Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

172

 

ГРУППОВАЯ ПСИХОКОРРЕКЦИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

 

Ю.Н. ЕМЕЛЬЯНОВ

 

Ленинград

 

Яценко Т.С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев: Вища школа, 1987. 111с.

 

Улучшение психолого-педагогической и методической подготовки учителей — одна из задач реформы общеобразовательной и профессиональной школы. Между тем формирование кадрового потенциала учителей осуществляется без учета психологической готовности абитуриентов к педагогической деятельности и диагностики их личностных особенностей, способствующих или препятствующих овладению учительской профессией. В результате, среди студентов педвузов оказывается значительное число лиц, нуждающихся в определенном психогигиеническом вмешательстве. В отдельных случаях психодиагностический контроль должен своевременно сориентировать студента на смену профессии, в большинстве — помочь за время учебы преодолеть дефицит психологических умений и развить личностные качества, необходимые для работы с детскими и подростковыми коллективами.

Решению этой проблемы способствует рецензируемая работа Т.С. Яценко. Развивая свои идеи в рамках более широкой задачи активного социально-психологического обучения, автор сосредоточивает внимание на вопросах групповой психокоррекции отдельных личностных особенностей будущих педагогов. Основным препятствием на пути личностного развития автор считает механизм психологической защиты. Т.С. Яценко толкует его несколько шире, чем это принято в ортодоксальной теории психоанализа. По ее мнению, этот механизм «выражает не конфликт социально неприемлемых побуждений с нормами и запретами, налагаемыми обществом, а конфликт между потребностью субъекта следовать этим нормам... и реальными возможностями субъекта» (с. 25). Другими словами, типичной трудностью людей, нуждающихся в психокоррекции, является конфликт идеального и реального «я», связанный с недостаточным развитием способов межличностного общения и на этой основе — нарушением системы отношений к другим и самому себе. Целью психокоррекционного вмешательства в этих случаях становится дезинтеграция непродуктивной личностной структуры с параллельным формированием структуры более высокого уровня развития (с. 70).

Инструментом позитивных преобразований в личности участников группы активного обучения (или, лучше сказать, психокоррекционной группы) выступает вовлеченность в разнообразные конфигурации межличностных отношений, организуемых руководителем группы в ходе проведения занятий. Это в первую очередь создание атмосферы доверия, искренности, поддержки, благожелательности, т.е. гуманизированных взаимоотношений в группе, что обеспечивает ослабление у ее участников психозащитных реакций и стимулирует самораскрытие.

Снятие эго-защиты открывает перед участниками возможность экспериментирования с новыми схемами взаимоотношений и поведенческих проявлений, осуществлять коррекцию своего прошлого эмоционального опыта, учиться принимать точки зрения других людей, формировать у себя чувство контроля над собой и обстоятельствами своей жизни.

 

173

 

К сожалению, в работе мало сказано о конкретных методических средствах как психокоррекционного воздействия, так и коммуникативного обучения, что не позволяет судить о процедурной стороне управления процессами дезинтеграции и интеграции, протекающими на групповом и индивидуальном уровнях.

Весьма важным нам представляется положение автора о том, что само по себе пребывание в группе активного социально-психологического обучения (несомненно, при эффективной ее организации) обогащает участников уникальным опытом доверительного общения, построенного на глубоко демократичных принципах. Открытый контакт между участниками группы позволяет преодолевать шаблоны догматического и рассудочно-эмпирического мышления, восстанавливает права эмоций в интеллектуальной деятельности и их внешнего проявления. Широкое внедрение в практику активного социально-психологического обучения будет способствовать не только обоснованному подбору и подготовке учителей, но и преодолению проявлений авторитарного сознания во всех сферах общественной жизни.