152
Т.А.
РЕПИНА,
|
Л.Н. БАШЛАКОВА |
Москва
|
Минск
|
Панько Е.А. Психология деятельности
воспитателя детского сада. Минск: Вышэйшая школа, 1986. 158 с.
Психология деятельности воспитателя
дошкольного учреждения относится к сложным и малоразработанным разделам
педагогической психологии. Вместе с тем проблема совершенствования подготовки
специалистов дошкольного воспитания и изучения психологии их труда приобретает
особую остроту сейчас в период перестройки всей системы образования.
Рецензируемое издание, рекомендованное в качестве учебного пособия для
студентов пединститутов, как раз посвящено этой весьма актуальной для
психолого-педагогической науки и практики проблеме.
Книга состоит из двух взаимосвязанных
частей. В первой части дается характеристика деятельности воспитателя, во
второй воспитатель предстает перед нами в системе межличностного взаимодействия
с детьми, их родителями и коллегами из педагогического коллектива детского
сада.
Первая часть посвящена основным и
наиболее важным вопросам структуры и функции педагогической деятельности,
профессиональных умений и профессионально важных психических качеств
воспитателя. В самом начале дается краткое описание разнообразных методов, с помощью
которых осуществляется изучение деятельности воспитателя.
Наиболее интересными являются главы,
где автор широко привлекает материал собственных исследований, а также
выполненных под его руководством, в частности по изучению мотивов выбора
специальностей дошкольного профиля, отношения воспитателей к педагогической
работе, трудностей в деятельности воспитателя детского сада. Нельзя не отметить
некоторую терминологическую неточность. Вряд ли правомерно называть умения
воспитателя планировать свою деятельность и предвидеть затруднения в ней
«конструктивными» (см. гл. 4).
В центре второй части книги — проблемы
педагогического общения, которое рассматривается как система взаимодействия
педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательного воздействия,
организации педагогически целесообразных взаимоотношений и формирования
153
благоприятного в целом для психического развития детей
микроклимата в группе детского сада. В зависимости от отношения воспитателя к
детям и от особенностей форм и методов педагогического руководства выделяются
различные типы воспитателей. К сожалению, в книге недостаточное отражение нашли
формы и способы речевого общения педагога детского сада с дошкольниками, столь
важные при формировании их взаимоотношений друг с другом.
В центре внимания автора не только
система отношений «педагог—воспитуемый», но и условия успешного взаимодействия
воспитателя с родителями и другими членами семьи. Е.А. Панько в своем
исследовании показывает, что система «воспитатель—родители» в значительной
степени определяет успех в воспитании дошкольников, подготовке их к школе.
Завершает вторую часть книги глава,
посвященная социально-психологическому климату педагогического коллектива как
важному условию эффективности труда воспитателя. Автор знакомит, читателей с
результатами исследования факторов, влияющих на успех в создании благоприятного
психологического климата в коллективе сотрудников дошкольного учреждения,
показывает, что важным условием оптимизации деятельности его членов является
творческая направленность педагогического коллектива.