Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

138

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАМЕРЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

 

Т.М. ГОРБАТЕНКО

 

Необходимость повышения эффективности профориентационной работы среди школьников, как этого требует реформа общеобразовательной школы, делает особенно актуальными исследования профессиональных намерений старшеклассников как их стремлений по овладению какой-либо профессией.

В психологической литературе имеются две противоречащие друг другу, но обе подтверждающиеся экспериментальными данными концепции. Согласно одной из них ([1], [7] [9], [13], [14], [17]), профессиональные намерения приводят к изменению межличностных отношений старшеклассников, согласно другой ([2], [4] [6], [10], [12], [15], [16]) —изменение отношений старшеклассников, в частности их межличностных отношений, приводит к изменению профессиональной направленности. Создается парадоксальная ситуация, которую невозможно разрешить, оперируя категориями «причина» и «следствие». Выйти из этого замкнутого круга, на наш взгляд, можно, отказавшись от причинно-следственного подхода и применив системный подход к объяснению взаимовлияния и взаимосвязи профессиональных намерений и межличностных отношений старшеклассников.

Системный анализ межличностных (субъект-субъектных) отношений старшеклассников и их отношений к перспективе профессиональной деятельности (субъект-объектных отношений), проведенный с позиций теории деятельностного опосредствования, разработанной А.В. Петровским [11], позволяет раскрыть механизм их взаимного влияния. Конкретно предполагалось, что для старшеклассников становится актуальной длительная временная перспектива, связанная с их профессиональными намерениями, что влияние перспективы последующей профессиональной деятельности обнаружит себя в факте стихийного формирования групп из учащихся, выбирающих одинаковые или родственные профессии, что на конечных этапах обучения общий уровень раз вития образующихся в классе групп возрастает по сравнению с классом в целом. Предполагалось также, что механизм взаимного влияния профессиональных намерений и межличностных отношений различен для IX и для X классов. В IX классах, когда перспектива профессиональной деятельности еще недостаточно актуальна, детерминирующую роль играют межличностные отношения, которые и опосредствуют выбор будущей процессии учащимися этих классов. В X классах, когда перспектива профессиональной деятельности становится актуальной и действенной, а сами профессиональные намерения — определенными и стабильными по содержанию, они начинают играть детерминирующую роль по отношению к межличностным отношениям школьников.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Для выявления существующих в классе групп по профессиональным намерениям был разработан формализованный метод, основанный на принципах численной таксономии, который позволяет определять существующие в классе группы, не задавая заранее ни их числа, ни количества их членов [3]. В каждой выделенной группе анализировались предполагаемые будущие профессии ее членов. В те группах, в которых имелись школьники с одинаковыми профессиональными намерениями, рассчитывались вероятности их случайного объединения в одну группу. В случае, если вероятность случайного объединения была меньше 0,05, считалось, что

 

139

 

объединение данных учащихся в одну группу носит не случайный характер, а закономерно обусловлено взаимовлиянием межличностных отношений и профессиональных намерений школьников.

Для изучения актуальности и действенности временной профессиональной перспективы старшеклассников использовалась специально разработанная проективная методика, предусматривающая написание сочинения по картинке по предложенному плану.

Для исследования уровня выделенных групп и класса в целом использовались методики, разработанные в рамках теории деятельностного опосредствования [11].

При обработке полученных в исследовании данных использовались современные методы математической статистики.

Исследование проводилось на учащихся VIII и X классов средних школ № 235, 43, 50, 55 г. Ростова-на-Дону. В основном обследовании приняли участие 717 учащихся. Из них 567 человек были обследованы дважды: в начале и в конце учебного года. Это позволило проследить динамику профессиональных намерений, межличностных отношений старшеклассников и их взаимосвязь.

 

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

 

Исследование временной профессиональной перспективы показало, что уже в начале обучения в IX классе для 26 % школьников актуальной становится длительная временная перспектива, связанная с окончанием школы и выбором жизненного пути. В дальнейшем, по мере приближения к окончанию школы, число таких школьников неуклонно растет, достигая 46 % к концу X класса. Становящиеся актуальными перспективно отнесенные мотивы, наряду с другими имеющимися мотивами, начинают регламентировать всю активность старшеклассников, в том числе и их межличностные отношения, что приводит, в свою очередь, к различным изменениям групповой активности, например, к динамике микрогрупповой дифференциации классов.

 

Рис. 1. Динамика микрогрупповой дифференциации старших классов в связи с профессиональными намерениями школьников. N — количество групп в обследованных классах; t — период обучения; кривая 1 — количество групп, включающих школьников, имеющих одинаковые профессиональные намерения; кривая 2 — количество групп, включающих школьников с различными профессиональными намерениями; кривая 3 — количество групп, включающих школьников с не определившимися профессиональными намерениями

 

В исследовании получены данные, которые свидетельствуют о том, что во всех обследованных классах имеются группы, сформированные по признаку одинаковой последующей деятельности. В VIII классах создается особая психологическая ситуация, при которой часть школьников, собирающихся оставаться в школе, предвидит перспективу дальнейшего совместного обучения; другая часть восьмиклассников, собирающихся уходить из школы, предвидит перспективу скорого разрыва отношений со своими одноклассниками. Установлено, что межличностные отношения в группах по профессиональным намерениям и в классе в целом определяются содержанием перспективы дальнейшего обучения. Члены классного коллектива, предполагающие продолжение совместного обучения в школе, образуют наиболее плотные группы, характеризующиеся наибольшим числом взаимных выборов; учащиеся, предполагающие продолжение обучения вне школы, не образуют групп с максимальной плотностью. Эти школьники вообще образуют группы в два раза реже, чем те, которые собираются оставаться в школе. Нередко они не входят ни в какую группу и не поддерживают тесных межличностных отношений с одноклассниками. Девяти- и десятиклассники в отличие от восьмиклассников уже более четко представляют себе свою будущую профессию. Это дало возможность выявить влияние на межличностные отношения старшеклассников не только перспективы обучения, но и профессиональных намерений. Полученные данные позволяют утверждать, что в IX и X классах формируются группы школьников, имеющих одинаковые профессиональные намерения. Вероятность случайного образования таких групп крайне мала, что свидетельствует о закономерном объединении школьников в эти группы. На рис. 1 кривая 1

 

140

 

иллюстрирует изменение количества групп, включающих школьников, имеющих одинаковые профессиональные намерения, за период с начала IX по конец X класса. Относительно большое количество этих групп в начале IX класса связано с процессом их формирования: IX классы формируются из тех школьников, которые решили продолжить образование в школе и к концу VIII класса составляли сплоченные группы, состоящие из учащихся, предвидящих одинаковую перспективу обучения. Однако с начала IX класса перспектива окончания обучения и выбор жизненного пути становятся менее действенными (перспектива окончания школы и выбора жизненного пути «отодвинута» на два года вперед). Это приводит к некоторому снижению количества групп, объединяющих школьников с одинаковыми профессиональными намерениями. С начала X класса, когда перспектива окончания школы приближается и становится более действенной, а выбор будущей профессии более актуальным, количество групп, включающих школьников с одинаковыми профессиональными намерениями, увеличивается и становится максимальным к концу X класса.

Обратная динамика наблюдается при рассмотрении количества групп, включающих школьников с различными профессиональными намерениями (кривая 2). Кривая 3 отражает динамику количества групп, состоящих из школьников, не знающих своей будущей профессии. За период с начала IX по конец X класса количество этих групп уменьшается до 0 по закону, близкому к линейному.

Рассмотренная динамика микрогрупповой дифференциации класса может быть понята исключительно исходя из предположения о влиянии на межличностные отношения учащихся перспективы продолжения обучения, профессиональных намерений, выбора жизненного пути старшеклассников. Однако сам выбор жизненного пути и профессиональных намерений может определиться теми межличностными отношениямим, которые складываются в группах школьников. Именно это дает основание говорить о взаимовлиянии профессиональных намерений старших школьников и их межличностных отношений, что подтверждается и данными, полученными при исследовании социально-психологических параметров групп и класса в целом.

Исследование ценностно-ориентационного единства учащихся старших классов показало, что микрогрупповая дифференциация классов приводит и к ценностно-ориентационной дифференциации. Это проявляется в том, что ценностно-ориентационное единство, определенное как среднее по существующим в классах группам (0,27 - 0,31), для всех обследованных классов в 1,5—2 раза выше, чем ценностно-ориентационное единство, определенное для класса в целом (0,16 - 0,18); различия значимы на уровне p<0,01.

Исследование значимого круга общения показало, что количество референтных друг для друга лиц, включенных в группы, состоящие из школьников, выбирающих одинаковые профессии, составляет 38 % - 46 %, что значительно выше, чем количество референтных лиц, имеющихся за пределами этих групп — среди оставшихся членов класса (18 % - 22 %); различия значимы на уровне p<0,01. Исследование ценностно-ориентационного единства и значимого круга общения позволило раскрыть содержание и конкретные формы взаимосвязи профессиональных намерений и межличностных отношений старшеклассников. Кроме этого в связи с тем, что значения показателя референтности группы для каждого ее члена и ценностно-ориентационное единство являются социально-психологическими критериями уровня развития группы, можно сделать вывод о том, что уровень развития возникающих в классе групп выше, чем класса в целом.

 

Динамика профессиональных намерений и состава групп в течение учебного года учащихся IX и X классов

 

Класс

Динамика профессиональных намерений

Во втором полугодии остаются в той же группе (%)

Во втором полугодии переходят в другую группу (%)

IX

Сохраняются

Изменяются

37

44

12

7

X

Сохраняются

Изменяются

48

17

23

12

 

Проведение обследования в начале и в конце учебного года позволило получить данные, касающиеся механизма взаимовлияния профессиональных намерений старшеклассников и их межличностных отношений. Для  этого в IX и X классах были проанализированы различные варианты формирования групп школьников с одинаковыми профессиональными намерениями. Установлено, что для IX классов более характерным вариантом формирования групп школьников, имеющих одинаковые профессиональные намерения, является изменение профессиональных намерений (тенденция к изменению профессиональных намерений, охватывающая 51 % учащихся

 

141

 

IX классов, ослабевает в X, составляя всего 29 %; для последних возрастает роль перехода школьников из группы в группу в IX классах тенденция к изменению групп охватывает 19 % учащихся, а в X она усиливается и составляет 35 %) (см. табл.).

Более детальный анализ экспериментальных данных дает дополнительный материал, подтверждающий отмеченную динамику профессиональных намерений и межличностных отношений в IX и X классах. В большинстве случаев в IX классах изменение профессиональных намерений школьников происходит таким образом, что новые профессиональные намерения совпадают с профессиональными намерениями других членов класса, включенных в данную группу, В X же классах наибольший процент школьников вообще не изменяет к концу учебного года ни группы, ни профессиональные намерения. Сформированные группы, включающие школьников, выбирающих одинаковые профессии, стабилизированы в большей степени, чем в IX классах. Однако в них продолжаются процессы перехода школьников из группы в группу преимущественно с сохранением своих прежних профессиональных намерений (см. табл.). При этом у таких школьников профессиональные намерения чаще совпадают с профессиональными намерениями членов той группы, в которую они включаются. На основании полученных данных можно выделить два основных этапа формирования групп.

На первом этапе происходит принятие норм данной профессии членами группы. Сформированная в процессе общего обсуждения и принятая норма будущей профессии выполняет роль положительной обратной связи, которая способствует выбору соответствующих профессиональных намерений у членов группы и препятствует тому, чтобы ее члены отказывались от выбранной профессии. Те члены группы, которые не приняли данную профессию или изменили профессиональные намерения, рассматриваются остальными членами группы как своего рода нарушители внутригрупповых норм и, как следствие этого, отношения между ними будут нарушаться. Этот этап выбора членами группы одинаковой будущей профессии наступает в основном в IX классе.

На втором этапе происходит переформирование групп. Оно характеризуется тем, что члены уже в основном сформированной группы, не принявшие профессию, ставшую в ней нормой, выходят из нее, и включаются в другую, где выбранная ими профессия считается нормой. В случае же, если таких групп нет, они образуют новую или остаются не включенными ни в одну из групп членами класса. Этот этап наступает в основном в X классе.

Исследование механизма формирования групп школьников, имеющих одинаковые профессиональные намерения, позволило уточнить характер взаимосвязи и взаимовлияния межличностных отношений и профессиональных намерений старшеклассников.

Межличностные отношения (субъект-субъектные) и отношения к будущей профессии, профессиональные намерения (субъект-объектные отношения) связаны в единую систему (рис. 2), в которой в зависимости от конкретных условий обучения в старших классах ведущую роль начинает играть тот или иной элемент. Так, в IX классах, когда перспектива окончания обучения еще далека, формирование у школьников представлений о будущей профессии и жизненном пути (субъект-объектные отношения) опосредствуются межличностными (субъект-субъектными) отношениями школьников. Система разворачивается в виде субъект-субъект-объектной. Межличностные отношения школьников играют здесь определяющую роль в формировании профессиональных намерений и выборе жизненного пути.

В X классах, когда перспектива окончания обучения становится максимально приближенной и выбор профессии и жизненного пути в основном совершен, т.е. когда у школьников сформированы субъект-объектные отношения, они начинают опосредствовать межличностные (субъект-субъектные) отношения. Главным становится другой элемент системы, которая разворачивается в виде субъект-объект-субъектной. Иными словами, на данном этапе профессиональные намерения старшеклассников, выбор ими жизненного пути начинают играть определяющую роль в межличностных отношениях школьников.

 

Рис. 2.

 

Таким образом, межличностные отношения и профессиональные намерения старшеклассников находятся в тесной взаимосвязи, оказывая друг на друга как прямое, так и обратное влияние в зависимости

 

142

 

от конкретных условий обучения. Учет этого взаимовлияния представляет практический интерес в плане совершенствования учебно-воспитательного процесса в старших классах.

 

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. М., 1968. 464 с.

2. Вербицкий А. А. Формирование профессиональной деятельности в комплексном обучении // Личность в системе общественных отношений: Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Ч. 1. М., 1983. С. 167—169.

3. Горбатенко А. С., Горбатенко Т. М. Методика определения структуры малой группы с помощью формализованного анализа межличностных выборов // Вопр. психол. 1984. № 4. С. 112—118.

4. Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников. М., 1976. 64 с.

5. Иващенко Ф. И. Влияние трудового обучения на развитие некоторых сторон личности старшего школьника // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. Тезисы докладов Всесоюзной конференции. М., 1979 . С. 159—161.

6. Карамушка Л. Н. О формировании познавательной потребности учащихся в процессе их общения // Личность в системе общественных отношений: Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества. Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Ч. 1. М., 1983. С. 175—177.

7. Климов Е. А. Путь в профессию. Л., 1974. 190 с.

8. Меньшикова М. А. Особенности познавательных интересов и их влияние на жизненные позиции старшеклассников // Воспитание, обучение и психическое развитие. Тезисы докладов к V Всесоюзному съезду психологов СССР. М., 1977. С. 157.

9. Мотивы учебной и общественно полезной деятельности школьников и студентов // Межвузовский сборник научных трудов / Под ред. Е.А. Шумилина, Д.И. Фельдштейна. М., 1980. 128 с.

10. Мутс А. К., Мутс О. А. Школьный опыт и его связь с деятельностью школьника // Проблемы подготовки к общению. Материалы симпозиума. Таллин, 1979. С. 55—66.

11. Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии // Избр. труды. Ч. 2. Формирование психологической теории коллектива и личности. М., 1984. 272 с.

12. Погосян Р. М. О типологии выбора будущей профессии // Тезисы VIII Закавказской конференции психологов. Ереван, 1980. С. 114—115.

13. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А. Коссаковски, X. Кюна, Й. Ломпшера, Г. Розенфельда. М., 1981. 224 с.

14. Пупынина Г. И. некоторые причины возникновения пассивности старших школьников в общественной деятельности // Нов. исслед. в психологии. 1979. № 2. С. 21—24.

15. Сукамяги А. Развитие интересов к профессии у учащихся // Сов. педагогика и психология. 1968. № 1. Тарту. С. 222—233.

16. Фарапонова Э. А. Учебная деятельность и трудовая подготовка школьников // Воспитание, обучение и психическое развитие. Тезисы научных сообщений советских психологов к VI Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Ч. 3. М., 1983. С. 570—572.

17. Юдашина Н. И., Исследование мотивации профессионального самоопределения в ранней юности // Тезисы докладов 11-й Всесоюзной конференции по педагогической психологии, г. Тула 28—30 сентября 1982 г. М., 1982. С. 265.

 

Поступила в редакцию 14.VI 1985 г.