Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

172

 

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ МОТИВАЦИИ

 

А.М. ЭТКИНД

Ленинград

 

Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М.: Изд-во МГУ, 1986. 207 с.

 

Общепризнанно, что мотивация является одним из самых трудных при анализе понятий современной психологии. Состояние дел в этой области тем менее удовлетворяет, что прикладные аспекты именно этой проблемы вышли сегодня на первый план по своей практической значимости и представленности в общественном сознании.

Книга В.К. Вилюнаса является теоретическим и, несмотря на свой небольшой размер, фундаментальным исследованием психологических проблем мотивации. Основным методологическим инструментом автора является эволюционный подход, и речь в книге идет преимущественно о механизмах развития биологического уровня мотивации. Этот подход не был особенно популярен в нашей психологии, хотя ее классики — А.Н. Леонтьев, например, или Б.Ф. Поршнев — пользовались им серьезно и целенаправленно. В.К. Вилюнас убежден в том, что без анализа низших уровней мотивации «очень трудно, если вообще возможно», вести содержательные исследования социальных механизмов мотивации человека. Может быть, это мнение является крайним. Но в том, что именно такое исследование может дать реальный фундамент для нетривиальных представлений о мотивации в целом, нужно согласиться с автором.

В.К. Вилюнас одновременно и продолжает ясно узнаваемую в его книге традицию психологической школы Московского университета, и обогащает эту традицию рядом новых концептуальных элементов. Центральной инстанцией, обеспечивающей регуляцию поведения в изменяющейся среде, признается им психический образ среды. Мотивация является особым внутренним аспектом этого образа. Мысль автора последовательна, и, развивая ее, он не опасается придавать своим выводам ясность даже тогда, когда они расходятся с общепринятыми мнениями. Например, понятие психического субъекта В.К. Вилюнас характеризует как гипотезу, в которой он в рамках данного анализа не видит необходимости (напомним, речь идет в основном — хотя и не только — о биологической мотивации).

Подобный же путь — выявление, тщательный анализ и последовательное развитие научной традиции — проходит автор и в анализе соотношений потребностей, мотивации и эмоций. Эмоции трактуются как репрезентирующий потребности механизм пристрастного отражения и до предела сближаются с влечениями, желаниями и даже волевыми импульсами. Автор специально исследует правомерность такого обобщения, признавая, что здесь у него мало предшественников и союзников. Однако определение эмоций как субъективной формы существования мотивации, безусловно, распутывает некоторые ставшие уже привычными теоретические клубки, позволяя отказаться от избыточного в трактовке мотивов и эмоций «удвоения сущностей без необходимости». И даже от их утроения, потому что, применяя и дальше бритву Оккама, В.К. Вилюнас доказывает близость этих понятий еще и понятию установки. Проведенный анализ убеждает: мотивация, установка, эмоция — термины весьма близкие по своим эмпирическим референтам, и многочисленные попытки представить самым важным одно из них отражают большей частью вкусовые предпочтения их авторов.

Однако мне кажется, что последовательное сближение и «склеивание» этих понятий в один обобщенный теоретический комплекс разъясняет, но не исчерпывает проблему. Утверждаемое автором единство эмоционально-мотивационной сферы, видимо, может быть далее представлено в виде некоторой

 

173

 

развернутой концептуальной системы, подобной той, которую мы имеет для анализа познавательных процессов.

Во многом нов, а для нашей психологической литературы беспрецедентен проведенный автором анализ инстинктов как эволюционно исходной формы мотивации. По мнению В.К. Вилюнаса, даже в пределах инстинктивных действий поведением руководят внутренние, заданные эмоциональными процессами преобразования отраженного психикой образа среды. Вполне естественно воспринимается дискуссионный еще недавно вывод в том, что инстинктивный уровень мотивации сохраняет огромное значение и у человека.

Конкретно изучая развитие процессов мотивации в онтогенезе, В. К. Вилюнас выделяет общий его механизм, который он называет «мотивационной перестройкой». Под этим понимается способность мотивационных раздражителей изменять мотивационное значение других, как-то связанных с ними стимулов. Этот феномен яснее виден на примере механизмов обусловливания, однако он имеет куда более общее значение. Но здесь, как и в других рассуждениях, В.К. Вилюнас сознательно ограничивает себя этологическим материалом.

Главная задача книги в том, чтобы показать внутреннюю сложность биологического уровня мотивации и, даже шире, выявить преемственность антропогенеза как эволюционного процесса, использующего старые биологические закономерности мотивации в новых, человеческих целях. Такой подход имеет широкие методологические перспективы, и потому анализ то и дело выходит на высшие, биосоциальные уровни мотивации. Выходит — и часто останавливается. Кажется уместным и прямо-таки напрашивается дальнейшее распространение интерпретаций В. К. Вилюнаса на сугубо человеческие проблемы наркологии, сексологии... Однако автор везде избегает эклектики. Привлечение более широкого материала наверняка обогатило бы книгу, сделало бы ее более популярной и общеинтересной, но лишило бы самого яркого ее качества — последовательности.

Лишь сам автор вправе решать, выиграло его исследование от последовательно проводимого им самоограничения или проиграло. Все же надо сказать, что книга трудна для чтения. Иногда трудно избавиться от ощущения, что материал подан в ней более вяло и монологично, чем он того заслуживает. Но и в этом она по-своему интересна. Сегодня, когда перед психологом открывается столько соблазнов, столько проблем кажутся ждущими именно его участия, книга В.К. Вилюнаса поучительна еще и как пример подлинно академического, последовательно научного исследования, взвешенно и строго оценивающего свои возможности.