Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

167

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

ПЯТЬ ДЕСЯТИЛЕТИЙ ЛОГОТЕРАПИИ

 

ДЕПОНИРОВАННАЯ СТАТЬЯ

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ МОТИВАЦИИ В ШКОЛЕ

 

Hrabal V., Man F., Pavelkova I. Psychologické otazky motiyace ve škole. Praha: Statni Pedagogické Nakladatelstvi, 1984. 256 s.

 

Книга чехословацких психологов В. Грабала, Ф. Мана и И. Павелковой — первая значительная монография в ЧССР, посвященная мотивационным аспектам учебно-воспитательного процесса. В ней ставятся и обсуждаются три основных вопроса: каковы основные принципы мотивации поведения учащихся? Каковы психологические условия возникновения у учащихся мотивации определенного типа? Каковы условия целенаправленного формирования учителем мотивации учащихся как важного компонента их общеличностного развития.?

Первая часть книги посвящена углубленному анализу общих проблем психологии мотивации поведения, а также подробному рассмотрению таких типов потребностей, как познавательные (потребности в новых впечатлениях, в решении проблем, в целеобразовании), социальные (в аффилиации, в позитивной оценке, в идентификации) и потребности в достижении (в стремлении к успеху, в избегании неуспеха). Поскольку все эти потребности трактуются авторами как вторичные (производные), возникающие в ходе онтогенетического развития, много внимания уделяется описанию условий и факторов их формирования.

Авторы обсуждают и прикладные, психолого-педагогические аспекты типологии потребностей, анализируя различные типы направленности учащихся в зависимости от характера доминирующей в мотивационной сфере потребности. Приводятся подробные психолого-педагогические характеристики учащихся с различными типами направленностей (рецептивная и продуктивная познавательные направленности, аффилиативная и избегающая социальные направленности, направленности на достижение успеха и на избегание неуспеха). Два раздела первой части книги посвящены когнитивным детерминантам поведения учащихся — временной перспективе будущего и процессам каузальной атрибуции.

Во второй части книги анализируются следующие вопросы: взаимодействие «учитель—ученик» как источник мотивации поведения учащихся (образ ученика и ожидания учителя как когнитивные факторы мотивационных процессов); актуализация в процессе обучения различных потребностей учащихся (познавательных, социальных, потребностей в достижении) и их взаимодействие в общем процессе мотивации, поведения учащихся; мотивационные эффекты поощрений и наказаний в учебно-воспитательном процессе; негативные мотивационные состояния (скука, страх), понижающие уровень академических достижений учащихся.

Авторы намечают для учителя три принципиальные возможности актуализации основных потребностей в общей структуре мотивации поведения учащихся: а) актуализация познавательных потребностей и интересов учащихся посредством перестройки содержания процесса обучения, использования на уроках элементов проблемного и наглядного обучения и т. д.; б) актуализация

 

168

 

социальных потребностей учащихся посредством перестройки социально-психологического климата в классе, введения демократического стиля управления учебно-воспитательным процессом, использования различных форм групповой работы учащихся на уроках; в) актуализация оптимального сочетания потребностей в достижении (стремления к успеху и избегания неуспеха) путем совершенствования у учащихся процессов целеобразования и каузальной атрибуции в учебной деятельности.

Третья, заключительная часть книги полностью посвящена описанию и анализу различных программ тренинга мотивации достижения, разработанных Д. МакКлелландом, Р. ДеЧармсом, X. Хекхаузеном, М. Форвергом, Ф. Маном. Авторы рассматривают мотивационные и когнитивные переменные, являющиеся объектом тренинга в каждой из этих программ, дают краткие сведения о диагностических методиках, позволяющих выявлять и контролировать данные переменные в ходе тренинга. Однако основное внимание авторы уделяют описанию учебных, диагностических и практических (собственно тренинговых) процедур. Приводятся также краткие сведения об основных позитивных эффектах мотивационного тренинга у учащихся разных возрастных групп.

Следует сказать, что книга в целом содержит значительный массив теоретических и эмпирических сведений о различных психологических детерминантах учения школьников. Все эти данные, почерпнутые авторами из множества разнообразных (а подчас и весьма разнородных) источников, в силу своей слабой интегрированности и соотнесенности друг с другом могут сформировать у читателя достаточно эклектичное представление о природе и психологических механизмах мотивационной регуляции учения. Вместе с тем представленный в книге материал обладает несомненной эвристической и практической ценностью, что делает ее очень полезным психологическим пособием для работников системы народного образования и прежде всего для школьных учителей. Этой же цели служит хорошо продуманный справочный аппарат книги. Он включает список литературы, содержащий около ста источников (из которых примерно четверть составляют работы советских психологов), словарь использующихся в книге психологических терминов, именной и предметный указатели, а также резюме на четырех языках.

 

А. Б. Орлов

Москва