Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

182

 

III ЕВРОПЕЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ

 

М.С. ЕГОРОВА, В.В. СЕМЕНОВ, С.Ю. СТЕПАНОВ, Е.В. ЩЕДРИНА

Москва

 

С 15 по 19 июня 1988 г. в Будапеште (ВНР) проводилась III Европейская конференция по психологии развития1. Ее особенностью, в сравнении с первыми двумя подобными конференциями (которые проходили в 1984 г. в Нидерландах и в 1986 г. в Италии), было то, что в ней впервые приняли участие советские психологи.

Программа конференции была весьма насыщенной, однако выбранные ее организаторами (Международным обществом по изучению развития поведения, Венгерской психологической ассоциацией и Будапештским университетом) эффективные формы работы позволили рассмотреть все множество запланированных для обсуждения проблем. К перспективным формам работы следует отнести прежде всего стендовые доклады — здесь они представляли основную массу информации. Собственно, работа отдельных секций проходила в форме личного обсуждения с авторами их стендовых докладов.

В отличие от устных докладов, которые представляют собой основную форму работы на наших отечественных конференциях, симпозиумах и съездах, стендовые доклады

 

183

 

позволяют значительно сократить время на ознакомление с каждым из них да и общее время работы всей конференции. За день экспозиции стендовых докладов, размещенные в нескольких помещениях одновременно, трижды менялись. Имевшаяся в распоряжении участников конференции множительная техника позволяла авторам представлять их материалы в удобном для чтения с расстояния виде.

Другой интересной формой работы были своеобразные коллоквиумы, на которых под руководством того или иного специалиста по конкретной проблеме на материале стендовых докладов выделялись и обсуждались ключевые для данной проблемы вопросы. Коллоквиумы и завершали работу секций.

Традиционные же формы работы конференции ограничились лекциями. С ними выступили: В.В. Рубцов (СССР), К. Форрей (ВНР) и X. Папоушек (ФРГ).

Так как весь объем информации, представленной на 34 секциях, невозможно изложить в кратком сообщении, то мы условно разбили секции на четыре направления. Треть всех сообщений так или иначе касалась социально-психологической проблематики. В рамках этого направления обсуждались самые разнообразные проблемы — от взаимодействия между младенцами до ценностей, касающихся работы и карьеры у взрослых людей.

На одной из секций рассматривались ценностные ориентации молодых людей с плохой социальной адаптацией. Результаты этих исследований отражают кризис ценностей, возникший в настоящее время в Европе и влияющий на мироощущение прежде всего молодых людей. Обсуждались различные проявления этого кризиса в целом и в отдельных странах.

Несколько секций были посвящены взаимоотношениям между членами семьи, а также влиянию на развитие ребенка таких параметров семьи, как родительские установки и поведение, климат в семье, социальное и экономическое положение семьи, взаимодействие между семьей и другими микросистемами (школа, больница), структура семьи. Подробно освещалось влияние всех аспектов родительского поведения (когнитивных, поведенческих и эмоциональных) на развитие ребенка. Во всех культурах родители выполняют по крайней мере три задачи: они обеспечивают общий уход за ребенком, передают ему культуру, осуществляют эмоциональную поддержку ребенка. Однако вопрос о том, насколько взаимосвязаны умения быть хорошим родителем и хорошим учителем, остается открытым. На стендах были представлены исследования, показывающие, что эти две характеристики могут быть независимыми. На данной конференции впервые обсуждалась роль бабушек и дедушек в семье и обществе, исследовались их взаимоотношения со своими детьми и внуками в семье из трех поколений.

Отдельная секция была посвящена различным формам организации воспитания детей в дошкольных детских учреждениях. Если раньше исследователи занимались исключительно сравнением воспитания, полученного детьми в яслях и детских садах, с одной стороны, и в семье, с другой, то теперь основное внимание уделяется разнице в подходах к воспитанию в различных дошкольных учреждениях внутри страны, а также в разных странах, особенно различающихся своими социальными и идеологическими системами.

В нескольких докладах рассматривалось социальное взаимодействие между младенцами, а также между младенцами и взрослыми в течение первых двух лет жизни; показано, что такое взаимодействие начинается очень рано. Изучались различные формы взаимодействия дошкольников: в диаде при игре, при решении экспериментальных задач, а также в ситуациях: взрослый — ребенок, мать — ребенок, ребенок — ребенок. Участники конференции обсуждали новый подход в исследовании коммуникации между детьми, а также детьми и взрослыми, позволяющий исследовать процесс обмена информацией в экологически валидных ситуациях с достаточным контролем (он дает возможность производить сравнение этих результатов с результатами лабораторных исследований).

На одной из секций с интеракционистских позиций рассматривались проблемы когнитивного развития и развития взаимодействия при решении задач, порождении образов, довербальной и вербальной коммуникации. Анализировались сам процесс овладения тем или иным навыком и собственно результат социального взаимодействия в двух ситуациях: симметричного и асимметричного взаимоотношения. Симметрия / асимметрия рассматривалась при этом как континуум: на одном его конце — явная асимметрия во владении навыками, на другом — взаимоотношения между совсем маленькими детьми, которые одинаково владеют навыком; в последнем случае взаимное продвижение в овладении навыком является результатом непосредственной передачи умения.

Много внимания на конференции уделялось проблеме социализации. Социальное поведение анализируется, как правило, с

 

184

 

двух разных позиций: 1) исходящей из культурной антропологии и социологических традиции (исследуются условия жизни и факторы среды, влияющие на индивида) и 2) исходящей из личностного подхода (исследуются интрапсихологические регуляторные механизмы и структуры, ответственные за поведенческие проявления). В попытке объединить оба эти подхода родилась концепция социализации, которая в качестве самых существенных элементов социальной среды для процесса социализации выделяет семью и другие малые группы (например, группу сверстников).

В качестве отдельного направления работы можно выделить лонгитюдные исследования темперамента и личности. Лонгитюдный подход считается наиболее приемлемым для изучения процессов развития человека, которое определяется сложным взаимодействием индивидуальных, контекстуальных и межличностных факторов. Однако большое разнообразие задач, методов и целей предполагает изолированное изучение таких вопросов, как роль темперамента, эмоциональной организации, социализации личности и компетентности в решении основных задач, возникающих в ходе развития. Это затрудняет сравнение различных лонгитюдных исследований.

На секции, посвященной обсуждению этих проблем, были представлены различные подходы в изучении процессов развития. Так, например, данные наблюдений за развитием детей в течение 15 лет сопоставлялись с данными, полученными с помощью метода срезов. Анализ развития детей в раннем возрасте позволил выделить те переменные, которые играют заметную роль в процессах социализации и влияют на формирование моральных ориентаций, достижения в учебе и социальный статус ребенка.

Изучались объективные характеристики темперамента ребенка, обусловленные влиянием матери. Было показано, что сложности, с которыми сталкиваются дети в возрасте 3,5 лет, не относятся к числу наследственных, а являются результатом недостатка материнского тепла.

Близость взаимоотношений между ребенком и родителем была предметом рассмотрения в нескольких докладах. Показано, что эта характеристика отношений между взрослым и ребенком в младенческом возрасте (от рождения до полутора лет), в значительной степени определяет различия в общительности, эмоциональности и поведении, выявляемые у обследованных детей и в дальнейшем (вплоть до 10-летнего возраста).

В докладах подчеркивалось большое значение социального поощрения в развитии способности детей решать проблемы (в социальной, эмоциональной, когнитивной и мотивационной сферах). Социальная поддержка, в которой выделяются три компонента: аффективный, регуляторный и инструкционный (обучение определенной стратегии при выполнении того или иного задания), обеспечивается прежде всего родителями.

На секции «Лонгитюдные исследования поведенческих проблем» обсуждалось, каким образом освоение нового статуса в процессе развития связано с формированием ценностей. Участники секции говорили о том, что именно знание личностных особенностей в подростковом и юношеском возрастах поможет понять причины таких явлений, как употребление алкоголя и наркотиков, достигающее в этих возрастах максимальной величины, по сравнению с другими периодами жизни.

Секция «Исследование смысла на протяжении жизни человека» затронула экзистенциальные проблемы, связанные с повышением личной ответственности, развитием собственной идентичности, развитием потенциалов человека.

Особо следует выделить такое направление работы конференции, как обсуждение методологических и теоретических вопросов когнитивного развития и, в частности, одаренности. Этому был посвящен ряд секций и дискуссий по материалам стендовых докладов. Так, обсуждался один из фундаментальных вопросов психологии развития: почему имеют место специфические изменения и переходные периоды в процессе развития? Были выделены два типа ответов. Концептуальный тип позволяет описать систему фаз, или стадий и объяснить переходы с помощью теоретического выявления особых механизмов и их специфического места в структуре развития. Другой тип ответов, опирающийся на эмпирические основания, требует «реального» объяснения, т. е. определения с помощью конкретных исследований внутренних и внешних факторов, лежащих в основе изменений развития.

Эмпирическое изучение процессов развития неизбежно ставит вопрос о валидности используемых методов. С изменчивостью — центральным понятием психологии развития — вступают в противоречие традиционные модели, используемые для оценки валидности (которые трактуют изменения как ошибки вариативности). Какими же должны быть критерии валидности в возрастной психологии? Этот вопрос стал предметом обсуждения на одной из секций, целью

 

185

 

участников которой было, скорее, привлечь внимание к этой проблеме, чем дать готовые рецепты ее решения. В сообщениях рассматривались проблемы диагностики валидности в разных областях психологии развития, был дан исторический обзор теорий валидности.

Большой интерес вызвала секция «Структурные изменения в развитии (методология развития)». Связи между несколькими переменными при исследовании развития часто рассматриваются как системы взаимодействия. При сохранении уровня этих связей на протяжении какого-либо времени можно говорить об отсутствии изменений. Изменения же могут быть двух типов: изменения уровня связей при сохранении структуры взаимовлияний и изменения самой структуры (как, например, в случае процессов интеграции и дифференциации интеллекта). Показано, что существуют параллели между количественно-структурным подходом и моделями качественных изменений. В докладах анализировалась продуктивность диагностики структурных изменений, в частности, для изучения индивидуальных различий и для целей личностно-ориентированного подхода.

На конференции были также затронуты вопросы влияния реального образования на процессы развития. Так, было подчеркнуто требование к современным системам образования максимально развивать когнитивные возможности учащихся. Это требование было подкреплено широким спектром представленных исследований как спонтанного когнитивного развития, так и специально организованного, его стадий, факторов, которые детерминируют скорость и конечный уровень, достигаемый детьми к концу, например, юношеского возраста.

На других секциях обсуждались более конкретные проблемы когнитивного развития. Затрагивались различные аспекты приобретения детьми так называемого здравого смысла. Рассматривались предпосылки появления в сознании ребенка, начинающего ходить, «теории» о том, как достигать цель, а также пути изучения понимания 4—6-летними детьми того, как люди получают знания с помощью восприятия и умозаключения. Обсуждались способности детей отличать реальность от берущихся на веру и воображаемых сущностей (например, того, что исходит от волшебников или колдунов). Некоторые другие конкретные направления исследований нашли свое освещение в рамках специально организованных дискуссий на материале стендовых докладов, посвященных темам развития «я-концепции», влияния взаимоотношений между родителями и детьми на когнитивное развитие, выявления особенностей становления логического мышления у детей и т.д. и т.п.

На конференции состоялось обсуждение основных аспектов развития чтения, речи и письма. В частности, внимание участников было сосредоточено на лексических аспектах языка и дискурсивных процессов, а также на процессах вывода и умозаключений детей при чтении различных текстов. Затрагивались вопросы специфики письменных и устных, немедленных и отсроченных отчетов, а также отчетов детей, рассуждающих активно, т. е. обосновывающих свои суждения, и тех, кто включен в диалог пассивно, т. е. только в качестве слушателя. Были обсуждены и аспекты развития лингвистических структур речи у детей. Особое внимание в докладах уделялось металингвистическому, рефлексивному измерению, которое является регулятором контроля и сознавания при чтении, устном и письменном продуцировании и понимании языка и речи.

На конференции активно обсуждались вопросы развития творчества, способностей, выявления одаренности и т. п. Были представлены достижения, охватывающие новации как в исходных представлениях, так и в прикладных эмпирических исследованиях. Ряд докладчиков сделали обзор литературы, касающейся различных аспектов развития одаренности. На обсуждение выносились проекты исследований активности одаренной молодежи во время досуга. Важным моментом в дискуссии было акцентирование взаимозависимости личностных, интеллектуальных и социальных факторов развития творчества. В частности, в одном сообщении было подчеркнуто, что неправильно организованное социальное взаимодействие снижает любознательность и исследовательское поведение маленьких детей. Специальное направление дискуссии было связано с методическими проблемами идентификации, диагностики и типологизации одаренности, таланта и творческих способностей.

Подобные же проблемы были в центре внимания участников работы секции по развитию изобразительного творчества. Было подчеркнуто, что вопросы порождения и развития детского искусства, когнитивные и экспрессивные аспекты графического самовыражения широко изучаются параллельно психологами и педагогами. Две эти группы специалистов в процессе обсуждения вскрывали и взаимодополняли основополагающие понятия о стадиях развития, природе художественного таланта, роли

 

186

 

универсальных, культурных и индивидуальных факторов в формировании изобразительного языка, путях воспитания творчества и способности понимать знаки, символы и образы. Большое внимание было уделено мало изученной области изобразительных навыков и способностей, а также проблеме взаимопроникновения и взаимоотношения художественных культур. Вопросам взаимосвязи когнитивного развития и творчества, изучения стратегий и роли рассуждения в решении творческих задач и проблем, а также исследования аспектов развития одаренности были посвящены специальные дискуссионные заседания, проводимые на базе сделанных стендовых докладов.

Секция, посвященная развитию временных представлений, охватывала два типа проблем: представления о порядке событий и об их продолжительности. В докладах представлены данные, полученные на разных возрастах — от младшего дошкольного до пожилого.

Попыткой возбудить интерес коллег к наименее разработанному направлению в исследованиях развития памяти (к многолетним лонгитюдным исследованиям) стала секция «Развитие памяти и перспектива ее исследования на всем жизненном пути человека».

Наконец, в качестве отдельного направления можно выделить доклады, относящиеся к психофизиологическим аспектам исследований по психологии развития.

Для того, чтобы понять детерминанты происходящих в процессе развития изменений нейронной сети, необходимо знать, какова функциональная значимость этих изменений и, следовательно, необходимы исследования, сопоставляющие психологические изменения с особенностями развития и созревания мозга. Этот вопрос рассматривался на секции «Когнитивная нейрофизиология развития». Обсуждались два типа исследований: основанные на межполушарной асимметрии (изучение мозговой специализации по отношению к разным когнитивным функциям) и на событийно связанных вызванных потенциалах при выполнении простых когнитивных заданий.

Сложность и нелинейность развития детей, рожденных с нейрологическими нарушениями, обсуждалась на секции «Предсказание последствий развития детей, рожденных с факторами риска». В докладах показано, что наличие факторов биологического риска еще не позволяет сделать прямого прогноза относительно процесса развития ребенка.

Некоторые секции, состоявшиеся на конференции, представляли собой по тематике логическое продолжение конференций и встреч, проведенных Европейской ассоциацией развития в предыдущие годы. Таким образом, обеспечивается консолидация рабочих групп исследователей, занимающихся сходной проблематикой в разных странах.

Следующая Европейская конференция по психологии развития должна состояться через два года в Финляндии.



1 Материалы конференции отражены в сборнике тезисов: Third European conference on developmental psychology: Abstracts /Ed. by М. Kalman еt al. Budapest, 1988. 488 p.