Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

149

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ ПО ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ

 

Н.Н. ОБОЗОВ,  В.А. РОМЕНЕЦ

Киев

 

Кузьмин Е.С., Якунин В.А. Психологические воззрения в античную эпоху. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984; Развитие психологии в XVII—XIX веках. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982;

Развитие психологии внутри естествознания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1985.

 

Создание учебников, учебных пособий по истории психологии — задача, представляющая значительные трудности. Перечень, краткое изложение «взглядов», «воззрений», «концепций» — это лишь предварительная работа. Вместе с тем отобрать из неисчерпаемого материала по истории науки характерные, типичные факты без историко-научной теории — значит впасть в ползучую эмпирию. Нужно учесть также, что история психологии тесным образом связана с историей совокупности наук, искусства, литературы, культуры в целом. В этих смежных областях поставлены и так или иначе решены крупнейшие вопросы психологии, которые нередко значительно позже становятся предметом собственно психологической науки.

История психологии представляется авторам рецензируемых пособий прежде всего как логическая память науки. Речь идет не о собирании или механическом объединении «научных сведений», а о необходимости их преобразования, так чтобы история психологии представляла собой единство «логического» и «исторического», являясь вектором, указывающим прошлый, настоящий и будущий путь. Авторы пособий отмечают не только прогностическое, но также идеологическое, общеобразовательное, воспитательное, учебное, дидактическое значение истории психологии. В доступной для студентов форме они излагают принципиальные подходы в истолковании истории психологии советскими психологами. Подчеркивая важность и плодотворность категориального подхода в истории психологии (М.Г. Ярошевский), авторы указывают на правомерность изложения ее по школам, направлениям, а также по странам; оправдывается и отраслевой подход. Более желательным для авторов представляется путь многомерного описания истории психологии, который дает возможность создать общую картину ее, выявить ведущие тенденции развития психологической науки в отдельной стране и «в мировом масштабе».

Довольно подробно для небольшого пособия анализируются существующие периодизации истории психологии (зарубежной, отечественной). Е.С. Кузьмин и В.А. Якунин указывают на определенный схематизм этих периодизаций. Читатель согласится с авторами пособий, что научное изучение психики имело уже место в античную, средневековую эпохи; они могли бы отметить ранние попытки экспериментального изучения психики, особенно если учесть широко применяемый в психологии, в частности в медицинской, умственный эксперимент (например, у Авиценны). Е.С. Кузьмин и В.А. Якунин показывают необходимость смены моноцентрического способа освещения истории психологии полицентрическим. Однако призывы увидеть «интернациональный процесс» становления психологических знаний касаются пока только общих, абстрактных положений, вроде необходимости разработать теоретические и методологические основы психологии, найти новые гипотетические модели, обеспечивающие многомерную интерпретацию исторического развития психологии и, наконец, изучить психологическое наследие видных ученых прошлого и современных. Читатель хотел бы вместо указаний, что надо делать, получить

 

150

 

в руки определенные теоретические соображения (пусть для начала — гипотетические) по этому вопросу.

Вместе с тем представленные в пособиях персоналии, психологические теории разрабатываемых периодов, проблемы изложены интересно, доступно. Авторам в целом удалось конкретное изложение отдельных психологических концепций. Но они нередко обходят важнейшие феномены изучаемых периодов истории психологии, связанных, в частности, со стоицизмом, скептицизмом, особенно на римской почве. Не представлена психология Сенеки, Цицерона, М. Аврелия, Эпиктета и других мыслителей. Авторы явно сделали крен в естественнонаучную сторону предмета изложения. Вероятно, изложение достижений древней, средневековой, ренессансной и новой восточной психологии будет отдельной задачей для авторов; это касается также истории психологии мифологического периода.

Психологию семнадцатого столетия авторы рассматривают под углом противоположения эмпирического и рационального, а также механистического истолкования психики, значительного интереса к психофизической проблеме. Читатель хотел бы также увидеть в пособии более четкое определение принципов и проблем психологии XVII в., а также принципов психологии Просвещения. Непонятно, почему Г. Гегель даже не упоминается в этом пособии. И. Канту отведено должное место, но не указаны его важнейшие положения о психологических паралогизмах. В заключении даны некоторые итоги психологии XVII и XIX вв., но в нем исчезла психология Просвещения.

В пособии «Развитие психологии внутри естествознания» речь идет о психологии XIX в., и прежде всего о развитии экспериментальной психологии. Авторы указывают, что естественнонаучный путь развития психологии заложил основу для практического внедрения ее научных разработок в общественную практику. Это существенный момент «трилогии» истории психологии. Именно этот путь позволил доказать как перспективность диалектико-материалистического подхода в решении проблем самой психологической науки, так и полезность ее для общественной практики.

Сжато и даже схематично авторы излагают отечественную психологию XVIIXIX вв. XIX век представлен по сути только революционерами-демократами, психологические взгляды которых многократно освещались в монографиях и диссертационных работах по общепринятой правильной схеме. В пособии совсем не упоминаются психологические труды деятелей Киево-Могилянской академии, крупнейшего отечественного мыслителя Г.С. Сковороды.

В целом рецензируемые пособия Е.С. Кузьмина и В.А. Якунина полезны не только студентам-психологам, но и историкам психологии.