Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

175

 

ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОНТОГЕНЕЗА РЕЧИ

 

В.В. ЮРТАЙКИН

Москва

 

В феврале 1988 г. в г. Иваново состоялось Всесоюзное рабочее совещание по проблеме «Психолингвистические основы речевого онтогенеза при усвоении родного и иностранного языков», организованное Ивановским государственным университетом, Институтом языкознания АН СССР и НИИ дошкольного воспитания АПН СССР. В его работе приняли участие около 50 человек из 15 городов страны. Они обсудили 28 докладов, основная тематика которых концентрировалась вокруг проблем: 1) методы обучения младших школьников и дошкольников родному и иностранному языкам; 2) лексика и семантика в онтогенезе речевой деятельности; 3) грамматика в онтогенезе речевой деятельности; 4) диалогическое общение детей.

Совещание открылось докладом В.Е. Мамушина (Иваново) «Методика повторной работы над изложением». Изложение как вид письменной работы учащихся охарактеризовано с точки зрения его основных функций в развитии речи. Отметив преимущественное использование изложения в функции контроля сформированности письма и аудирования, докладчик указал на возможности его применения для решения задачи формирования языковой компетенции учащихся путем специальной организации повторной работы с черновыми вариантами текста за счет их сопоставления с исходным текстом. В докладе Е.И. Исениной (Иваново) подчеркнуто, что для реализации целей воспитания и развития на уроках иностранного языка необходимо следовать двум принципам: 1) коммуникативная деятельность на иностранном языке должна сочетаться с соответствующими поступками и отношениями учащихся в системе урока; 2) наряду с оценкой знаний, умений и навыков по иностранному языку должна даваться оценка развития личностных образований, являющихся целью воспитывающего и развивающего обучения. С.К. Бобринева (Иваново) на основе критического анализа учебных текстов на иностранных языках выдвинула требования к их содержанию, структуре и организации способов работы с ними для достижения целей обучения диалогической речи. В.И. Иванов (Иваново) охарактеризовал возможности использования опыта передовых учителей (Ш.А. Амонашвили, Е.Н. Ильина, В.Ф. Шаталова) для организации совместной деятельности учащихся в процессе овладения иностранным языком Г.А. Ваграмян (Ленинакан) поделилась своим опытом формирования и развития армянорусского двуязычия в условиях организованного обучения детей дошкольного возраста.

В докладе Ф.А. Сохина (Москва) и Т.М. Виноградовой (Клайпеда) обосновывалось использование метода перевода простейших устных текстов в качестве показателя владения вторым языком у дошкольников. Ф.А. Кадырова (Ташкент) сделала попытку системного описания игровых методов для обучения детей русскому языку в старших группах узбекского детского сада. Е.Ю. Протасова (Москва) охарактеризовала систему требований к созданию коммуникативных ситуаций в процессе обучения дошкольников второму языку; главное требование — варьирование коммуникативных параметров в условиях организованного диалога. О.С. Ушакова (Москва) подвергла тщательному анализу процесс формирования у младших дошкольников умений правильно строить развернутые связные высказывания (тексты) на основе использования разных типов связей между предложениями и структурными частями высказываний.

Вторая группа докладов была посвящена обсуждению лексико-семантических проблем онтогенеза речевой деятельности. Тон обсуждению был задан сообщением А.М. Шахнаровича (Москва), который проанализировал процесс развития в онтогенезе речевой деятельности семантических категорий, выступающих в качестве общего основания для объединения когнитивных и коммуникативных структур. Н.И. Лепская (Москва) описала процесс освоения детьми аналитических и морфологических способов выражения действия, отраженных в используемых детьми глагольных формах.

А.П. Стеценко (Москва) охарактеризовала процедуры исследования онтогенеза речевой деятельности в свете принципа дополнительности. Е.Г. Биева (Иваново) доложила о результатах проведенного ею эксперимента на восприятие сюжетных картинок, в котором показана содержательная связь между образными и вербальными компонентами мышления у детей. В исследовании Н.А. Гасицы (Пермь), направленном

 

176

 

на выявление способов семантической категоризации в онтогенезе, на материале ассоциативного эксперимента установлена классификация типов реакций на слово-стимул в зависимости от половозрастной принадлежности детей. Г.Р. Доброва (Ленинград) остановилась на характеристике антропонимов в детской речи, позволяющих вскрыть некоторые закономерности детского словотворчества. Т.М. Рогожникова (Уфа) на основании сопоставительного анализа структур ассоциативных полей полисемантических слов у детей разных возрастов (в условиях нормы и патологии) предложила оригинальную модель развития значения слова, включающую описание основных путей этого развития и его зависимость от целого ряда факторов, а также описание последовательности формирования механизмов функционирования слова в индивидуальном сознании.

Большой интерес вызвали результаты экспериментального исследования, проведенного Л.В. Сахарным (Ленинград), по толкованию слов детьми 3—7 лет; прослежен процесс формирования способов осознания производных слов дошкольниками. В.И. Голод (Москва) изложил данные, раскрывающие онтогенетические особенности семантической памяти у детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи в сравнении с их нормально развивающимися сверстниками. Показаны гетерохронный характер развития различных звеньев семантической памяти. Т.Н. Наумова (Уфа) представила данные наблюдений над становлением речевой деятельности у близнецов, обратив особое внимание на период перехода от довербальной коммуникации, в которой начинает формироваться «психологический» или смысловой тип организации высказывания (Е.И. Исенина), к коммуникации словесной. Н.М. Нестерова и В.Н. Овчинников (Пермь) показали возможности применения методики денотативного анализа для исследования механизмов текстообразования в речевой деятельности на материале усвоения родного и иностранного языков.

Несколько докладов были посвящены закономерностям становления диалогических форм высказываний и развития соответствующих грамматических средств их выражения. Так, Т.В. Ахутина (Москва) подробно остановилась на стратегиях овладения синтаксисом в онтогенезе. Сравнение данных по использованию различных грамматических конструкций русскими и немецкими детьми и сопоставление их с данными афазиологии позволили выявить закономерности и механизмы изменения способов синтаксирования в зависимости от развития семантических структур.

Основное внимание в сообщении Т.В. Базжиной (Москва) было уделено описанию изменения структуры детских высказываний, в основе которого лежит механизм «оязыковления» психологической предикации. В докладе Е.И. Исениной, Е.В. Давыдовой и Л.В. Демидовой (Иваново) представлены данные о развитии диалога у детей младенческого и раннего возраста, полученные путем расшифровки видеомагнитофонных записей реальных диалогических контактов детей. Н.М. Юрьева (Москва) высказала предположение о наличии в онтогенезе этапа развития совместной деятельности, программа реализации которой первоначально разделена между двумя детьми, осуществляющими диалогическое взаимодействие. Сообщение Н.Б. Шумаковой посвящено анализу развития вопросно-ответной структуры речевого взаимодействия, являющейся основной структурной единицей диалога.

В двух докладах рассматривались вопросы развития предпосылок онтогенетического формирования речи. Е.Н. Винарская (Москва) выдвинула предположение о механизмах формирования специфических знаков интонационных эмоционально-выразительных средств речи, которые служат основой становления фонетических форм родного языка и имеют определенные зонные характеристики. В.В. Юртайкин проанализировал психосемиотические аспекты общения с ребенком в довербальный период его развития, на основании которого предложена модель становления первичных знаковых отношений.

Совещание показало возросший уровень исследований в области развития речи. Четко наметилась тенденция к усилению их прикладного характера. Расширилась география психолингвистических исследований, о чем свидетельствует появление таких новых центров изучения речевого онтогенеза, каковыми в настоящее время могут быть названы ИГУ, Пермский и Уфимский пединституты.