Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

177

 

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

 

ПРОБЛЕМЫ КОМПЛЕКСНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

22—24 февраля 1988 г. в Москве состоялась Всесоюзная конференция «Проблемы комплексного изучения человека», организованная Академией наук СССР и Союзом научных и инженерных обществ СССР. В ее работе приняли участие видные советские ученые, ведущие специалисты в области общественных, естественных и технических наук. В числе участников были также писатели, деятели культуры и искусства, партийные и хозяйственные работники — всего около тысячи человек. Они рассмотрели актуальные проблемы комплексного изучения человека и современное состояние междисциплинарных исследований в этой области, выработали рекомендации.

Конференция продемонстрировала всевозрастающий интерес к проблематике комплексного изучения человека среди специалистов в области общественных, естественных и технических наук. Наметившиеся сдвиги в развитии наук о человеке — это закономерный ответ ученых на происходящую в стране перестройку и обновление всех сторон жизни общества.

Как подчеркивалось в выступлении Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева на февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС, «с каких бы позиций мы ни подходили к определению путей развития нашей экономики, культуры, социальной и духовной жизни, решающим фактором всегда будет сам человек, его политический и интеллектуальный облик, его мастерство, его патриотизм, его интернационализм, его способность к творчеству, его гражданская позиция и активность».

Прошедшая конференция — это начало возрождения всего комплекса научных дисциплин, изучающих человека, существенный шаг на пути эффективного использования имеющегося потенциала советской науки. Однако предстоит еще большая работа по консолидации, организационному объединению, налаживанию новых форм взаимодействия ученых и специалистов, изучающих человека в академической, вузовской и отраслевой науке.

На конференции отмечалось наличие многообразных методов и подходов в науках, изучающих человека, рождение целого ряда новых сфер социальной и психологической практики. И здесь главный тормоз, мешающий развитию и налаживанию взаимодействия,—отсутствие целостных представлений о человеке. Продвигаться вперед в решении этой задачи надо не только путем наращивания суммы знаний в разных отраслях - необходим резкий скачок в методологии междисциплинарных исследований. Участники конференции обратили внимание на необходимость более тесных связей исследований человека с задачами практики, в первую очередь с задачами воспитания, образования и здравоохранения.

Рассмотрев актуальные проблемы комплексного изучения человека и современное состояние междисциплинарных исследований в этой области, конференция считает целесообразным:

1. Для ускорения разработки проблем человека, улучшения координации исследований, внедрения их результатов в практику создать в системе АН СССР Единый межведомственный научный центр по комплексному изучению человека.

2. Просить Государственный комитет СССР по народному образованию, Минздрав СССР и другие Министерства в целях гуманитаризации и гуманизации образования, для улучшения подготовки научных и инженерных кадров:

2.1. усилить внимание к преподаванию наук о человеке: философии, психологии, социологии, экономики, генетики человека, эргономики, экологии человека, этики, эстетики, когитологии, антропологии, демографии, истории культуры и др. в университетах

 

178

 

педагогических, медицинских и технических институтах;

2.2. начать подготовку кадров по междисциплинарному изучению человека — осуществлять обмен студентами между техническими и гуманитарными вузами;

2.3 увеличить прием в аспирантуру и стажировку по проблематике человека научных сотрудников в советских и иностранных учреждениях;

2.4. организовать в ряде высших учебных заведений лаборатории и кафедры, ориентированные на изучение проблем человека —в частности, в Московском институте радиотехники, электроники и автоматики — НИИ по проблемам сознания, в МГУ — кафедру психологии и инженерии знания. Просить Научный совет по комплексному изучению проблем человека подготовить предложения о дальнейшем развитии сети лабораторий и кафедр по этой проблематике;

2.5. просить АН СССР и Государственный комитет СССР по народному образованию рассмотреть вопрос о проведении ежегодной молодежной школы-семинара по проблемам комплексного изучения человека;

2.6. поддержать предложение о создании постоянно действующих семинаров по региональным проблемам человека.

3. Просить АН СССР в научном обеспечении перестройки народного образования сосредоточить усилия ученых на комплексной разработке актуальных проблем формирования личности, непрерывного образования, коммунистического воспитания.

4. Научным учреждениям АН СССР, АПН СССР, АМН СССР, Минздраву СССР, занимающимся изучением человека в различных аспектах, расширить исследования причин возникновения негативных явлений социальной жизни, негативных качеств личности и их проявлений в поведении людей.

Создать при ряде учреждений указанных ведомств консультационные пункты психотерапевтических, психологических, психодиагностических, логопедических и других служб.

5. На базе ведущих научных центров и вузов страны существенно расширить и улучшить подготовку и переподготовку специалистов-практиков в области психологии, социологии, эргономики. Просить законодательные органы оформить запрет на работу в «службах человека» и преподавание соответствующих предметов в школах лицам, не имеющим профессиональной подготовки по соответствующим специальностям.

6. Просить АН СССР и Государственный комитет СССР по народному образованию расширить международное сотрудничество в области изучения человека.

7. Просить Госкомиздат СССР:

7.1. расширить издание монографий по проблемам изучения человека и предусмотреть издание специальной серии книг по различным проблемам человека;

рассмотреть вопрос об издании «Энциклопедии человека»;

8. Научным и популярным журналам расширить публикации по комплексному изучению человека.

9. Редколлегиям журналов «Вопросы философии», «Психологический журнал», «Вопросы психологии», «Физиология человека», «Советская педагогика», «Вопросы экономики», «Вопросы истории» и ряда других журналов открыть рубрику «Комплексные исследования человека».

10. Редакционно-издательскому совету АН СССР рассмотреть вопрос:

10.1. об издании ежегодника «Проблемы комплексного изучения человека»;

10.2. об издании ИНИОНом и ВИНИТИ реферативных выпусков и научных обзоров по проблемам комплексного изучения человека.

11. Просить издательство «Наука» и Издательство политической литературы издать труды Всесоюзной конференции «Проблемы комплексного изучения человека».

Участники конференции призывают всех ученых и специалистов, работающих в различных областях науки и техники, содействовать развертыванию комплексных, междисциплинарных исследований человека, участвовать в их реализации. Необходимо развернуть научное движение по этой проблематике, что несомненно будет способствовать обновлению и перестройке всех сфер социальной жизни нашего общества.