Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

183

 

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

 

О ПОЛЬЗЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

 

«Круглый стол» по психологическим проблемам развития инициативы и творчества учителя, проведенный в мае 1987 г. журналом «Вопросы психологии», побудил меня, рядового учителя сельской школы, поделиться своими наблюдениями и высказать некоторые предложения об использовании рекомендаций психологической науки в реальной школьной жизни, а также о повышении психологической культуры учителей.

Недостаточная ориентация учителя на практическое использование достижений психологии во многом порождается существующей системой преподавания психологии в вузах и пропаганды психологических знаний. Думаю, что не мешало бы в пединститутах изучать курс социальной и педагогической психологии. Но причина не только в этом: часть учителей занимает по отношению к психологии нейтральную позицию (наука хорошая, но это дело ученых) или даже отрицательную (и без нее обойдемся). О каких индивидуальных особенностях, психологических характеристик учеников тут можно говорить?

Недавно районному руководству понадобился учебник по педагогической психологии — еле нашли. Журнал «Вопросы психологии» (хороший, на мой взгляд), «Психологический журнал» в район поступают по одному экземпляру (их выписываю я), хотя в районе работает около 400 учителей. Книги по психологии печатаются недостаточными тиражами, даже в городах за ними приходится «бегать», а о селе и говорить нечего: сюда эти книги почти не попадают. Да и качество литературы не всегда устраивает: некоторые книги написаны очень уж академично, сухо, не содержат конкретных и четких выводов, которые можно было бы применить на практике. Но есть и очень хорошие книги; хочется сердечно поблагодарить таких авторов, как А.В. Петровский,  Я.Л. Коломинский, В.А.  Крутецкий, А.Б.  Добрович, Р.С.  Немов.

Сейчас создалась парадоксальная ситуация: мы много знаем о том, что делается в космосе, океане, и очень мало — о самом главном: о человеке. Личность ученика в школах изучается недостаточно, сами учащиеся тоже плохо знают свои личностные характеристики. Надо было бы восстановить преподавание психологии в средней школе. Курса «Этика и психология семейной жизни», конечно, явно недостаточно.

Неоправданно долго решается вопрос о введении психологической службы в школе. А ведь она призвана помочь делу обучения и воспитания учащихся.

Слабо ведется пропаганда психологических знаний. Предлагаю совместно с телевидением организовать телевизионную школу психологических знаний, в которой выступали бы известные ученые-психологи, давали консультации, советы. Да и Общество психологов СССР должно намного шире развернуть пропаганду психологических знаний, не перекладывая этой работы на «Знание» и Педобщество. Можно было бы организовать выпуск популярного издания по психологии.

Нужно, чтобы уже в ближайшее время психологическая наука помогала школе.

 

А. П. Рак

учитель Владимировской

средней школы (Днепропетровская обл.)

 

О СОЗДАНИИ СОЮЗА ПРАКТИЧЕСКИХ ПСИХОЛОГОВ

 

Идея создания союза практических психологов, предложенная Л.А. Раздиховским в статье «О практической деятельности в области психологии» (Вопр. психол. 1987. № 3), представляется чрезвычайно плодотворной и актуальной. На мой взгляд, автор очень хорошо показал противоречия, которые существуют между академической и практической психологией, и дал точный анализ ситуации, в которой находятся сегодня практические психологи в СССР.

Вчерашние выпускники факультетов психологии, получившие направление на практическую работу, оказываются в сложном положении. Мне это хорошо известно как по собственному опыту, так и по опыту

 

184

 

моих коллег. К сожалению, даже на факультете психологии ЛГУ, традиционно отличающемся своей практической направленностью, значительно больше внимания уделяется теоретическим аспектам подготовки студентов (даже в таких вопросах, как психодиагностика, психотерапия и т.д.). Тем самым их ориентируют на последующую научную деятельность, но абсолютному большинству выпускников приходится работать в практических областях.

Есть еще один немаловажный аспект работы практического психолога. Если в НИИ и других академических учреждениях молодой специалист имеет научного руководителя и окружен коллективом опытных сотрудников, то, попав на работу, связанную с практической деятельностью, выпускник вынужден решать свои задачи один или, в лучшем случае, в небольшой замкнутой группе. Кроме того, академические учреждения сосредоточены в крупных научных центрах страны, а психологи работают сегодня уже практически везде.

Научные теории, созданные в тиши кабинетов, часто слишком абстрактны и академичны, а с другой стороны, очевидно, что не все наши психологи-практики обладают способностями 3. Фрейда или К. Роджерса и их стихийные рабочие теории не всегда эффективны. Все это нередко приводит к дискредитации возможностей психологической науки в глазах потребителей (руководителей производства, посетителей психологических кабинетов и других).

Таким образом, создание союза практических психологов (или, может быть, ассоциации практических психологов в рамках Общества психологов СССР) и его последующая деятельность, направленная на изучение и распространение лучшего опыта психологов-практиков, позволили бы резко повысить практическую отдачу психологической науки и значительно увеличить ее реальный вклад в решение задачи революционной перестройки нашего общества, выдвинутой XXVII съездом КПСС.

 

А.Б. Балунов

психолог

Ленинград