Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

183

 

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ИДЕОЛОГИЯ

 

А. А. ЕРШОВ

Ленинград

 

Уледов А. К. Общественная психология и идеология. М.: Мысль, 1985. 268 с.

 

В рецензируемой книге анализируется специфика взаимодействия двух форм общественного сознания — общественной психологии и идеологии на трех уровнях организации общества (общественное сознание, духовная сфера общественной жизни, образ жизни людей); рассматриваются социальные и социально-психологические механизмы их взаимосвязи; определяются тенденции сближения, взаимного влияния и взаимопроникновения идеологии и общественной психологии.

Каждому уровню присущ свой тип взаимодействий общественной психологии и идеологии, а именно взаимовлияние, взаимодополнение, взаимопроникновение, взаимозаменяемость и противоречивость. Так, на уровне жизнедеятельности (образа жизни) людей идеологические и социально-психологические


 

184

 

явления, по мнению автора, взаимопроникают, взаимодополняют и взаимозаменяют друг друга. Они существуют в виде коллективизма и основных регуляторов деятельности человека — социальные нормы, общественное мнение и традиции. В перечисленном ряду взаимодействий остается неясным, что подразумевает автор под понятием взаимозаменяемость, так как в работе речь идет о диалектическом, противоречивом единстве между двумя формами общественного сознания, а не об их тождестве, подмене друг друга, хотя бы в каких-то случаях.

Исходной мыслью для анализа соотношения идеологии и общественной психологии служит признание у них общих социальных и гносеологических корней в жизни общества. Последовательно показано влияние идеологии на общественную психологию. Подчеркивается подчиненная, зависимая роль последней как формы, средства проявления идеологии. Что касается обратного воздействия общественной психологии на идеологию, то она не обнаруживается достаточно полно.

Важнейшая особенность общественной психологии состоит в том, что она выражает состояние сознания социальных групп и их отношения к действительности. Под термином «состояние» подразумеваются не только собственно психические состояния (например, уверенность, установки), но и эмоционально-волевые процессы, свойства личности, устойчивые черты психического склада групп, общностей (например, коллективизм, традиции, взгляды и т.д.).

Для психологов наибольший научно-практический интерес представляет компактный и содержательный раздел третьей главы, в котором рассмотрены основные социально-психологические механизмы взаимосвязи идеологии и общественной психологии, особенно внушения и убеждения. Показана роль социальных установок, стереотипов, авторитетов в процессе внушения. Подчеркивается отрицательная и положительная роль различных стереотипов при идеологическом воздействии. Как считает А.К. Уледов, процесс убеждения включает в себя не только логику, аргументацию, но и сомнения, чувства, отношения доверия или недоверия. Пропаганда возможна только путем установления социально-психологических контактов, посредством механизмов, позволяющих преодолевать барьеры и внедрять идеологию в сознание людей, превращать знания в убеждения. Социально-психологические механизмы воздействия общественной психологии и идеологии на человека, по мнению автора, общи, хотя влияние общественной психологии на идеологию, на взгляды людей осуществляется преимущественно с помощью механизмов внушения, а идеологии на общественную психологию — механизмов убеждения. В пропаганде необходимо учитывать диалектику психологии общества, коллектива и личности.

Автор уделяет много внимания понятийному аппарату в связи с постановкой избранных проблем, вводит значительное число новых терминов. Не все они могут быть приняты безоговорочно. Так, замена выражения «социальные регуляторы» термином «психолого-идеологические регуляторы», использованного для характеристики социальных норм, общественного мнения и традиций, не проясняет сути и особенности рассматриваемых явлений.

Продуктивна мысль автора о том, что связующим звеном между идеологией и общественной психологией выступают мировоззренческие убеждения. Во взаимодействии с социально-психологическими установками они образуют содержание и направленность отношений личности. Предлагается система формирования мировоззренческого убеждения относительно социалистической общественной собственности, которая подразумевает взаимодействие идеологии и общественной психологии (с. 118).

Книгу пронизывает идея о необходимости разработки социально-психологических аспектов всех видов деятельности партии и в первую очередь ее идеологической, политико-воспитательной работы в массах.