Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

78

 

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

 

МОТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКИ ШКОЛЬНИКАМИ

 

Л.И. ЗЕМЦОВА, О.Ю. ЕРМОЛAEB

 

Успешное решение задачи всеобщей компьютеризации школьного образования определяется рядом обстоятельств, среди которых особое место занимают психологические факторы, оптимизирующие освоение компьютерных навыков и способствующие повышению общей компьютерной грамотности учащихся в целом. Предметом изучения психологов и педагогов должны являться не только особенности деятельности учащихся при работе с компьютером, но и особенности их мотивационной сферы, личности, профессиональные интересы и склонности, особенности мышления. Среди последних надо указать на развитие алгоритмической культуры мышления, формирование которой связано с овладением такими умственными действиями, как умение ставить задачу, планировать процесс ее решения, предвосхищать результат, умение выбирать наиболее оптимальные или находить совершенно новые, еще неизвестные приемы и способы решения задач на ЭВМ. В свою очередь, овладение операциональной   структурой учебной деятельности предполагает определенный уровень развития мотивационной сферы учащихся.

Анализ деятельности учащихся в процессе работы с компьютером показывает, что для данного обучения характерно формирование специфических мотивов — содержательных и операциональных. Содержательные мотивы определяют отношение учащегося к ЭВМ как средству для решения задач и характеризуют ориентацию учащихся на овладение способами решения задач, а также способами работы на компьютере (операторская работа, приемы редактирования и отладки программ и т.д.).

Операциональные мотивы характеризуют процессуальную часть работы на ЭВМ, показывают степень развития ориентации учащегося на техническую сторону при работе на компьютере. В результате изучения курса информатики у учащихся должна сформироваться «привычка своевременно обращаться к ЭВМ при решении задач из любой области» [3; 11]. Иными словами, содержательные и операциональные мотивы при работе на компьютере должны выступать в тесном, нерасторжимом единстве. Однако уже сейчас наблюдается негативное явление, заключающееся в том, что многие учащиеся рассматривают ЭВМ не как эффективное средство для решения широкого класса задач, а как технически совершенную игрушку. Поэтому необходимо построить учебный процесс на уроках информатики таким образом, чтобы широкие социальные мотивы наряду с содержательными приобретали большую побудительную силу, чем интерес к внешней, процессуальной работе с ЭВМ.

На формирование мотивации учащихся при изучении информатики существенное влияние оказывают содержательная и организационная структура учебного процесса и в наибольшей степени — организация практической работы учащихся за компьютером [4]. В настоящей работе предпринята попытка анализа специфики

 

79

 

потребностно-мотивационной сферы учащихся, формируемой в результате введения в учебный процесс  компьютерных средств, в зависимости от личностных особенностей школьников. В работе проанализированы экспериментальные данные 55 десятиклассников, учащихся школ № 719 и 609 Зеленограда, изучавших курс «Основы информатики и вычислительной техники» в течение двух лет в машинном варианте на базе дисплейных классов и активно использующих ЭВМ на других учебных предметах.

 

МЕТОДИКА

 

В эксперименте анализировались особенности мотивационной сферы учащихся: № 1[1] — общее отношение к учению в целом, № 2 — положительная мотивация к изучению информатики, № 3 — отрицательная мотивация к курсу информатики; особенности мотивов деятельности учащихся при работе с компьютером: № 4 — содержательные мотивы, № 5 — операциональные мотивы, № 6 — профессионально-ориентационные мотивы; а также мотивирующие факторы: № 7 — субъективная оценка трудности курса информатики и № 8 — фактор, описывающий общее восприятие учащимся учителя информатики. Описание методики ранжирования, используемой для выявления особенностей мотивационной сферы учащихся, проведено в работе [4].

Оценка качеств личности школьника производилась с помощью опросника [2], позволяющего оценить по шкале стенов [7] степень выраженности следующих шести качеств личности школьника: трудолюбие (ТРД), общественная активность (ОБА), дисциплинированность (ДИС), ответственность (ОТВ), коллективизм (КОЛ), творческое отношение к труду (ТОТ).

 

РЕЗУЛЬТАТЫ

 

В соответствии с задачами работы был проведен корреляционный анализ экспериментальных данных (табл. 1).

Анализ таблицы показывает прежде всего, что все значимые корреляционные связи имеют положительный знак, т.е. большей степени выраженности какого-либо личностного образования соответствует большая степень выраженности соответствующего показателя мотивационной сферы, что говорит о целостном, гармоническом развитии учащихся в целом.

Качества личности школьника в разной степени взаимосвязаны с системой мотивов и мотивирующих факторов, характеризующих отношение учащихся к информатике. Так, в наибольшей степени с показателями мотивационной сферы учащихся связано такое сложное интегративное личностное образование, как творческое отношение к труду. Затем идет трудолюбие, имеющее пять значимых корреляционных связей, а также две корреляционные связи с мотивом № 6 и мотивирующим фактором № 7. Коллективизм имеет четыре значимые корреляционные связи, остальные качества личности имеют только по две значимые корреляционные связи с различными показателями мотивационной сферы.

Для подтверждения значимости корреляционных соотношений между системой показателей мотивационной сферы и качествами личности учащихся в настоящей работе был проделан групповой анализ данных с использованием t-критерия Стьюдента.

Учащиеся разбивались на три группы с высокой (группа I), средней (группа II) и низкой (группа III) степенью выраженности каждого из анализируемых в работе показателей мотивации. В табл. 2 представлены результаты анализа между двумя крайними группами учащихся, различающимися по степени выраженности показателей № 1, 2, 4 и 8. Выбор показателей мотивационной сферы определялся наличием выраженных корреляционных зависимостей с личностной сферой учащихся, а также значимостью этих показателей в общей структуре мотивации, определяющих интерес учащихся к информатике.

Для всех анализируемых в настоящей

 

80

 

работе качеств личности школьника различия по показателю № 1 (общее отношение к учению) оказались значимыми, т.е. учащиеся с большей выраженностью общей мотивации к учению показывают и большую степень выраженности трудолюбия, ответственности, дисциплинированности и т.д. Это говорит о том, что такой интегративный показатель мотивационной сферы учащихся, как общее отношение к учению, в большой степени носит выраженный личностный характер. В определенной степени это свойственно и показателю № 2 (положительная мотивация к изучению информатики). Как и следовало ожидать, конкретные структурные компоненты мотивационной сферы учащихся при работе с компьютером, например содержательные мотивы (показатель № 4), в меньшей степени определяются личностными особенностями учащихся, а зависят от конкретных условий организации деятельности учащихся, носят деятельностный характер.

Таблица 1

 

Корреляционные соотношения между показателями мотивационной сферы

при изучении информатики и качествами личности школьника

 

Качества личности

Показатели мотивационной сферы

 

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

№ 7

№ 8

ТРД

ОБА

ДИС

ОТВ

КОЛ

ТОТ

420**

450**

280*

230

530 **

410**

320*

—060

040

280*

220

530"

030

080

150

090

110

150

280*

—140

—060

160

110

600***

260*

150

110

190

370**

260*

230

—100

020

200

110 440**

230

440**

280*

090

400**

—010

350**

060

170

340*

400**

470**

Примечание: * р<0,05; ** р<0,01

 

Таблица 2

 

Статистическая оценка различий между средними величинами

показателей качеств личности для двух крайних групп учащихся

 

Показатели мотивационной сферы

Группы учащихся

Качества личности

 

 

ТРД

ОБА

ДИС

ОТВ

КОЛ

ТОТ

 

№ 1

I

III

6,58

5,44

5,52

3,98

5,52

4,52

5,53

4,61

6,43

4,97

5,80

4,76

 

Критерий Стьюдента

 

 

6,21**

5,66**

2,38*

3,33**

7,42**

4,07**

 

№ 2

I

III

6,72

5,84

4,98

5,21

5,33

5,31

5,55

4,68

6,38

5,93

6,05

4,72

 

Критерий Стьюдента

 

 

4,28**

0,81

0,04

3,84**

2,34*

6,09**

 

№ 4

I

III

6,63

5,85

5,09

5,51

5,08

5,45

5,15

4,76

6,30

5,95

6,17

4,75

 

Критерий Стьюдента

 

 

3,32**

1,13

1,40

1,58

1,70

6,00**

 

№ 8

I

III

6,94

5,66

5,41

5,22

5,44

4,97

5,38

4,43

6,52

5,38

5,82

4,62

 

Критерий Стьюдента

 

 

4,53**

0,57

1,53

5,09**

5,74**

6,27**

 

Примечание: р<0,05; ** р<0,01

 

 

Анализ результатов показывает, что

 

81

 

среди выделенных нами личностных качеств имеются такие, которые являются фундаментальными, устойчивыми личностными образованиями. Так, творческое отношение к труду, трудолюбие одинаково ярко проявляются во всех аспектах мотивационной сферы. В то же время общественная активность, дисциплинированность, ответственность, коллективизм не обладают такими характеристиками, а являются коммуникативно опосредствованными качествами, проявление которых зависит от условий организации взаимодействия участников учебного процесса.

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Согласно концепции А.Н. Леонтьева [5], развитие мотивации происходит через изменение и расширение круга деятельностей субъекта. Обучение выступает как особая деятельность, в процессе которой учащиеся не только приобретают новые знания, но и овладевают новыми способами деятельностей, как учебной, так и коммуникативной.

Введение в учебный процесс нового учебного средства — компьютера, активное использование ЭВМ ведут к существенному изменению системы организации учебного процесса, структуры взаимоотношений «учитель — ученик». Так, учитель в значительной степени может быть освобожден от рутинной работы по текущему контролю за эффективностью обучения каждого ученика, компьютер может взять на себя и функцию    дополнительных разъяснений, выдачи ответов на вопросы учащихся. Автоматизируя рутинные операции деятельности учителя, ЭВМ позволяет освободить его от малопроизводительной и трудоемкой работы. Однако возникает вопрос: не обедняется ли процесс воспитания на уроке в связи с передачей отдельных компонентов деятельности учителя компьютеру?

Именно поэтому в целостном учебном процессе, которым должен стать курс информатики, большое значение должно иметь систематическое формирование учителем учебной деятельности школьников, положительной мотивации, активного, действенного и заинтересованного отношения школьников к своему учебному труду. Полученные в настоящем исследовании корреляционные соотношения между общим отношением к учению и степенью выраженности качеств личности школьников подтверждают положение о том, что высокий уровень развития таких социально одобряемых личностных качеств, как трудолюбие, ответственность и т.д., является фундаментом для формирования положительной направленности к учению.

Новый, опосредованный компьютером характер взаимодействия учителя и учащихся обеспечивает возможности развития особых форм активности школьников. Компьютер это не только учебное средство, для учащихся, это и своеобразная, технически совершенная игрушка. Поэтому единство содержательных и операциональных мотивов, необходимое для выполнения подлинно содержательной, учебной работы с помощью компьютера, активизирует проявление познавательной активности учащихся. Так, к учебной работе учащихся с компьютером можно отнести результаты, полученные в исследовании А.М. Матюшкина: познавательная активность в условиях игры у всех учащихся в среднем в 2,5 раза выше по сравнению с ситуациями учебного общения [6].

В содержание понятия «интеллектуальная активность» наряду с интеллектуальными показателями входят и мотивационные [1], которые могут оказывать как тормозящее, так и стимулирующее влияние на проявление интеллектуальной активности. Взаимосвязь показателей мотивации с творческим отношением к труду подтверждают и полученные в настоящем исследовании соотношения между системой мотивов, определяющих отношение учащихся к учению и работе с компьютером.

Творческое отношение к труду в наибольшей степени коррелирует с содержательными мотивами, которые являются одним из основных показателей уровня овладения учебной деятельностью. Это подтверждает правильность неоднократно высказываемой

 

82

 

гипотезы о возможности использования показателей творчества, например интеллектуальной активности (1) как общего показателя для оценки уровня развития учебной деятельности.

Таким образом, введение компьютеров в учебный процесс открывает перед учащимися широкие возможности для проявления творческой инициативы, для активизации творческих потенций, для развития алгоритмической культуры мышления.

В формирующемся у учащихся интересе к изучению информатики немалую роль выполняет возможность непосредственного общения с ЭВМ, в первую очередь влияющая на развитие операциональных мотивов. В настоящей работе операциональные мотивы в наибольшей степени соотносимы с таким личностным качеством, как коллективизм. Видимо, на этом отразилось широкое использование коллективных форм организации работы учащихся при изучении информатики. Организация учения как коллективного взаимодействия, предполагающая возможность распределения деятельности между членами ученического коллектива, создает условия не только для успешного решения поставленных учебных задач (например, разработки алгоритмов) всеми членами группы, но и для формирования коммуникативных мотивов, мотивов содержательного общения. Развитию ориентации учащихся на совместную деятельность способствует и то, что предлагаемый при изучении информатики учебный материал зачастую является слишком сложным для учащихся, а разработанные к настоящему времени учебные пособия не позволяют учащимся самостоятельно разрешать возникающие трудности. Именно поэтому в процессе изучения информатики учащиеся стремятся разрешать свои трудности с помощью товарищей,  в  совместной   работе с ними. В связи с этим для уроков информатики особенно остро стоит проблема использования коллективных форм организации деятельности учащихся.

Выявленная взаимосвязь показателя операциональных мотивов с коллективизмом позволяет предположить, что возможность организации диалога с ЭВМ создает условия для восприятия учащимся компьютера как партнера по общению и эффекты диалога с ЭВМ проявляются не только в индивидуальной деятельности, но и в деятельности совместной, групповой:    «возникают общности нового типа, видоизменяются как формальные, так и неформальные взаимоотношения между людьми» [8; 21].

Взаимосвязь субъективной оценки трудности изучения курса информатики с такими личностными особенностями, как общественная активность, дисциплинированность, коллективизм, по-видимому, не случайна. Анализ учебного процесса, а также наблюдения учителей подтверждают предположение о том, что основной трудностью при изучении курса информатики наряду с недостаточно высокой математической подготовкой учащихся является отсутствие хорошо отработанных навыков самостоятельной работы в процессе обучения. Согласно полученным в настоящем исследовании результатам, учащиеся преодолевают трудности изучения нового учебного предмета не только за счет высокой дисциплины труда, но и на основе коллективных форм взаимодействия.

В настоящем исследовании еще раз подтвердилось известное положение о том, что учитель всегда был и будет центральной фигурой сложного педагогического процесса, поскольку в ходе учебного процесса решаются не только общеобразовательные, но и воспитательные задачи.

Таким образом, формирование мотивации определяется не только содержательной и организационной структурой учебного процесса, но и личностными особенностями учащихся, сформированностью таких базовых качеств, как творческое отношение к труду, трудолюбие, коллективизм и т.д. Поэтому характеристика мотивации, отражающая весь спектр отношений школьника к учебному предмету, имеет важное психолого-педагогическое значение: соотносясь с особенностями личности школьника, она дает представление не

 

83

 

только о содержании, глубине и степени устойчивости взглядов учащихся на учебный предмет, но и позволяет сделать выводы об условиях формирования и о характере новообразований личности учащегося.

 

1. Богоявленская Д. Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопр. психол. 1976. № 4. С. 69—79.

2. Ермолаев О. Ю. Определение уровня трудовой воспитанности   старшеклассников // Вопр. психол. 1986. № 4. С. 14—19.

3. Ершов А. П., Звенигородский Г. А., Первин Ю. А. Школьная информатика (концепция, состояние, перспективы). Новосибирск, 1979. 52 с.

4. Земцова Л. И. Развитие мотивации учащихся при изучении курса «Основы информатики» // Вопр. психол. 1987. № 4. С. 51—55.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

6. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопр. психол. 1982. № 4. С. 5—18.

7. Мельников В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию. М., 1985. 320 с.

8. Тихомиров О. К. Психологическая структура диалога «человек — ЭВМ» // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1984. № 2. С. 17—24.

9. Фельдштейн Д. И. Проблемы формирования личности в свете ленинских идей (к 110-летию со дня рождения В.И. Ленина) // Вопр. психол. 1980. № 5. С. 14—22.

 

Поступила в редакцию 24.Х 1986 г.



[1] Под этими номерами показатели участвуют в дальнейшей статистической обработке экспериментальных данных.