Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

105

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

А.М. ЗАЛЬЦМАН

 

Современные виды профессионального труда — работа наладчиков и операторов автоматизированных систем, наладчиков радиоэлектронной аппаратуры и т.д.— характеризуются тем, что задаются лишь общие условия деятельности (объект, документация, правила техники безопасности и др.) и общая цель деятельности (наладить объект, найти и устранить неисправность и т.п.). В силу динамичности объекта и множественности его возможных состояний эта общая цель на каждом этапе деятельности должна конкретизироваться. Например, для того чтобы найти и устранить возникший сбой в работе автоматизированной системы, «необходимо проверить исправность ряда подсистем объекта. В случае неисправности одной из них необходимо либо заменить её целиком, либо отремонтировать. Для ремонта необходимо сначала Определить причину ее неисправности, затем найти способ ее устранения и Т.Д. Основным содержанием таких деятельностей является решение ряда технических задач, возникающих по ходу выполняемой деятельности. В отличие от большинства учебных задач (математических, физических и т.п.), эти задачи, не даны субъекту в виде четко сформулированной цели и условий, необходимых и достаточных для решения. Ему самому приходится определять текущую цель, а среди многообразных условий деятельности вычленить значимые для ее достижения. Поэтому существенной предпосылкой решения профессионально-технических задач является оперативность, т.е.

 

106

 

«тонкая приспособимость к условиям деятельности, обеспечивающая гибкое переключение с отражения одних свойств объектов на отражение других свойств и приводящая, таким образом, отражение в соответствии с потребностью решения конкретных задач» [6; 148].

            В исследованиях Д.А. Ошанина и его сотрудников, проведенных на материале решения задач операторами дистанционно управляемых объектов, оперативность проявилась в том, что один и тот же объект при решении разных задач отражается оператором по-разному. Каждой конкретной задаче соответствует свое отражение объекта — его оперативный образ, в котором вычленены те и только те внутриобъектные отношения (функциональные, структурные, пространственные и др.), которые необходимы для решения данной конкретной задачи. Выяснилось также, что оперативность проявляется прежде всего в отражении некоторых специфических особенностей объекта, несущих наиболее значимую для деятельности информацию [3].

Проведенный нами анализ позволил выделить две особенности технических объектов. Первая из них заключается в том, что любой технический объект является материально-предметной системой, которой присущи как системные характеристики: функция, функциональная структура, принципы и способы обеспечения функционирования отдельных подсистем, так и материально-предметные характеристики (масса, размеры, взаиморасположение частей и т.д.). Вторая особенность заключается в том, что технические объекты имеют описания, по которым специалисты могут воспроизвести нужный объект и обеспечить его использование по назначению. Для таких описаний литературный язык оказывается недостаточным средством даже при его расширении специальными техническими терминами. Были созданы специальные языки описания технических объектов в виде схем, чертежей, графиков и т.д. В этой связи один и тот же технический объект имеет ряд взаимодополняющих словесных и наглядных описаний, которые являются непременными средствами профессионально-технической деятельности.

Эти особенности технических объектов обусловливают специфику решения задач, возникающих в ходе профессионально-технической деятельности: специалисту приходится использовать не только информацию, заключенную в его знаниях и поступающую от органов чувств при взаимодействии с объектом, но и информацию, заключенную в описаниях объекта (технической документации). При этом ему необходимо переключаться с отражения системных на отражение материально-предметных характеристик объекта. Таким образом, оперативность психического отражения в профессионально-технической деятельности должна проявляться не только в вычленении актуально необходимой информации, но и в гибкости переключения с отражения материально-предметных характеристик объекта на его системные характеристики, а также в легкости перекодирования знаково-символической формы представления объекта в понятийные и образные компоненты мышления и наоборот. Итоговыми проявлениями оперативности являются высокая скорость и точность решения технических задач.

Из приведенного анализа очевидно, что оперативность является кардинальным свойством процессов психического отражения, опосредствующих профессионально-техническую деятельность, а сформированность механизмов оперативности является одной из решающих предпосылок эффективности профессиональной деятельности. В этой связи в настоящей работе мы ограничимся рассмотрением указанных механизмов и условий их эффективного формирования.

Свойства процессов психического отражения, лежащие в основе их оперативности, исследовались А.И. Миракяном и его сотрудниками. Было показано, что в силу присущей зрительной системе человека анизотропности, выражающейся в ограниченности

 

107

 

поля зрения, аккомодации, конвергенции, неоднородности рецептивных полей сетчатки глаза и т.п., при фиксации взором одного из двух объектов, находящихся в поле зрения, относительная величина нефиксированного объекта воспринимается уменьшенной, т.е. образуется анизотропное отношение между фиксируемым и нефиксируемым объектом. Непроизвольная или произвольная смена объекта фиксации предопределяет образование и сосуществование в процессе восприятия множества различных отражений, дающих возможность гибко переключаться с восприятия одних отношений на другие. Так, преимущественная фиксация дальнего объекта приводит к константному и сверхконстантному восприятию его величины, а смена фиксации на ближний объект приводит к гибкому переключению на аконстантное и сверхконстантное восприятие дальнего объекта [7], [8].

Аналогичные свойства обнаружены и в процессах слухового восприятия. В силу присущей слуховой системе анизотропности, выражающейся в пространственно-акустической неоднородности наружного уха человека, механоакустической неоднородности базилярной мембраны внутреннего уха и других ее особенностях, в слуховой системе образуется и сосуществует множество отражений звукового окружения, которые различаются между собой большей или меньшей выраженностью тех или иных характеристик исходных звуков. При преимущественной фиксации одного из сосуществующих отражений[1], как и в зрении, имеет место эффект уменьшения нефиксированного объекта, который в слухе проявляется в том, что нефиксированные отражения в поле восприятия отступают, становятся менее громкими и четкими, уходят в фон. Поэтому при смене фиксации происходят гибкие трансформации поля восприятия, приводящие к акцентировке, выделению различных характеристик воспринимаемых звуков. Этим обеспечиваются и такие значимые в деятельности слуховые функции, как константное и аконстантное восприятие громкости звуков, восприятие одного из звуков выделенным на фоне других звуков, пространственная локализация звука, звуковысотное различение и т.д. [4], [5].

Отмеченные и другие исследования показали, что основой оперативности восприятия является образование и сосуществование в процессах восприятия множества различных отражений одного и того же объекта и свойство этих процессов, выражающееся в эффекте уменьшения, нивелирования в сознании субъекта нефиксированных отражений. Все эти свойства процессов восприятия сформировались в филогенезе и у человека обеспечиваются врожденными механизмами. Однако способность преимущественно фиксировать отражения, значимые для конкретных видов деятельности и для возникающих в них задач, формируется в онтогенетическом развитии, в тех видах деятельности, которые требуют выделения, акцентировки в сознании этих отражений.

Об этом свидетельствуют результаты нашего исследования звуковысотного различения. Известно, что большинство людей без предварительного обучения легко дифференцируют по высоте (даже при минимальных различиях их частоты) следующие друг за другом чистые тональные звуки. Известно также, что любой музыкальный звук можно представить как одновременный комплекс тональных звуков, которые в силу пространственно-акустической неоднородности слуховой системы отражаются в ней в виде множества сосуществующих отражений, различающихся соотношением громкостей этих звуков [5]. В их числе имеются и отражения, в которых громкость основного тона (самого низкого по частоте звука) значительно превышает громкость других тональных звуков. Преимущественная фиксация

 

108

 

таких отражений в силу эффекта уменьшения других, отражений приводит к их выделению, доминированию в сознании, в результате чего основной тон воспринимается выделенным по громкости. При этом сравнение по высоте основного тона с высотой следующего за ним тонального звука не должно вызывать затруднений и приводить к увеличению порога различения по сравнению с дифференцировкой двух чистых тональных звуков. И действительно, мы получили этот результат после обучения испытуемых фиксации тех отражений сложного, многокомпонентного звука, в которых громкость его основного тона не превышает громкости других тональных составляющих. До обучения эти испытуемые преимущественно не могли фиксировать эти отражения, поэтому порог различения сложного и простого звуков по высоте во много раз превышал порог звуковысотного различения для двух чистых тональных звуков [5].

Исходя из аналогичности свойств, обеспечивающих оперативность восприятия и мышления можно предположить, что основой оперативности профессионального технического мышления является образование и сосуществование множества отражений технического объекта и свойство процессов мышления, выражающееся в эффекте нивелирования в сознании субъекта нефиксированных отражений. Решение возникающих в профессионально-технической деятельности задач связано с использованием не только образов восприятия реальных технических объектов и их описаний, но и отражений, сформированных в прошлом опыте профессионала в виде комплекса технических понятий, образов объекта и его состояний, интеллектуальных и практических умений и навыков, правил эксплуатации объекта и т.д. Между этими отражениями в процессе решения технических задач устанавливаются новые связи и отношения, приводящие к образованию новых отражений, которые могут использоваться при решении последующих задач. Однако лишь небольшая часть этих отражений необходима для решения каждой конкретной задачи. Должен быть механизм акцентировки, выделения в сознании соответствующих отражений, основой которого и является эффект уменьшения (нивелирования) нефиксированных отражений. Поскольку отражений очень много, то при их случайном переборе среднее время решения даже простых задач было бы очень большим. В этой связи необходим механизм, обеспечивающий избирательность фиксации соответствующих решаемой задаче отражений.

Решение профессионально-технических задач связано с возникновением образа объекта как системы определенного назначения, который выполняет роль эталона нормально функционирующего объекта [3]. При возникновении в функционировании объекта каких-либо сбоев он направляет внимание субъекта на те внутриобъективные связи и отношения, которые непосредственно связаны с возникшим сбоем. Такой образ является одним из центральных механизмов, обеспечивающих избирательность актуализации отражений, необходимых для решения конкретных профессионально-технических задач.

Возникновение у профессионала образа функционирующего объекта и поддержание его динамики значительно облегчается при опоре на наглядное описание объекта как функциональной системы. Так выяснилось, что, читая принципиальную электросхему, специалист воспроизводит динамику нормально функционирующего объекта, накладывает на нее уже известные или предполагаемые неисправности, проигрывает в уме функционирование объекта с этими неисправностями и приходит в результате к пониманию действительного состояния объекта и управляющих воздействий, необходимых для перевода его в нормальное состояние.

Возникающее при этом понимание действительного состояния объекта или необходимых управляющих воздействий является одним из необходимых этапов решения технической задачи. Такое понимание вызывает эмоциональную реакцию успеха, которая способствует устойчивой акцентировке в cознании

 

109

 

именно тех отражений технического объекта, которые необходимы для решения текущей задачи деятельности. Понимание здесь выступает как динамический механизм оценки соответствия фиксируемого отражения текущей задаче деятельности, а вызванная им эмоция успеха механизмом удержания фиксации на соответствующих этой задаче отражениях. Устойчивость этих отражений в сознании субъекта дает возможность соотносить их с материально-предметными характеристиками объекта и осуществлять необходимые для обеспечения его нормального функционирования воздействия. Изложенные представления о механизмах оперативности психического отражения в профессионально-технической деятельности хорошо согласуются с общепсихологическими представлениями о процессе мышления как аналитико-синтетической деятельности [10]. Любой акт фиксации, как мы видели, приводит к выделению, акцентировке фиксируемого отражения (анализ), через сопоставление между собой разных отражений достигается понимание (синтез), на основе которого происходят дальнейшие акты фиксации и последующие синтезы. Здесь, как и в теории Мышления как процесса, анализ и синтез являются двумя сторонами единого процесса, направляемого мотивами (целями) деятельности и регулируемого эмоциями успеха-неуспеха [1], [10].

 

*

 

Переходя к анализу условий эффективности профессионально-технического обучения, целесообразно выделить две категории механизмов психического отражения, обеспечивающих профессиональную деятельность:

1.  Сформированные в филогенезе механизмы образования и сосуществования множества отражений одного и того же объекта, эффект уменьшения (нивелирования) нефиксированных объектов, непроизвольной фиксации каких-либо из сосуществующих отражений и др.

2.  Формируемые в онтогенетическом развитии человека умения и навыки отражать технический объект в виде динамической системы определенного назначения, соотносить с ним информацию, получаемую от объекта и технической документации, актуализировать знания, необходимые для решения технических задач и т.д. Именно эти механизмы формируются в ходе обучения.

Известно, что профессионально-техническое обучение может быть эффективным лишь при наличии у учащихся положительной мотивации к овладению своей специальностью. В принципе, общие предпосылки для возникновения такой мотивации у учащихся имеются: сам факт учебы в специализированном учебном заведении определяет социальные требования к учащемуся как к человеку, который должен овладеть определенными профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для его последующей профессиональной деятельности. Этим требованиям соответствует система критериев оценки успешности учения и зависимые от них критерии оценки личности учащегося. Но этого недостаточно для поддержания устойчивой положительной мотивации к профессиональному обучению. Так, наше обследование учащихся СПТУ завершающего года обучения (специальность — электромонтажник) показало, что все без исключения учащиеся понимают значимость знаний по предметам профессионально-технического цикла для их будущей профессиональной деятельности. Тем не менее, подавляющее большинство из них изучает эти предметы без интереса, а для многих указанные предметы являются нелюбимыми.

Исключение составляет производственная практика, хотя по своему содержанию она представляет собой, как правило, повторяющиеся и достаточно простые слесарные операции по профилактике, монтажу и демонтажу электротехнических элементов. Как показал анализ, на практике, в отличие от других предметов, результат деятельности учащегося очевиден и, что самое главное, — не отсрочен. Поэтому само достижение этого результата является для учащегося его успехом. Последовательно

 

110

 

повторяющиеся успехи такого рода и создают в конечном счете положительное отношение к практике. Иначе с такими предметами, как например, электротехника и спецтехнология. Знания эти потребуются лишь в неопределенном будущем, а в ходе обучения учащийся лишь изредка получает удовлетворение от понимания какой-либо темы и (или) от оценки преподавателя.

Таким образом, основными условиями формирования и поддержания положительной мотивации в учебной деятельности, требующей усвоения технических знаний, является, с одной стороны, постоянное возникновение у учащегося феномена понимания, а с другой — включенность этого феномена в некоторую структуру значимых мотивов, так как без этого не может возникнуть и поддерживаться устойчивый интерес. Необходимо выяснить, каким образом можно обеспечить названные условия.

Выше понимание рассматривалось в процессе решения технических задач, где оно служит сигналом актуализации необходимых для решения конкретной задачи отражений технического объекта. Такое понимание обеспечивается уже сформированной системой знаний, интеллектуальных умений и навыков. Центральным механизмом процесса, приводящего к пониманию, выступает динамический образ объекта как системы определенного назначения. В этом образе знания об объекте и мотивация деятельности неразделимы, т. к. достижение назначения совпадает с общей целью деятельности. Поэтому на высоких уровнях профессионального мастерства не существует проблем постоянного возникновения феномена понимания и его включенности в значимые мотивы. В учебной, деятельности, за исключением решения доступных учащемуся учебно-технических задач, имеют место ситуации, когда цель деятельности ограничивается усвоением технических знаний.

В этих ситуациях деятельность учащегося направлена на восприятие смысла информации, излагаемой преподавателем, т.е. конкретной целью деятельности является понимание его высказываний. Рассматриваемые ситуации с психологической точки зрения аналогичны обычным ситуациям речевого общения, где осмысление, понимание высказывания происходит через соотнесение его денотатной структуры с денотатной структурой соответствующего ему контекста [2]. Возникновение у учащихся денотатной структуры высказывания не должно вызывать затруднений, т. к. преподаватель обычно пользуется для объяснения хорошо освоенным учащимися языком. Трудности понимания нового материала обусловлены либо несформированностью адекватного ему контекста, либо трудностями актуализации ранее сформированного контекста. Первый из этих случаев обусловлен неподготовленностью учащегося к восприятию нового материала (он просто не знает того, без чего нельзя осмыслить этот материал) и в контексте нашего анализа не представляет интереса. Психологически центральным звеном процесса, приводящего к пониманию нового материала, является актуализация в сознании учащегося соответствующей денотатной структуры технической дисциплины.

 Как можно обеспечить легкость актуализации этих структур? Технические дисциплины, как показывает история техники, возникают из потребностей общества в создании и описании функционирования технических объектов определенного класса. Поэтому любая из технических дисциплин отражает назначение входящих в нее объектов и законы взаимодействия предметов и явлений реального мира, на основе которых обеспечиваются эти назначения, т.е. осуществляется функционирование объектов данного класса. Поскольку все объекты относятся к одному классу, их назначения можно представить в виде иерархической структуры, в которой конкретные технические объекты группируются по некоторому общему признаку своего назначения (например, совокупность электродвигателей разной мощности, рода тока и т.д.), а вершиной этой иерархии является общее назначение класса, рассматриваемого технической дисциплиной (для электротехники —

 

111

 

производство и использование электроэнергии).

Указанная особенность технических дисциплин позволила сделать следующее предположение. Чтобы актуализировался контекст, обеспечивающий понимание нового материала, необходимо:

1)      исходно представить учащимся техническую дисциплину в виде иерархической структуры назначений входящих в нее объектов;

2)      разъяснить связь представленных назначений с их будущей профессиональной деятельностью;

3)      изложение нового материала начинать с напоминания этой структуры и указания в ней тех назначений, способы обеспечения которых будут рассматриваться на текущем занятии.

При этом содержание нового материала приобретет для учащегося личностный смысл, в силу чего его понимание будет переживаться эмоционально и стимулировать интерес к освоению этого материала.

Частичная экспериментальная проверка этой гипотезы заключалась в том, что в одной из групп учащимся II курса СПТУ (специальность электрики) на уроках электротехники при объяснении нового материала особое внимание преподавателем уделялось акцентировке назначений рассматриваемых устройств. При этом не изменялись ни содержание, ни последовательность, ни методические средства изложения материала. Тем не менее у учащихся этой группы улучшилась успеваемость и повысился интерес к урокам электротехники.

Выделенные условия обеспечения устойчивой положительной мотивации профессионального обучения являются одновременно и условиями эффективного формирования механизмов оперативности. Действительно, основой оперативности является способность фиксировать необходимые для решения конкретных задач отражения технического объекта, легко и быстро осуществляя переходы от технических понятий к знаково-символическим формам информации об объекте (техническая документация) и наоборот, а также к материально-предметным характеристикам объекта. В сформированном виде центральным механизмом оперативности является динамический образ объекта как системы определенного назначения.

Главным условием возникновения такого рода образов является раскрытие технического объекта прежде всего как функциональной системы определенного назначения и освоение того, каким образом обеспечивается назначение. Это условие совпадает с главными условиями обеспечения мотивации учащихся — раскрытием системности технических объектов и дисциплин и акцентировкой в ходе обучения системообразующих факторов (назначений технических объектов). Но оперативность предполагает также легкость переходов от образных форм отражения к понятийным и знаково-символическим (техническая документация) и от любой из этих форм к материально-предметным характеристикам объекта. По имеющимся у нас предварительным экспериментальным данным, легкость переходов формируется постепенно в ходе решения реальных или учебных задач по диагностике и устранению неисправностей технического объекта, их наладке и т.д. в условиях, когда решение задач опирается на самостоятельное использование обучающимся технической документации. Именно в ходе решения таких задач возникает способность представить объект как динамическую систему определенного назначения, легко и быстро актуализировать адекватные задаче отражения объекта.

Все более возрастающие темпы технического перевооружения нашего народного хозяйства привели к тому, что через каждые 5—7 лет оказывается необходимой переподготовка специалистов. Успешность и затраты на переподготовку во многом зависят от возможности использования уже имеющихся технических знаний, умений и навыков. В этой связи одним из главных критериев эффективности профессионально-технического обучения является возможность переноса сформированных

 

112

 

знаний, умений и навыков в новые условия деятельности.

Отсутствие переноса знаний в новые условия деятельности достаточно частое явление. В психологической литературе оно чаще всего интерпретируется как недостаточная обобщенность знаний, т.е. недостаточная широта отражения в них межпредметных и внутрипредметных связей и отношений. Такие знаний поэтому могут быть эффективными лишь в ограниченных условиях деятельности.

Среди условий, обеспечивающих мотивацию учебной деятельности и формирование оперативности технического мышления, главными оказались раскрытие перед учащимися технических объектов как систем определенного назначения и того, каким образом обеспечиваются эти назначения. При этом приобретаемые технические знания исходно взаимосвязаны в единую структуру, узловыми точками которой являются назначения. Через эти назначения и актуализируются необходимые для решения конкретных задач знания. Такие знания, очевидно, являются обобщенными в силу их системности, поскольку в них иерархическая структура назначений, свойственная данной профессионально-технической сфере, взаимосвязана с теми межпредметными и внутрипредметными связями и отношениями, которые обеспечивают эти назначения. Поэтому такого рода знания могут быть эффективно использованы при решении широкого класса технических задач.

Подобная базисная обобщенность знаний является хорошей предпосылкой даже для кардинальной переподготовки специалиста, так как лежащая в ее основе системность технических знаний отражает присущую любым техническим объектам системность. Например, переподготовка токаря обычного токарного станка на оператора токарного автомата с числовым программным управлением в случае сформированности у него системности технических знаний психологически значительно более легкая задача, чем для токаря, у которого такая системность не сформирована, так как для первого из них новое оборудование и по назначению, и по принципам действия аналогично старому (за исключением новых функциональных блоков, управляющих процессом включения и отключения, режимами обработки и т.д.), в то время как для второго — это совершенно другое оборудование. Существенной предпосылкой, облегчающей такую переподготовку, является сформированность умений и навыков чтения (понимания) технической документации, одним из главных условий формирования которых является самостоятельное использование технической документации при решении технических задач в ходе обучения.

Изложенные представления об условиях эффективности профессионально-технического обучения требуют широкой экспериментальной проверки, в ходе которой они должны уточняться и конкретизироваться.

 

1. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976. 143 с.

2. Жинкин Н. И., Чистякова Г. Д. Психология понимания содержания текста // Тезисы научных сообщений советских психологов к XXII Международному психологическому конгрессу (часть II). М., 1981. С. 79—81.

3. Зальцман А. М. Влияние структуры панели информации на деятельность оператора // Психологические вопросы регуляции деятельности / Под ред. Д.А. Ошанина, О.А. Конопкина. М.: Педагогика, 1973. С. 56—69.

4. Зальцман А. М. Экспериментальное исследование одного из механизмов полифункциональности слухового восприятия. Сообщения I, II, III // Нов. исслед. в психологии. 1981. № 2. С. 3—6; 1981. № 2. С. 6—10; 1982. № 1. С. 28—32.

5. Зальцман А. М. О механизме звуковысотного слуха // Вопр. психол. 1983. № 2. С. 118— 124.

6. Инженерная психология: Теория, методология, практическое применение / Ред. Б.Ф. Ломов и др. М.: Наука, 1977. 304 с.

7. Миракян А. И. Эффект уменьшения нефиксированного объекта // Психологические вопросы регуляции деятельности / Под ред. Д.А. Ошанина, О.А. Конопкина. М.: Педагогика, 1973. С. 70—86.

8. Миракян А. И. Константно-аконстантное восприятие величин // Вопр. психол. 1975. № 1. С. 39—54.

9. Ошанин Д. А., Зальцман А. М. Об оперативности образа контролируемого процесса // Психологические вопросы регуляции деятельности / Под ред. Д.А. Ошанина, О.А. Конопкина. М.: Педагогика, 1973. С. 13—23.

10. Рубинштейн С. Л. О природе мышления и его составе // Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 71—78.

 

Поступила в редакцию 11.VI 1986 г.



[1] Если зрительная фиксация имеет внешние проявления в виде остановки взгляда на фиксируемом объекте, аккомодации и конвергенции глаз на нем, в слухе — это невидимый процесс, связанный с механизмами слухового внимания — вслушиванием и ориентировочной реакцией на звук.