Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

86

 

ТРЕНИНГ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ

 

Л.A. РЕГУШ

 

Одним из направлений повышения качества психологической подготовки учителя является формирование у студентов психологических умений, тесно связанных с развитием профессиональных свойств личности [1]. В комплекс таких умений входит педагогическая наблюдательность. Специфика ее определяется разнообразными психическими состояниями учащихся, влиянием этих состояний на процесс и результаты учебной деятельности, взаимоотношения с товарищами, учителями.

Педагогическая наблюдательность включает два взаимосвязанных компонента:

 

87

 

перцептивный и эмпатийный. Целенаправленное восприятие, составляющее основу перцептивного компонента наблюдательности, предполагает тонкую дифференцировку выразительных движений лица, пантомимики, т.е. «анализирующее наблюдение». Прекрасно осознавал значение таких наблюдений А. С. Макаренко. Он писал: «Нужно уметь читать на человеческом лице, на лице ребенка, и это чтение может быть даже описано в специальном курсе. Ничего хитрого, ничего мистического нет в том, чтобы по лицу узнавать о некоторых признаках душевных движений» [7; 268].

Эмпатия, как известно, характеризуется способностью к отображению внутреннего мира другого человека, его мыслей и чувств. В этом случае и понимание, и «эмоциональная сопричастность» [6] являются не только результатом мышления или переживаемых чувств, но одновременно и результатом наблюдений. Поэтому при характеристике педагогической наблюдательности в качестве одного из компонентов целесообразно рассматривать способность к эмпатии. Учитель должен уметь «становиться на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности в его деятельности, понимать, как ученик воспринимает определенную ситуацию» [8; 16]. Наблюдение служит тем источником, через который учитель может получать знания, необходимые для подобного отражения. В качестве самоконтроля правильности отражения мира другого человека могут служить рефлексивные суждения.

Развитие взаимосвязи между перцептивными и эмпатийными компонентами наблюдательности способствует ее совершенствованию. Идентификация становится полной и обеспечивает как понимание внутреннего мира другого человека, так и переживание тех чувств, которые переживает он. Этот уровень наблюдательности прекрасно охарактеризовал О. Бальзак. «Моя наблюдательность,— писал он,— приобрела остроту инстинкта: не пренебрегая телесным обликом, она разгадывала душу — вернее сказать, она так метко схватывала внешность человека, что тотчас проникала в его внутренний мир; она позволяла мне жить жизнью того, на кого была обращена, ибо наделяла меня способностью отождествлять с ним себя самого» (цит. по [9; 72]).

Из сказанного следует, что развитие педагогической наблюдательности предполагает формирование умения наблюдать за выразительными движениями учащихся, адекватно их воспринимать и становиться на точку зрения ученика.

Новые, действующие уже второй год, программы по курсу возрастной и педагогической психологии для пединститутов предусматривают лабораторные занятия, на которых должно осуществляться формирование профессиональных, психологических умений студентов. Для решения этой задачи необходимы практикумы. Однако существующие психологические практикумы ориентированы либо на усвоение теоретического материала, либо на формирование у студентов умения использовать различные методы и методики для изучения школьников и классов в целом, но не на развитие профессионально важных качеств самих студентов (наблюдательности, общительности, эмоциональной саморегуляции и т.п.).

В данной статье мы стремились в какой-то степени восполнить этот пробел, поделиться опытом своей работы по развитию у студентов педагогической наблюдательности через организацию целенаправленного изучения мимики и пантомимики человека, выражающей различные психические состояния: внимание, интерес, радость и т.п. Предлагаемый тренинг включает две группы упражнений: упражнения в чтении выразительных движений (упражнения 1, 2, 3, 4) и упражнения в рефлексивных суждениях за другое лицо (упражнения 5, 6). На каждом лабораторном занятии тренингу отводится 15—20 мин.

 

Упражнение 1

 

Материал. Рисунки с изображением рта (по Пидериту): 1) нормальный;

 

88

 

2) нежный; 3) скорбный; 4) очень недовольный; 5) упрямый; 6) упрямый и недовольный; 7) внимательный; 8) недовольный и внимательный; 9) злобный и насмехающийся [10; 166] (см. рис. 1).

Ход работы. Преподаватель последовательно демонстрирует рисунки мимики рта и дает инструкцию: внимательно рассмотреть каждый рисунок, определить, какое эмоциональное состояние передает мимика рта. Свои наблюдения студенты записывают в таблицу, составленную с таким расчетом, чтобы в нее можно было заносить записи на каждом занятии при повторении упражнения. Примером записи наблюдений может служить таблица, составленная студентом Ю.Ч.

На каждом занятии студенты получают задание на дом: вести наблюдения за выражением различных эмоциональных состояний людей, обращая особое внимание на мимику рта.

 

Рис. 1. Мимика рта (но Пидериту)

 

 

Позиция

на рис.

Занятие

I

II

III

IV

1

2

3

4

.

.

.

9

Радость

Спокойствие

Обида

Удовольствие

 

 

 

Улыбка

Удовольствие

Хмурость

Обида

Удивление

 

 

 

Злорадство

Спокойствие

Хмурость

Недовольство

Смех

 

 

 

Насмешка

Спокойствие

Удовольствие

Печаль

Смех

 

 

 

Злорадство

 

Подведение итогов проходит на последнем занятии по данному упражнению.

Материалом для этого служат указанные таблицы. Преподаватель сообщает истинные значения того или иного мимического выражения; затем каждый студент сравнивает результаты своих наблюдений на каждом занятии с предложенным эталоном и делает вывод о точности узнавания, динамике своих результатов от занятия к занятию.

 

Упражнение 2

 

Материал. Рисунки с изображением глаз (по Пидериту): 1) нормальные; 2) восторженные; 3) внимательные; 4) очень внимательные; 5) невнимательные; блуждающий взгляд [10; 166] (см. рис. 2).

Ход работы и подведение итогов организуются так же, как и при выполнении упражнения 1. Приводим пример таблицы, составленной студентом С.Ш.

 

Позиция

на рис.

Занятие

I

II

III

IV

1

2

3

4

5

Укор

Отчаяние

Усталость

Удивление

Внимание

Укоризна

Безысходность

Плач

Пристальное внимание

Прищур

Удивление

Жалость

Холодность

Презрение

Обида

Норма

Удивление

Сосредоточенность

Внимание

Обида

 

89

 

Рис. 2. Выражение глаз

 

Упражнение 3

 

Материал. 13 фотографий, моделирующих различную степень внимания и интереса учащегося на уроке: 1) условная норма; 2) слабое внимание; 3) среднее внимание; 4) сильное внимание; 5) очень сильное внимание; 6) слабый интерес; 7) средний интерес; 8) сильный интерес; 9) очень сильный интерес; 10) есть внимание, нет интереса; 11) отсутствует внимание; 12) немного непонятно; 13) совсем непонятно [3].

Ход работы. Подготовка к этому упражнению может быть начата на I курсе, когда студенты проводят наблюдения за школьниками на уроке. Но выполнять это упражнение целесообразно на лабораторных занятиях но возрастной и педагогической психологии. Студентам предлагается программа наблюдения за выразительными движениями учащихся на уроке, и они фиксируют эти движения по зонам1.

Зона лоб — брови: сведение — опущение бровей, поднятие бровей; зона глаз: увеличение — уменьшение глазной щели, поднятие верхнего века, понижение тонуса верхнего века, характер взгляда (зрительные оси пересекаются на самом предмете или сходятся за пределами предмета), направление взгляда, напряженность взгляда; зона от основания носа до подбородка: изменения углов рта (оттянуты — опущены), тонус рта, размер ротовой щели (рот закрыт, полуоткрыт, открыт); зона головы: лицевая обращенность ученика к предмету (увеличение — уменьшение, полная —неполная), изменения положения головы по горизонтали (влево — вправо), по вертикали (поднята — опущена), способы фиксации головы через опору на руку; зона шеи: изменения тонуса шеи (связаны с положением головы по вертикали и горизонтали, с наличием или отсутствием опор); зона туловища: изменения положения туловища по отношению к предмету, изменения тонуса спины, обращенность плоскости туловища к предмету в относительной и фиксированной системе координат; зона рук: тонус левой и правой рук (кисть сжата, растопырена, непроизвольный контакт с партой, другими предметами), движения, являющиеся средствами самовоздействия, самостимуляции (автоконтакты кистей рук, автоконтакты руки с другими частями тела); зона ног: изменение тонуса ног, смена позиции ног.

На фотографиях, которые служат материалом для этого упражнения, различные психические состояния учащихся смоделированы именно на основе тех признаков, которые включены в программу наблюдения за выразительными движениями.

В начале занятия студентам предлагается записать перечень всех состояний, изображенных на фотографиях, не устанавливая связь между номером фотографии и изображенным на ней состоянием. Затем преподаватель перемешивает фотографии и фиксирует письменно для себя последовательность их предъявления студентам. Возможный вариант: 1, 9,3, 11, 13, 4, 8, 10, 12, 2, 5, 7, 6.

Посмотрев на фотографию, студенты определяют, какое из 13 названных состояний изображено на фото, и записывают свои наблюдения в таблицу. Пример выполнения упражнения студентом С.Ш.

 

90

 

После каждого занятия дается задание продолжать наблюдения за учащимися во время школьной практики по предложенной программе.

Подведение итогов осуществляется на последнем для этого упражнения занятии. Преподаватель называет состояния, изображенные на каждой фотографии; студенты сравнивают свои результаты с эталоном, подсчитывают верные ответы на каждом занятии. По этим результатам может быть построена кривая выработки навыка наблюдения за выразительными движениями учащихся на уроке и сделаны выводы об успешности его формирования.

 

Позиция

на рис.

Занятие

I

II

III

1

2

3

.

.

.

12

Очень интересно

Неинтересно

Не знаю

 

 

 

Сильное внимание

Интересно

Совершенно неинтересно

Отсутствие внимания

 

 

 

Немного непонятно

Внимание

Совершенно неинтересно

Среднее внимание

 

 

 

Очень сильное внимание

 

 

Упражнение 4

 

Материал. 3—4 набора рисунков с изображением типичных ситуаций школьной жизни (урок, перемена, в столовой, в школьном дворе и т.п.) [4; 241—243]. В каждом наборе по два похожих (идентичных) рисунка, имеющих, однако, отличия, которые могут быть установлены в процессе анализа, рассматривания рисунков. Число различий в каждой паре рисунков преподавателю известно.

Ход работы. На первом занятии преподаватель использует только один на6op рисунков. Он показывает одновременно оба рисунка, дает установку на их внимательное рассматривание и просит студентов установить те отличия, которые есть в изображениях, и записать их в соответствующую таблицу. Время выполнения этого упражнения 3—5 мин.

На втором занятии упражнение повторяется с использованием двух других рисунков из имеющегося набора и т.д.

Подведение итогов происходит на каждом занятии. Студенты подсчитывают число замеченных несоответствий, процент их от общего числа реальных различий в рисунках. Прослеживается динамика результатов от занятия к занятию.

 

Упражнение 5

 

Материал. Несколько наборов одинаковых рисунков с изображением мимики лица [5; 125] (см. рис. 3).

Ход работы. Преподаватель предлагает студентам объединиться в пары по выбору. В каждой паре партнеры получают одинаковые наборы рисунков и садятся друг к другу спиной. Третий студент выступает в роли ассистента и садится так, чтобы видеть рисунки обоих партнеров.

В инструкции к работе говорится о том, что один студент из пары должен назвать словом любое из изображений мимики лица и показать его на своем рисунке так, чтобы видел ассистент и не видел другой студент. Последний должен на своем рисунке найти то мимическое выражение, которое названо товарищем, и показать его ассистенту. Ассистент все ответы протоколирует.

Возможная форма протокола ответов.

 

Проба

Номера рисунков, названных первым студентом

Номера рисунков, названных вторым студентом

1

2

.

.

.

I — II

III — I

II — II

III — III

 

На одном занятии каждая пара может сделать 4—6 проб, после чего партнеры меняются ролями. Упражнение целесообразно проводить на нескольких занятиях.

Подведение итогов. Студенты каждой пары подсчитывают, сколько раз у них совпали характеристики мимических

 

91

 

выражений, кто из партнеров имеет лучший результат; устанавливается, есть ли положительная динамика результатов от занятия к занятию.

 

 

Рис. 3. Мимика лица

 

Упражнение 6

 

Материал. Набор из 24 рисунков к тесту Розенцвейга [2].

Ход работы. Преподаватель распределяет рисунки так, чтобы использовать их на нескольких занятиях. Если упражнение будет повторяться на четырех занятиях, то весь набор делится на четыре части, если на шести, то на шесть частей, и т.п.

Инструкция студентам: «Посмотрите внимательно на рисунок. Один из изображенных на нем персонажей говорит, а другой отвечает. Напишите, что на его месте сказали бы вы». После того как студенты сделают эту запись, преподаватель дает задание: «Напишите, что в этой ситуации ответил бы ваш друг».

На каждом из лабораторных занятий студентам предлагаются новые рисунки, но «лицо», за которое каждый студент дает ответ, остается постоянным — это товарищ по группе, человек, которого он знает лучше, чем других.

Подведение итогов. Студенты, работающие в паре, сравнивают свои ответы с рефлексивными суждениями. При сопоставлении проводится оценка направленности высказываний (экстрапунитивные, интрапунитивные, импунитивные). Если по направленности реальные и прогнозируемые высказывания совпадают, то студент поставит себе балл. Максимальное число баллов, которое можно набрать при выполнении этого упражнения, равно 24. Каждый студент проводит анализ динамики результатов от занятия к занятию.

Описанный в данной статье тренинг педагогической наблюдательности прошел двухлетнюю апробацию на математическом факультете ЛГПИ им. А. И. Герцена, им было охвачено 300 студентов. В таблице представлены результаты выполнения трех упражнений до и после тренинга.

 

Результаты перцептивных наблюдений до и после тренинга (в %)

 

Ошибки*

Упражнение

Упражнение

Упражнение

до

после

до

после

до

после

Все ответы ошибочны

Более 50 % ошибок

Менее 50 % ошибок

Нет ошибок

0

65,9

34,1

0

0

47,7

50,0

2,3

13,6

50,0

34,1

2,3

9,0

63,6

20,4

7,0

0

61,4

38,6

0

0

38,6

50,0

11,4

* При выполнении каждого упражнения за 100 % принято количество возможных ответов: в упражнении 19, в упражнении 25, в упражнении 313.

 

Таким образом, можно констатировать, что после тренинга большинство студентов правильно выполняет упражнения, а значит, у них развивается наблюдательность. Вместе с тем полученные данные свидетельствуют о необходимости последующей работы по

 

92

 

развитию у будущих учителей педагогической наблюдательности (очень низкие показатели до тренинга и достаточно большой процент студентов, наблюдательность которых требует совершенствования). На последующих этапах работы со студентами целесообразно включать предложенные для тренинга упражнения в решение актуальных педагогических задач.

 

1. О ходе перестройки средней и высшей школы и задачах партии но ее осуществлению: Постановление Пленума Центрального Комитета КПСС от 18 феврали 1988 г.

2. Блейхер В. М. Клиническая патопсихология. Ташкент, 1976. С. 177 183.

3. Выкупов А. В. Выразительные движения учащихся и их психологическая классификация: Канд. дис. Л., 1986. 128 с.

4. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии. М., 1986. 271 с.

5. Кроник А. А. Методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде // Психол. журн. 1985. Т. 6. № 5. С. 124130.

6. Лабунская А. С. Факторы успешности опознания эмоциональных состояний но выражению лица // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева.  М.: Педагогика, 1981. С. 5466.

7. Макаренко А. С. Избр. пед. соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1977. 398 с.

8. Моделирование педагогических ситуаций / Под ред. Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Сухобской. М., 1981. 120 с.

9. Mopуа А. Прометей, или Жизнь Бальзака. М., 1968. 638 с.

10. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. V. М., 1975. 183 с.

 

Поступила в редакцию 29.IV 1987 г.

 



1 Программа создана А.В. Викуловым, в его исследовании она получила теоретическое обоснование и экспериментальную проверку [3].