Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

168

 

КОРОТКО О КНИГАХ

 

РУМЫНСКОЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОЗРЕНИЕ стр.169

ПОДСОЗНАТЕЛЬНОЕ В МЕДИЦИНЕ стр. 170

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА: ЛОЖНАЯ АЛЬТЕРНАТИВА стр. 171

НЕЙРОЛИНГВИСТИКА И АФАЗИЯ стр. 172

 

СОДЕРЖАНИЕ, СТРУКТУРА И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

 

Odehnal J., Severová M. Obsah, struktura a psychické řísení lidské ěinnosti. Praha: Univerzita Karlova, 1986. 384 s.

 

Книга чехословацких авторов Я. Одегнала и M. Северовой представляет собой итог многолетних исследований проблемы деятельности человека с целью создания общей картины деятельности. Работа основана на наблюдениях авторов за различными видами деятельности человека. Многие ранее опубликованные исследования по этой теме проведены авторами также совместно. Они анализировали обычную деятельность, протекающую в естественных условиях жизни. Прежде всего изучались относительно простые виды деятельности детей; полученные данные сопоставлялись с информацией о более сложном поведении взрослых.

Рассматриваемая книга включает пять частей, разбитых на главы, а также краткие введение и заключение. В первой части поставлены общие вопросы человеческой деятельности. Авторы выделяют три ее основных структурных образования: 1) отдельные единицы деятельности, 2) их интеграция в тех или иных образованиях деятельности, куда входят многие единицы, 3) объединение всех видов деятельности индивида в непрерывный поток деятельности.

Во второй части рассматривается поток деятельности, основные его элементы, анализируются связи, объединяющие эти элементы. Приводятся гипотезы о психических процессах, регулирующих включение отдельных видов деятельности в поток активности.

Центральными в книге являются третья и четвертая части, посвященные анализу единиц деятельности. В отдельных главах третьей части обсуждаются вышеуказанные структурные образования, а также их интеграция в общее содержание деятельности.

Основное внимание уделяется предметному содержанию, от которого зависят все остальные составляющие содержания деятельности. Деятельность, рассмотренная в аспекте ее предметного содержания, представляет собой процесс взаимодействия субъекта с объектом деятельности, посредством которого достигается определенный результат, способный удовлетворить какую-либо потребность индивида. В основе мотивационного содержания деятельности лежит зависимость существования индивида от условий, в которых он находится, и от постоянно меняющегося отношения индивида к данным условиям. Источником мотивационных процессов являются актуализированные потребности. Мотивированная ими деятельность приводит к удовлетворению данных потребностей и, кроме того, она может оказывать целый ряд других воздействий на мотивацию индивида.

Выделение аспекта социальных отношений в общем содержании деятельности обусловлено тем, что посредством деятельности реализуются актуальные социальные отношения индивида. Однако в той мере, в какой основу его актуальных социальных отношений составляют стойкие социальные отношения, через деятельность реализуются также эти последние. Актуальные социальные отношения могут осуществляться или непосредственно в форме социальных

 

169

 

взаимодействий индивида с другими лицами, или опосредствованно в форме деятельности индивида.

Содержание деятельности, которое авторы называют формативным (т.е. направленным на формирование, построение самой деятельности), состоит в том, что при актуальном выполнении деятельности происходят определенные изменения не только в ней самой, но и в установках индивида по отношению к данной деятельности. Авторы анализируют, как изменяется формативное содержание деятельности в процессе обучения. Отдельные составляющие содержания интегрируются в общее содержание деятельности, в рамках которого они соединены друг с другом специфическими взаимоотношениями.

Четвертая часть посвящена структуре протекания отдельных процессов деятельности (единиц) и психическому управлению ими. Общий результат, производимый единицами деятельности, реализуется постепенно при помощи создания отдельных частных результатов. Иерархической системе отдельных результатов, интегрированных в общий результат деятельности, соответствует, таким образом, иерархически упорядоченная система звеньев деятельности, объединенных в общее протекание деятельности.

В последней части работы рассматривается, как отдельные единицы деятельности объединяются с другими единицами.

Данная работа представляет собой в какой-то степени традиционный для чехословацких психологов подход к рассмотрению проблемы деятельности и делает определенный шаг вперед в развитии этой области исследований. Этот подход состоит главным образом в возможно более полном выделении различных составляющих деятельности, рассмотрении каждого из них в отдельности и затем уже на этой основе — попытке интеграции этих элементов в рамках единого процесса деятельности.

 

Е. В. Щедрина

Москва