равный единице. Чем хуже испытуемый переключается на защиту, тем больше он пропускает шайб в свои ворота, что и отражается снижением КПВ до значения 0,53 при результате 15:14 в пользу испытуемого (это минимально возможная разница в счете для выигранной испытуемым игры).

Если испытуемый проигрывает игру, то это означает, что он не только недостаточно быстро переключается на защиту, но также не успевает переходить от защиты к нападению. При этом величина КПВ изменяется от 0,47 (при счете 14:15) до 0, если испытуемый проигрывает игру со счетом 0:15.

Как видно из расчетных формул, КПВ является линейной функцией от соотношения забитых и пропущенных шайб, а его значения располагаются в диапазоне от 0 до 1, образую тем самым ограниченную снизу и сверху измерительную шкалу.

Телеприставка «Турнир» в режиме «игра в хоккей с гандикапом» имеет четыре режима игры: а) шайба перемещается с малой скоростью и отражается под малыми углами; б) шайба перемещается с большой скоростью и отражается под большими углами, резко меняя направление движения; в) шайба перемещается с большой скоростью, но отражается под малыми углами; г) шайба перемещается с малой скоростью, но с большими углами отражения. После предварительного экспериментального анализа мы остановились на двух режимах: пять тренировочных игр проводились в режиме средней трудности «в», а тестирующая серия из шести игр проводилась в самом сложном режиме «б».

Перед началом эксперимента испытуемому давалась устная инструкция: «Вы проведете 11 игр. Первые пять игр будут тренировочными и проводятся в облегченном режиме. Вторая серия из шести игр проводится в более трудном режиме: скорость движения шайбы остается прежней, а углы отражения при столкновении шайбы с бортиком поля или с игроком увеличиваются. Ваша задача состоит в том, чтобы с максимальной разницей в счете выигрывать каждую игру. За очки будут засчитываться только те шайбы, которые вы забьете своим нападающим. Если шайба попадает в ворота противника от бортика поля, то такие голы не засчитываются. После гола, забитого в любые ворота, шайба будет вводиться в игру после того, как вы поставите своих игроков в центр поля, а экспериментатор подаст команду «внимание».

Как видно из инструкции, подлинная цель обследования испытуемому не сообщалась а дополнительных мотивировок не требовалось, так как испытуемые охотно соглашались поиграть в телеигру. Вместе с тем сама ситуация игры, подразумевающая возможность выигрыша или проигрыша, порождала у испытуемого соревновательную мотивацию, заставляющую прилагать максимум усилий для достижения наилучших результатов. Это свойство телеигр отмечается также в обзоре Джоунса [7].

Стандартизация методики проводилась на группе из 30 испытуемых — студентов I курса технического вуза в возрасте 20—21 года. Все испытуемые обладали хорошим здоровьем, регулярно занимались спортом, но не имели спортивной квалификации выше II разряда. Ни один из них ранее не был связан

 

135

 

с выполнением деятельности, способствующей развитию переключаемости внимания как профессионального навыка.

С каждым испытуемым индивидуально проводился сеанс обследования длительностью около 1 ч. Следует отметить, что по окончании сеанса все без исключения испытуемые просили дать им возможность провести еще несколько игр, что указывает на положительное эмоциональное отношение к данной деятельности.

По соотношению забитых и пропущенных шайб для каждой тестовой игры вычислялся частный КПВ, а затем по шести играм подсчитывался средний КПВ, который и служил индивидуальной характеристикой испытуемого.

В связи с наличием определенного разброса между величинами КПВ по отдельным играм была проведена проверка симметричности крайних отклонений в большую и меньшую стороны относительно вычисленного среднего КПВ. С этой целью из данных каждого испытуемого были исключены наименьший и наибольший КПВ, а затем вновь было подсчитано среднее значение. Полученные таким образом КПВ в большинстве случаев отличались от исходных только во втором десятичном знаке, при этом ранговый порядок испытуемых полностью сохранялся. Это говорит о том, что усреднение по шести играм позволяет получать значение КПВ, устойчивое по отношению к случайным улучшениям и ухудшениям результативности деятельности.

В связи с существованием у каждого испытуемого максимального и минимального частного КПВ встает вопрос о влиянии порядка тестовых игр на общегрупповое распределение крайних отклонений результативности. Дело в том, что если бы обнаружилось, например, преимущественное появление минимумов в первой игре, а максимумов — в последней, то это означало бы, что количество тестовых игр следует увеличить в связи с явным наличием тренируемости в ходе обследования. Подобным же образом закономерное сосредоточение минимумов в последней игре могло бы свидетельствовать о развитии утомления и так далее, вплоть до выявления самых неожиданных факторов, оказывающих влияние на результативность деятельности, но не имеющих прямого отношения к измерению переключаемости внимания.

Проверка равномерности распределения максимумов и минимумов частных КПВ производилась путем суммирования по группе количества тех и других в каждой игре табл. 1) и последующего анализа этих данных с помощью критерия «χ-квадрат» для многозначных переменных [5]. Найденные значения критерия оказались статистически незначимыми, что говорит о случайном характере отклонений распределений максимальных и минимальных КПВ по отдельным играм от равномерного распределения.

 

Таблица 1

Результаты испытания методики на группе стандартизации

 

Показатели

Тестовые игры

1

2

3

4

5

6

Среднегрупповые

0,31

0,32

0,27

0,34

0,32

0,35

КПВ по играм

 

 

 

 

 

 

Дисперсия

0,18

0,19

0,16

0,19

0,21

0,20

Количество КПВмин

8

5

7

4

5

1

Количество КПВмакс

5

6

2

9

2

6

 

Точно так же статистически незначимыми оказались различия между среднегрупповыми КПВ по каждой игре (табл. 1), а дополнительная проверка равнозначности игр была осуществлена по методу расщепления. Для этого были подсчитаны средние значения частных КПВ по 1—3 играм (первая половина обследования) и по 4—6 играм (вторая половина обследования), а также по четным и нечетным играм. Средние значения оказались соответственно равны:  Х1-3=0,296 при σ =0,146; Х4-6 =0,333 при σ =0,179; Х2, 4, 6 =0,332при σ =0,161; X1, 3, 5 =0,305 при σ =0,149. Сравнение этих средних между собой по критерию Стьюдента показало отсутствие значимых различий, следовательно, в целом по группе эффекты тренированности или утомления отсутствуют и, кроме того, ни одна из игр значимо не отличается от другой. Это говорит о том, что совокупность игр представляет собой набор равноценных по условиям деятельности тестовых испытаний, дающих репрезентативный средний показатель измеряемого свойства внимания с ошибкой измерения, вычисляемой как ошибка среднего.

Как известно, показателем практической валидности тестовой, методики является адекватность полученных с ее помощью данных какому-либо внешнему критерию, валидность которого либо теоретически доказана, либо практически очевидна. Ввиду отсутствия удовлетворяющих этим требованиям критериев переключаемости внимания в сенсомоторной деятельности нами был использован известный в тестологии прием сопоставления результатов обследования двух групп испытуемых, заведомо различающихся между собой по уровню измеряемого

 

136

 

качества и вместе с тем сходных в отношении пола, возраста и других существенных характеристик.

Таблица 2

 

Средние данные по группе стандартизации и критериальной группе

 

 

Показатели

 

Группа стандартизации

 

Группа спортсменов

Критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

КПВ

0,32

0,41

3,11

0,01

Дисперсия индивидуальных КПВ

0,38

0,17

4,99

0,01

Индивидуальная вариативность КПВ

50%

37%

3,84

0,01

 

С учетом специфики заложенной в методике деятельности в качестве «критериальной» группы была выбрана студенческая мужская команда по настольному теннису, состоявшая из одного мастера спорта и шести кандидатов в мастера. Основанием для выбора данной спортивной специализации послужило устоявшееся мнение специалистов о важности переключения внимания при игре в теннис и вытекающее отсюда предположение о профессиональной развитости этого свойства у лиц, которые достаточно долго и успешно занимаются этим видом спорта [1], [2], [6].

Обследование теннисистов проводилось по той же схеме, как и группы стандартизации, а сопоставляемыми показателями служили средние по обеим группам величины КПВ и средние коэффициенты вариативности индивидуальных КПВ. Смысл введения в рассмотрение показателя вариативности заключается в том, что с его помощью можно оценить устойчивость присущего испытаемому уровня переключаемости внимания (чем ниже вариативность — тем выше устойчивость) и таким образом получить дополнительную информацию об индивидуальных особенностях измеряемого свойства.

Гипотеза, проверявшаяся в ходе практической валидизации, заключалась в следующем: по сравнению с испытуемым группы стандартизации у спортсменов-теннисистов ожидаются: а) более высокие среднегрупповые значения КПВ — как результат постоянных спортивных тренировок и благоприятного сочетания свойств центральной нервной системы; б) большая сближенность индивидуальных средних КПВ — как следствие неслучайного отбора испытуемых по признаку сходства спортивной специализации и квалификации; в) большая устойчивость индивидуальных частных КПВ — как следствие привычки к продолжительному выполнению деятельности, требующей устойчиво высокого уровня переключения внимания.

Как видно из табл. 2, полученные по всем сравниваемым показателям данные полностью соответствуют дискриминативной гипотезе и тем самым подтверждают практическую валидность методики «Турнир».

В заключение следует отметить существенную для тестовой методики простоту как процедуры обследования, так и техники вычисления коэффициента переключаемости внимания. Важное значение имеет доступность телеприставки «Турнир» (можно использовать также приставку «Видео-спорт»), которая подключается к антенному входу любого бытового телевизора.

 

1. Жур. В. П. Учись играть в теннис. Минск, 1978. 79 с.

2. Основы тенниса. М., 1980. 158 с.

3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., 1946. 704 с.

4. Руководство по эксплуатации электронной приставки для телевизионных игр типа «Турнир». М., 1978. 11 с.

5. Рунион Р. Справочник по непараметрической статистике. М., 1982. 198 с.

6. Шокин А. И. Теннис. Научные основы отбора в ДЮСШ. М., 1979. 28 с.

7. Jones М. В. Video games as psychological tests // Simul. and Games. 1984. V: 15. N. 2. Р. 131—157.

 

Поступила в редакцию 15. V 1987 г.