Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

152

 

ПОСОБИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ ВОСПИТАТЕЛЯ ДЕТСКОГО САДА

 

Т.А. РЕПИНА,

Л.Н. БАШЛАКОВА

Москва

Минск

 

Панько Е.А. Психология деятельности воспитателя детского сада. Минск: Вышэйшая школа, 1986. 158 с.

 

Психология деятельности воспитателя дошкольного учреждения относится к сложным и малоразработанным разделам педагогической психологии. Вместе с тем проблема совершенствования подготовки специалистов дошкольного воспитания и изучения психологии их труда приобретает особую остроту сейчас в период перестройки всей системы образования. Рецензируемое издание, рекомендованное в качестве учебного пособия для студентов пединститутов, как раз посвящено этой весьма актуальной для психолого-педагогической науки и практики проблеме.

Книга состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой части дается характеристика деятельности воспитателя, во второй воспитатель предстает перед нами в системе межличностного взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами из педагогического коллектива детского сада.

Первая часть посвящена основным и наиболее важным вопросам структуры и функции педагогической деятельности, профессиональных умений и профессионально важных психических качеств воспитателя. В самом начале дается краткое описание разнообразных методов, с помощью которых осуществляется изучение деятельности воспитателя.

Наиболее интересными являются главы, где автор широко привлекает материал собственных исследований, а также выполненных под его руководством, в частности по изучению мотивов выбора специальностей дошкольного профиля, отношения воспитателей к педагогической работе, трудностей в деятельности воспитателя детского сада. Нельзя не отметить некоторую терминологическую неточность. Вряд ли правомерно называть умения воспитателя планировать свою деятельность и предвидеть затруднения в ней «конструктивными» (см. гл. 4).

В центре второй части книги — проблемы педагогического общения, которое рассматривается как система взаимодействия педагога с воспитуемыми с целью познания их, оказания воспитательного воздействия, организации педагогически целесообразных взаимоотношений и формирования

 

153

 

благоприятного в целом для психического развития детей микроклимата в группе детского сада. В зависимости от отношения воспитателя к детям и от особенностей форм и методов педагогического руководства выделяются различные типы воспитателей. К сожалению, в книге недостаточное отражение нашли формы и способы речевого общения педагога детского сада с дошкольниками, столь важные при формировании их взаимоотношений друг с другом.

В центре внимания автора не только система отношений «педагог—воспитуемый», но и условия успешного взаимодействия воспитателя с родителями и другими членами семьи. Е.А. Панько в своем исследовании показывает, что система «воспитатель—родители» в значительной степени определяет успех в воспитании дошкольников, подготовке их к школе.

Завершает вторую часть книги глава, посвященная социально-психологическому климату педагогического коллектива как важному условию эффективности труда воспитателя. Автор знакомит, читателей с результатами исследования факторов, влияющих на успех в создании благоприятного психологического климата в коллективе сотрудников дошкольного учреждения, показывает, что важным условием оптимизации деятельности его членов является творческая направленность педагогического коллектива.