Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

175

 

СОВРЕМЕННЫЙ ПОДРОСТОК В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ

 

Ш.А. АМОНАШВИЛИ

Тбилиси

 

Психология современного подростка / под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Педагогика, 1987. 240 с.

 

Подростковый возраст — один из самых сложных периодов онтогенеза человека. Исследование этого периода — актуальнейшая проблема возрастной психологии. В рецензируемой монографии систематизируются

 

176

 

и обобщаются полученные за последние годы данные, углубляющие и развивающие концепцию подросткового возраста, разработанную Д.И. Фельдштейном. В ее основе лежит представление об общественно полезной деятельности как ведущем типе деятельности подросткового возраста; эта концепция была подробно изложена в книге Д.И. Фельдштейна «Психологические основы общественно полезной деятельности подростков» (1982). На основе богатого экспериментального материала авторам удалось воссоздать достаточно полную картину личностного развития подростка, живущего в современном социалистическом обществе и включенного в самые разнообразные сферы деятельности и общения.

В монографии критически рассматриваются традиционная проблематика и концептуальные модели подросткового периода развития как в советской, так и в зарубежной психологии. Авторы убедительно показывают, что ни одна из зарубежных концепций не оказалась способной раскрыть общественно-историческую природу возрастного развития. Это становится возможным только на основе диалектико-материалистического подхода, который был последовательно осуществлен советскими психологами, разработавшими теорию психического развития ребенка на деятельностной основе, с выделением ведущего типа деятельности, присущего каждому этапу онтогенеза (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Д.И. Фельдштейн, М.И. Лисина и другие). Эта теория, являясь отправной точкой для исследовательских разработок авторского коллектива монографии, получает в ней свое дальнейшее осмысление и творческое развитие.

Конкретизация теоретических положений осуществляется с помощью изучения основных закономерностей деятельностного опосредствования личностного развития подростка. Убедительно показано, что воспитание таких качеств личности, как социальная активность, ответственность, возможно только в условиях общественно полезной деятельности. Вместе с тем становится особенно очевидной необходимость большей операционализации этих положений, их инструментовки для педагогов-практиков.

Экспериментально показано, что предпосылки для целенаправленного формирования общественно полезной деятельности могут быть сформированы уже в младшем школьном возрасте в рамках учебной деятельности. Установлено, что учебная деятельность подростков должна организоваться как один из видов общественно полезной деятельности. Если же этого не происходит, то дети, вступая в подростковый возраст, начинают испытывать неудовлетворенность учебной деятельностью, в их отношении к ней происходит резкий спад. Именно на этом узловом психолого-педагогическом моменте следовало бы сосредоточить большее внимание исследователей, раскрыть механизмы оптимизации познавательной и социальной активности подростка.

Интересный не только в научном, но и в практическом педагогическом плане материал монографии демонстрирует особенности развития самосознания подростка, в том числе его самооценки, ценностных ориентаций, осознание ребенком своего «я» в системе общества.

Особое место в книге занимают данные о зависимости преобладающих форм общения детей от степени их включенности в общественно полезную деятельность. Показано, что такая включенность обеспечивает значительный рост социально ориентированной формы (в отличие от интимно-личностной и стихийно-групповой форм) общения у подростков, и это обеспечивает возможности совершенствования воспитательного процесса. Представляется, что в последующих работах авторского коллектива следует сделать акцент на определении условий интенсификации личностного развития школьников.

В монографии проанализирована и экспериментально изучена мотивационная структура разных видов деятельности подростков (учебной, трудовой, организационно-общественной). Выявлено, что более чем у трети подростков, не включенных в развернутую систему общественно полезной деятельности, преобладают мотивы самоутверждения и прагматической выгоды; у такого же количества подростков ориентация на группу оказывается действеннее ориентации на общественную пользу. Таким образом, у значительного числа детей коллективистическая мотивация оказывается несформированной. Аналогичные данные получены и при исследовании социальной активности подростков, что прямо указывает на то, в каком направлении важно развивать комплексную работу психологов и педагогов.

Очень важным и актуальным представляется материал по личностному и профессиональному самоопределению подростков, выявленные возможности целенаправленного воздействия на ускорение этого процесса.

Главный недостаток монографии заключается

 

177

 

в том, что в ней практически не получили освещения наиболее остро стоящие сегодня проблемы подросткового возраста, такие как наркомания, проституция, появление многочисленных неформальных объединении и т.д. Разумеется, здесь есть опасность в погоне за «модной» темой пойти по пути скороспелых, опирающихся лишь на здравый смысл исследований. Но, думается, такая опасность не грозит коллективу авторов книги. Тем более желательным было бы их обращение к столь животрепещущим вопросам. Отметим еще, что данная проблематика имеет не только большое прикладное значение, не только гарантирует интерес широкого круга читателей к монографии (отсутствие материалов по данным темам разочаровывает читателя). Эти проблемы, если всерьез к ним отнестись, в свою очередь предполагают и новый ракурс рассмотрения фундаментальных психологических проблем, о которых говорится в монографии, в частности проблемы социальной ответственности. Таким образом, хотелось бы порекомендовать авторам обратить пристальное внимание на те новые, в том числе негативные, явления в подростковой среде, которые так подробно (и зачастую неглубоко) обсуждаются средствами массовой информации.

Рецензируемая книга является серьезным шагом на пути решения важнейших проблем возрастной и педагогической психологии. Четко выраженная практическая направленность монографии обеспечивает возможность прямого использования представленных в ней материалов для научно обоснованного построения воспитательного процесса в массовой школе.