Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

52

 

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

 

О.М. ДЬЯЧЕНКО

 

Проблема развития воображения дошкольника до сих пор является весьма дискуссионной. При рассмотрении сущности воображения можно согласиться с Э.В. Ильенковым в том, что она заключается в умении «схватывать» целое раньше части, в умении на основе отдельного намека, тенденции строить целостный образ [10]. При этом в развитой форме такое умение позволяет познавать обобщенные связи и закономерности объективного мира и выражать их в специфических символических формах [11]. Отличительной особенностью воображения является, по справедливому выражению С.Л. Рубинштейна, своеобразный «отлет от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются и перестраиваются имеющиеся представления, что характерно для функционирования внутреннего плана действий. Одним из основных вопросов при рассмотрении развития воображения является, на наш взгляд, вопрос о специфике средств, которые использует ребенок при создании продуктов воображения. Поставленная Л.С. Выготским проблема развития любой психической функции человека как опосредствованной встает, на наш взгляд, и при изучении воображения. Л.С. Выготский писал, что суть такого развития состоит

 

53

 

в овладении субъектом средствами, которые перестраивают, структурируют не окружающую действительность, а сами психические функции, и основным таким средством является знак [4].

В более поздних психологических исследованиях (в основном это работы, выполненные под руководством А.В. Запорожца) было показано, что в процессе развития в качестве средства для ребенка могут выступать и особые типы структурированных образов (например, сенсорные эталоны, модельные представления). Овладение ими, так же как и овладение знаками, связано с усвоением общечеловеческого опыта [2], [15], [16].

Процесс развития воображения не является исключением, он подчиняется общему закону развития высших психических функций, т.е. воображение должно развиваться путем включения в управление овладением особых средств.

Ранее проведенные нами исследования позволили выделить в процессе функционирования воображения дошкольника два основных этапа: 1) порождение некоторой идеи творческого продукта, 2) создание некоторого плана-замысла реализации этой идеи [8]. Оба эти этапа появляются уже к концу дошкольного детства. Поэтому особенно важно рассмотреть, в чем заключается специфика средств, с помощью которых происходит становление целостного процесса воображения на протяжении всего дошкольного возраста.

Трудность анализа этого процесса, на наш взгляд, заключается в том, что существует два вида и, соответственно, два основных направления в развитии воображения. Условно их можно назвать «аффективное» и «познавательное» воображение. Анализ аффективного воображения можно обнаружить в работах З. Фрейда и его последователей, где указывается, что воображение и творчество являются выражением бессознательных конфликтов, которые прямо связаны с развитием врожденных тенденций. З. Фрейд писал, что эффект творческого поведения — это изживание гнетущих эмоций, возникающих в конфликте, до тех пор пока не будет достигнут терпимый уровень [19]. Неофрейдисты также полагали, что основная функция воображения — это защита личности, защита «я», компенсация негативных переживаний, которые порождаются не бессознательными процессами, а предсознательными, фиксирующими социальные конфликты личности [21].

Эти концепции неоднократно подвергались справедливой критике за преувеличение роли биологических тенденций в развитии психики человека. Тем не менее в этих исследованиях было показано, что воображение может выступать в качестве защитного механизма личности, была выделена такая функция воображения, как разрешение возникшего противоречия во взаимодействии «я» и среды. Причем защита «я» может осуществляться двумя путями: через овладение субъектом своими переживаниями при отыгрывании, выражение их в творческих продуктах и через построение идеального «я», идеальной ситуации, компенсирующей реальный неуспех.

Другое направление в развитии воображения — исследования Ж. Пиаже «познавательного» воображения [22]. В них воображение связывалось с развитием символической функции у ребенка и рассматривалось как особая форма репрезентативного мышления, позволяющего предвосхищать изменения действительности.

Некоторые исследователи пытались слить эти два направления развития воображения и говорить об аффективном характере этого процесса. Так, еще Т. Рибо [17] указывал на рядоположенность в воображении интеллектуальных и эмоциональных факторов. Л.С. Выготский в своих исследованиях первоначально подчеркивал аффективный характер воображения: «Деятельность воображения представляет собой разряд аффектов» [5; 69], а в более поздних работах вслед за Т. Рибо указывал на единство эмоциональных и интеллектуальных компонентов [3].

Мы предположили, что два основных вида воображения (аффективное и познавательное) сосуществуют в развитии ребенка, имеют разные задачи и разные тенденции в реализации. Для проверки

 

54

 

нашего предположения нами была разработана методика «Куклы», основанная на данных Е.М. Гаспаровой о развитии режиссерских игр у дошкольников [6]. Материалом методики были пять деревянных кукол: три большие и две маленькие. Каждая кукла представляла собой незакрашенный цилиндр-туловище с шариком-головкой. Ребенку давались куклы и предлагалось придумать, кто они и поиграть с ними, как он хочет. Эксперимент проводился индивидуально. В нем приняли участие 76 детей: 20 — из младшей группы, 20 — из средней, 20 — из старшей и 16 — из подготовительной. Полученные результаты показали, что действительно можно выделить два вида воображения: аффективное и познавательное.

Основная задача познавательного воображения — это специфическое отражение объективного мира, преодоление возникших противоречий в представлениях ребенка о действительности, достраивание и уточнение целостной картины мира. С помощью воображения дети могут либо творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, либо, отталкиваясь от отдельных впечатлений действительности, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективное воображение возникает в ситуациях противоречия, складывающегося у ребенка образа «я» реальности и является в таких случаях одним из механизмов его построения. При этом, с одной стороны, воображение может выполнять регулирующую функцию в процессе усвоения норм и смыслов социального поведения. С другой — выступать в качестве защитного механизма личности. Защита может осуществляться двумя основными путями: во-первых, через многократную вариативную репрезентацию травмирующих воздействий, в процессе которой могут находиться способы разрешения конфликтных ситуаций; во-вторых, через создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию.

Полученные результаты обнаружили, что во всех возрастных группах можно найти детей с преобладанием либо познавательного, либо аффективного воображения. Как же происходит развитие этих двух видов воображения и становление воображения как высшей психической функции? При анализе этого вопроса мы основывались на двух видах данных: 1) результатах обследования более 300 детей от трех до семи лет, полученных в процессе работы психологической консультации при лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР; 2) результатах экспериментальной работы, направленной на выявление специфики выполнения заданий на воображение и возможностей активизации воображения у детей дошкольного возраста (более 250 детей от трех до семи лет).

Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5—3 годам. В этом возрасте как раз и происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда — направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения — обращение к предметам-заместителям [18], [20]. С другой — выделение своего личного «я», переживание своей отделенности от окружающего мира [1], [13].

Данные нашего исследования показывают, что уже в этом возрасте можно четко выделить два типа воображения, о которых мы говорили. Это познавательное воображение, обнаруживаемое в тех ситуациях, когда ребенок с помощью кукол разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты (кормление детей в детском саду или дома, укладывание их спать, прогулка и т. п), и аффективное воображение, проявляемое при проигрывании ребенком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляли моменты, связанные в основном с переживанием страха: угроза, прятание, избегание или неизбегание угрозы (милиционер, или волк, или Баба-Яга подстерегают непослушных

 

55

 

детей и забирают или не забирают их).

Подобный материал дает работа психологической консультации, где с помощью различных методик, беседы с ребенком и родителями выявляются те моменты его игр и, соответственно, воображения, которые практически невозможно наблюдать в детском саду из-за специфики отношений воспитателя с детьми, культуры предметной игры, которая задается детям этого возраста. Однако режиссерская игра, которая была выявлена в исследовании Е.М. Гаспаровой, широко проявляется в домашних условиях и очень, часто связана именно с аффективным воображением. В том случае, когда родители дома играют с ребенком, ребенок организует именно ту игру, которая соответствует изживанию его аффектов.

Так, мальчик трех лет все время просит разыгрывать с ним сказку «Три поросенка», где наиболее значимыми и отыгрываемыми моментами становятся сцены появления волка и убегания от него. Родители девочки (3,3 г) на вопрос о предполагаемом наличии страхов отвечают, что она у них очень смелая, ничего не боится, все время играет в Бабу-Ягу и волка. Подобных примеров можно привести множество. Важно, что здесь выступает основная задача аффективного воображения: защита личности, защита своего «я» от возникших отрицательных переживаний. При этом в описанных случаях такая защита реализуется путем их отыгрывания, нахождения в игре способов разрешения конфликтных ситуаций.

Отметим, что, вероятно, именно аффективное воображение связано с самого начала с использованием символов. В отличие от положительных эмоций, связанных в сознании ребенка с конкретными событиями действительности, источник негативных переживаний по ряду причин ребенком не осознается, что ведет к использованию символов для выражения своих отрицательных переживаний. Первоначально эти символы заимствуются детьми (Баба-Яга, Змей Горыныч и т.п.), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик).

Второй тип защиты личности с помощью воображения — это создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию. Перефразируя известное выражение относительно детского аутизма о том, что нет такого ребенка, который предпочел бы воображаемое яблоко реальному, можно, наверное, сказать, что нет такого ребенка, который не предпочел бы воображаемое яблоко никакому. В случае угрозы образу «я» ребенок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности. С этим механизмом связаны рассказы-фантазии детей о том, что они самые сильные, что они кого-то самого сильного в группе победили и т.п.

Как мы уже говорили, процесс воображения включает в себя два этапа: 1) порождение идеи, 2) составление плана ее реализации. Процесс порождения идеи как симультанный процесс преобразования информации связан, прежде всего с переструктурированием образов (слово также включается в этот процесс). В нашем исследовании было показано, что для развития воображения решающими факторами оказываются многоконтекстность использования слова и широта содержания каждого контекста. При наличии таких факторов слово не имеет фиксированного содержания, а позволяет гибко манипулировать с ним.

Относительно процесса порождения плана реализации идеи можно полагать, что планирование, являясь сукцессивным процессом, связано, прежде всего, с планирующей функцией речи [12]. Однако, так же как речевые процессы включаются в этап порождения идеи продукта воображения, образные процессы могут включаться в планирование целостного продукта. План может быть представлен как цепочка образов, моделирующая основное содержание [16]. С возможностью планирования у ребенка прямо связан уровень

 

56

 

умения создавать целостные произведения.

Есть основания полагать, что на описываемом этапе (2,5—3 года) специфической особенностью использования образа при порождении идеи воображаемого продукта является построение этого образа действием «опредмечивания». Отдельные впечатления от действительности достраиваются до некоторого предметного целого, причем занимают в этом целом центральное положение. Например, при дорисовывании неопределенных изображений дети превращают квадрат в дом, телевизор, будку для собачки и т.п. Поскольку опыт детей этого возраста чрезвычайно вариативен (отсутствие стабильной общей деятельности), их образы могут отличаться значительной оригинальностью [7]. «Опредмеченный» образ становится первой ступенью в овладении средствами воображения как высшей психической функции, так как возможность его использования позволяет ребенку направлять свое воображение на решение стоящей перед ним задачи.

Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение «творит» только идею, а ее сукцессивное разворачивание обычно лишь воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью. Предложение заранее составить план деятельности, а потом действовать по нему нередко приводило к разрушению деятельности, переходу на низшую ступень или отказу от нее. Так, в эксперименте с дорисовыванием неоконченных изображений детей младшей группы просили сначала рассказать, что они нарисуют, а потом уже рисовать. Оказалось, что практически все дети, успешно выполнявшие задание на дорисовывание без предварительного планирования, или отказались от нового задания, или спустились на более низкий уровень его выполнения (изображение геометрических фигур или рисование рядом с фигурой-эталоном).

Второй этап в развитии воображения — возраст 4—5 лет. В этом возрасте ребенок нацелен на усвоение норм, прежде всего социальных, а также правил и образцов деятельности. Взрослые, чувствуя новые возможности ребенка, ведут его обучение и воспитание в основном через образцы, которым ребенок должен следовать.

Частично с общей направленностью детей этого возраста, частично с особенностями педагогических воздействий связано то, что уровень творческого воображения в этом возрасте снижается. Это было выявлено и в нашем экспериментальном исследовании [7], и в исследовании Е. М. Гаспаровой, которая указывает на трудность возникновения мнимой ситуации в этом возрасте. В ее эксперименте именно дети 4—5 лет отказывались от режиссерской игры с кубиками, на которых нарисованы лица, мотивируя свой отказ тем, что из кубиков можно только строить, они в саду из кубиков строят.

В этом возрасте, по данным работы психологической консультации, у здоровых детей снижается частота возникновения устойчивых страхов и обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием им реальной травмы. Например, мальчик пяти лет после перенесенной им операции в течение месяца «оперировал» своего игрушечного медвежонка, проигрывая варианты наиболее травмировавших его моментов (наркоз, снятие швов и т.п.). Устойчивые внутренние конфликты чаще всего проявляются в построении элементарных замещающих воображаемых ситуаций: дети начинают придумывать истории про плохого мальчика, который вместо них делает все шалости, выдумывают себе друзей и т.п.

Познавательное воображение ребенка связано с бурным развитием в этом возрасте ролевой игры, рисования, конструирования. Но оно носит при этом без специального руководства в основном воспроизводящий характер, так как ребенок 4—5 лет нацелен на следование образцам. Отклонения от образцов в процессе овладения ими возможны, но они носят обыгрывающий, часто случайный, ненаправленный характер. Особенности использования образа при порождении идеи продуктов воображения состоят в том, что образ, как и у

 

57

 

более младших детей, строится путем использования действий «опредмечивания», но затем уже дополняется разнообразными деталями. Слово может включаться в этот процесс, вызывая или фиксируя стоящую за ним цепочку представлений или обобщений.

К 4—5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат и затем планирует следующий шаг. Это проявилось в наших экспериментах на дорисовывание, когда ребенка просили сначала рассказать, что он нарисует, а затем уже рисовать. Если в младшем возрасте такое предложение, как правило, разрушало деятельность, то с 4—5 лет дети переходят к ступенчатому планированию. Дети называют один шаг своего плана (например: «я здесь нарисую домик»), довольно точно реализуют его (обычно дают схематическое изображение домика), а потом, увидев результат, начинают от него пошагово выстраивать цепочку преобразований (дополняют изображение деталями, рисуют рядом что-нибудь еще и т.п.). Иногда такое ступенчатое планирование отражается в громкой речи ребенка: «Нарисую домик», — «А теперь трубу и окошечки», затем — «Рядом с домиком девочку нарисую» и т.п.

Возможность ступенчатого планирования приводит детей к возможности направленного словесного творчества, когда ребенок сочиняет сказку, нанизывая события одно за другим. Но чаще всего ребенок берет за основу план-схему знакомой сказки, модифицируя сами содержательные моменты (например, заяц и лиса строят избушки не лубяную и ледяную, а из кирпичей и снега и т.п.).

Третий этап в развитии воображения дошкольника — возраст 6—7 лет. В этом возрасте ребенок уже усваивает основные образцы поведения и деятельностей и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения.

Аффективное воображение ребенка направлено, с одной стороны, как и в предыдущем возрасте, на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. С другой стороны, в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают обычно существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. Возможности для этого создает и развитие умения действовать в образном плане, развитие интериоризованного воображения. Так, В.С. Мухина описывала игру своего сына, когда он молча в течение часа лежал среди расставленных игрушек, а на вопрос о том, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают [13]. Творчество ребенка, особенно в этом возрасте, часто носит проективный характер, символизирует устойчивые переживания. Например, в консультационном обследовании мальчик шести лет, воспитывающийся в ситуации гиперопеки, при выполнении задания на рисование выдуманного животного рисует Змея Горыныча с шипами на голове. На вопрос экспериментатора о назначении шипов мальчик отвечает, что это Змей Горыныч отрастил себе, чтобы ему на голову не садились.

Познавательное воображение в этом возрасте претерпевает качественные изменения. Дети шести лет в своих произведениях не просто передают переработанные впечатления, но и начинают направленно искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов прямо связаны с особенностями обучения ребенка, прежде всего с овладением им на протяжении дошкольного детства культурой игры и элементами художественного творчества. Возможность выбора проявляется не только в подборе адекватных приемов реализации продуктов воображения, передачи идеи, но и в поиске самой идеи, замысла.

В этом возрасте появляется новая

 

58

 

возможность использования образа при выполнении заданий на воображение. Целостный образ начинает строиться способом «включение»: он по-прежнему создается на основе отдельного элемента действительности, но этот элемент начинает занимать не центральное, а второстепенное место, становится отдельной деталью образа воображения. Например, при дорисовывании неоконченных изображений тот же квадрат превращается в кирпич, который поднимает подъемный кран [7]. Возможности использования при создании идей продуктов воображения именно так построенного образа обеспечивают многовариантность решения задач, что и перестраивает, направляет процесс воображения в сторону поиска, выбора оптимального решения. Совершенно очевидно, что такой поиск присутствует и в развитом творческом процессе взрослого человека. Слово может успешно включаться в процесс порождения оригинальной идеи в том случае, когда за ним не стоит жестко определенное представление или узкий круг обобщений.

Здесь также впервые появляется целостное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения (в случае воображения — план разворачивания идеи произведения) и последовательно реализовывать его, нередко корректируя по ходу выполнения. В этом возрасте, выполняя задание на дорисовывание с предшествующим речевым планированием, дети часто дают полный многошаговый план произведения. Например: «Я здесь нарисую домик, около домика — сад, а девочка ходит и цветы собирает» или: «Я нарисую Новый год. Елка стоит, рядом Дед Мороз и Снегурочка, а под елкой мешок с подарками». Практически все дети этого возраста точно реализуют свои замыслы, обычно дополняя их в процессе исполнения разнообразными деталями.

Последний вопрос, на котором хотелось бы остановиться,— это вопрос о педагогике развития воображения. Описанные здесь этапы развития воображения как опосредствованной функции представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые естественных условиях реализуются, сожалению, меньшинством детей (примерно 1/5 частью детей каждого возраста).

Без специального руководства развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы. Аффективное воображение без достаточного, обычно стихийно возникающего изживания травм может приводить к патологическим застойным переживаниям (навязчивые страхи, тревожность) или же вести ребенка к полной аутизации, к созданию замещающей воображаемой жизни, а не реальных творческих продуктов. Познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию, так как его функционирование, как те справедливо отмечает А.В. Петровский, связано с теми ситуациями, неопределенность которых весьма велика [14]. Установка же обучения на определенность знаний, получаемых ребенком, однозначность его ответов на все вопросы, усвоение готовых схем преобразования действительности ведут к снижению роли воображения, а затем практически к полному его исчезновению у многих детей в системе школьного обучения.

Культура эмоциональной жизни (умение сопереживать, сочувствовать, вчувствоваться в ситуацию), так же как и овладение различными другими элементами общечеловеческой культуры (знание определенных содержаний, овладение элементами приемов выполнения различных видов деятельности), являются лишь необходимыми условиями полноценного развития воображения ребенка.

Одна из основных линий педагогики воображения должна быть направлена на овладение ребенком, независимо от конкретного материала, основными средствами, перестраивающими функцию воображения и направляющими ее на создание целостных творческих продуктов, решение реальных творческих задач. Основными средствами построения целостного продукта воображения являются, на наш взгляд, образы, построенные различными способами, и значения слов, включенные в различные

 

59

 

контексты и относящиеся к достаточно широкому содержанию, а также планы создания целостных продуктов воображения, порождаемые и фиксируемые прежде всего в речевой деятельности ребенка или в виде образа-модели будущего произведения. Овладение такими средствами, как справедливо указывает Э.В. Ильенков [10], может идти через взаимодействие с теми предметами общечеловеческой культуры, которые созданы силой воображения, а также через развитие символической функции в различных видах детской деятельности, которыми ребенок овладевает с помощью взрослого, передающего ему формы и способы «означения» действительности.

Отметим также, что сама по себе практика решения задач на воображение вызывает существенные изменения в личности ребенка, позволяя ему открыто реализовывать свои аффективные и познавательные тенденции. При правильном педагогическом руководстве эти тенденции могут сливаться и воплощаться в реальных творческих продуктах. Поддержка и гибкая оценка продуктов воображения ребенка задают направленность на социально значимую самореализацию и открывают позитивные возможности для развития полноценной творческой деятельности.

 

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. 422 с.

2. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. М., 1969. 365 с.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1967. 93 с.

4. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М., 1983. 368 с.

5. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1968. 276 с.

6. Гаспарова Е. М. Психологические особенности смены содержания игровой деятельности на рубеже раннего и дошкольного возраста: Автореф. канд. дис. М., 1985. 25 с.

7. Дьяченко О. М., Кириллова А. И. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста // Вопр. психол. 1980. № 2. С. 107—114.

8. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников // Вопр. психол. 1987. № 1. С. 44—51.

9. Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. Л., 1982.

10. Ильенков Э. В. Искусство и коммунистический идеал. М., 1984. 349 с.

11. Лифшиц М. Мифология древняя и современная. М., 1980. 582 с.

12. Лурия А. Р. Язык и сознание. М., 1979. 320 с.

13. Мухина В. С. Детская психология. М., 1985. 272 с.

14. Общая психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1976. 479 с.

15. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. М., 1977. 272 с.

16. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Под ред. Л.А. Венгера. М., 1986. 224 с.

17. Рибо Т. Творческое воображение. 1901.

18. Слободчиков В. И. Психологические Проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психол. 1986. № 6. С. 14—22.

19. Фрейд З. Леонардо да Винчи. М., 1912.

20. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1978. 304 с.

21. Ноrпеу К. Our Inner conflicts. N. Y., 1966.

22. Piaget J. La formation du symbole chez 1'enfant. Neuchatel, Delachaux et Niestle, 1945. 308 p.

 

Поступила в редакцию 18.IV 1988 г.