Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

83

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ

УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ИЗБРАННОЙ ПРОФЕССИЕЙ

 

А.А. РЕАН

 

Перед школой поставлена задача перехода ко всеобщему профессиональному образованию. По мере движения в этом направлении будет происходить дальнейшее развитие и сближение, а в перспективе слияние профессиональной и общеобразовательной школы. В связи с этим важны исследования отношения учащихся СПТУ к осваиваемой профессии, динамики формирования этого отношения в процессе обучения, его влияния на учебную успешность и эффективность профессиональной подготовки.

В круг психологических проблем, связанных с этими исследованиями, входят изучение удовлетворенности профессией от курса к курсу; анализ влияния различных факторов (психолого-педагогических, социально-психологических, дифференциально-психологических, в том числе и половозрастных и др.) на формирование профессиональной мотивации.

Кроме прямой зависимости между удовлетворенностью профессией и успешностью учебной деятельности1, существует и обратная зависимость, когда на удовлетворенность профессиональным обучением влияют содержание, методы, межличностные отношения в группе и др. При этом подчеркнем, что если диагностика отношения к профессии, выявление внутренних причин, его обусловливающих, представляют собой собственно психологическую проблему, то формирование отношения к профессии не может считаться лишь компетенцией педагогической психологии. Акцентируя внимание на роли психологии в процессе профессионального самоопределения молодежи, Е.А. Климов справедливо считает, что существенные сдвиги в сознании молодежи невозможны без изменения реальных условий труда в материальном производстве, без повышения культуры самого производства [4]. Лишь такой подход, с нашей точки зрения, методологически выдержан.

Удовлетворенность профессией является тем интегративным показателем, который отражает отношение субъекта к избранной профессии. От профессиональной удовлетворенности прямо зависит удовлетворенность трудом, хотя последняя и определяется многими факторами [2]. Т.В. Кудрявцев и другие отмечали, что низкая удовлетворенность профессией в значительном числе случаев является причиной текучести кадров. Кроме того, от удовлетворенности избранной профессией, уровня профессионализма в немалой степени зависит и психическое здоровье человека. Низкая удовлетворенность профессией в процессе профессионального обучения вероятнее всего приводит и к ее освоению на поверхностном уровне. А это, в свою очередь, вызывает психические перегрузки даже при умеренно напряженной профессиональной деятельности [17].

В данной статье излагаются результаты экспериментального изучения удовлетворенности профессией, ее влияния на процесс профессионального обучения. В эксперименте участвовали 65 учащихся первого года обучения в СПТУ и 54 студента III курса физического факультета университета. Все исследование на обеих выборках строилось по единым методикам. Такой подход к проблеме позволил реализовать преемственность ее исследования на разных возрастных этапах [11].

Удовлетворенность профессией мы определяли по методике, предложенной В.А. Ядовым и Н.В. Кузьминой [19], [13]. Для определения коэффициента удовлетворенности (I) использовались несколько связанных

 

84

 

между собой вопросов, которые помещались на разных страницах опросника, для того чтобы респондент не соотносил их между собой. По нашим данным, удовлетворенность рабочими профессиями значительно выше у юношей, чем у девушек, причем даже в том случае, когда осваиваемые девушками специальности были более престижными по сравнению с теми специальностями, которые осваивали юноши.

Специальное исследование было посвящено изучению зависимости успеваемости учащихся по общеобразовательным предметам от уровня удовлетворенности профессией. I группу (24 человека) составили хорошо успевающие учащиеся, II (41 человек) — слабоуспевающие. Сопоставление полученных данных по индексу удовлетворенности профессией (I) в двух группах не выявило различий между ними. Хотя абсолютные значения индексов отличались, разница между ними оказалась статистически недостоверной на 5 % уровне значимости.

Таким образом, успеваемость по общеобразовательным дисциплинам никак не связана с удовлетворенностью избранной профессией, что объясняется вполне объективными причинами, коренящимися в оторванности общего образования в СПТУ от цели профессиональной подготовки. К этому добавляются не оправдавшиеся надежды учащихся на «лучшую жизнь в СПТУ», порожденные сложившимся стереотипом их негативного отношения к школьным предметам [7].

Аналогичные данные, отражающие отсутствие связи между удовлетворенностью осваиваемой профессией и успеваемостью по общеобразовательным предметам, получены и на материале высшей школы. При исследовании причин отсева в вузах РСФСР оказалось, что наибольший отсев связан с неуспеваемостью не по специальным предметам, а по общеобразовательным, причем установлено, что степень удовлетворенности профессией не влияет на характер отношения к этим предметам [8]. Изменение сложившейся ситуации, по нашему мнению, возможно лишь на основе контекстного обучения, когда создается целевая ориентация.

Удовлетворенность профессией у студентов, как установлено в ряде исследований [12], в том числе и в наших ([15], [16]), является максимальной на I курсе, а в дальнейшем имеет тенденцию к незначительному снижению. Интерпретация этого факта различна: указываются как объективные причины (уровень преподавания в конкретном вузе), так и субъективные (по мере учебы выявляются теневые стороны будущей специальности). Однако, несмотря на то, что удовлетворенность профессией на выпускном курсе ниже, чем на I курсе, величина индекса (I) не принимает отрицательных значений [16].

Аналогичное положение наблюдается и в СПТУ, где свыше 60 % выпускников удовлетворены профессией [14]. Для изучения причин, определяющих позитивное или негативное отношение к профессии, мы применили методику, согласно которой учащимся предлагалось осуществить ряд выборов причин привлекательности или непривлекательности избранной профессии [13]. По существу речь шла о мотивах выбора. Для выявления ведущих мотивов рассчитывался коэффициент значимости (КЗ), величина которого могла колебаться от +1, до —1.

Вычисление КЗ показало, что устойчиво высокое значение во всех выборках учащихся СПТУ (варьировались специальность, успеваемость по общеобразовательным дисциплинам, пол) имеет фактор общественной важности профессии. Соответствующий ему коэффициент значимости колебался в пределах К3=0,70¸0,78, что выводило данный фактор на I—II ранговые места.

На первый взгляд наши данные не согласуются с результатами исследования венгерского психолога И. Данча. Он отмечает, что признание избранной профессии окружающими людьми не имеет субъективной значимости для учащихся СПТУ [1]. Но, видимо, дело заключается в том, что общественная престижность профессии и ее

 

85

 

общественная значимость понятия не идентичные, хотя и близкие. Аналогичные данные получены нами и по выборке студентов вуза, где фактор общественной важности занимал I ранговое место. Таким образом, объективное признание и субъективное понимание учащимися общественной значимости профессии существенным образом влияет на удовлетворенность выбором, а следовательно, способствует профессиональной стабилизации.

Другой важный фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности и теми возможностями, которые предоставляет для этого работа по специальности. У студентов вуза этот фактор занимает IV ранговое место (К3=0,28¸0,30), а в более раннем нашем исследовании, где выборку составили студенты ленинградского университета, ему принадлежат I—II ранговые места (К3=0,72). Примечательно, что и у учащихся СПТУ данный фактор также занимает одно из наиболее важных мест. И хотя успевающие и неуспевающие учащиеся оценивают его по-разному, в целом его субъективная значимость в обеих выборках остается высокой: в первом случае — II ранг (К3==0,43), во втором — IV (К3==0,15). Эти результаты показывают, что у современной молодежи ориентация на творчество в будущей профессиональной деятельности — независимо от ее специфики и содержания — четко выражена. Ожидание творческих элементов в профессии, усмотрение творческих начал в ней обусловливают отношение к профессии, влияют на ее выбор и удовлетворенность. При этом такие тенденции проявляются, как видим, не только в высшей школе, но и в СПТУ. Большинство учащихся надеются на возможность проявить творчество в своей будущей профессиональной деятельности. И хотя от содержания профессиональной деятельности в этом плане многое зависит, так как разные профессии и разные «трудовые посты» предоставляют неравные возможности для творчества [5], все же любая деятельность включает элементы творчества [9]. Будет ли в реальности реализован этот мотив — быть или не быть профессии творческой - зависит от самой личности специалиста [10]. Вот почему формирование творческого отношения к различным видам профессиональной деятельности — необходимое звено педагогической работы. Сформулированное Е.А. Климовым положение о воспитании равного уважения к разным видам профессионального труда, недопустимость превознесения одних профессий перед другими [5] представляется глубоко обоснованным. При этом обоснованность его, с нашей точки зрения, отражает не только социально-этические нормы нашего общества, но и связана с теми психологическими представлениями о моментах творчества в любой профессии, которые изложены выше.

К числу факторов, которые имеют отрицательный вес, т.е. названы учащимися СПТУ в качестве непривлекательных аспектов профессии, относится фактор физического переутомления (К3=—0,33¸0,70). Причем указания на это одинаково часто встречаются в выборках юношей и девушек.

В группе студентов вуза коэффициент значимости названного фактора невысок (К3=—0,04), что свидетельствует, на первый взгляд, об отсутствии опасения физического переутомления в своей будущей профессиональной деятельности. Однако приведенный показатель в действительности отражает разные, противоположные мнения по этому фактору: примерно 33 % членов группы очень высоко оценили данный фактор, остальные — низко.

Среди других значимых факторов, которые, однако, имеют разный вес в выборках вуза и СПТУ, можно назвать: соответствие (субъективная оценка) работы индивидуальным особенностям личности (способности, характер); наличие или отсутствие работы с людьми (релятивный фактор, который выступает и в качестве достоинства, и в качестве недостатка профессии); фактор зарплаты. Последний фактор не имеет существенного

 

86

 

веса в выборке девушек учащихся СПТУ, в выборке юношей его значимость высока — делит I и II ранговые места (стандартизированный ранг 1,5)2 . У студентов вуза фактор зарплаты входит в число значимых.

Таблица 1

 

Общая структура профессиональных интересов в группе учащихся СПТУ

с низкой удовлетворенностью профессией

 

Значимость профессии

Тип профессии

Человек —

природа

Человек—

техника

Человек—человек

Человек —знаковая система

Человек —

художест. образ

Сумма рангов Итоговый ранг

131

III

156,5

V

91

II

148,5

IV

56

I

Примечание. Результаты каждого листа ответов ДДО ранжировались, затем находилась сумма рангов для всей группы. Итоговый ранг - результат вторичного ранжирования.

 

Как видим, далеко не все факторы имеют одинаковую значимость. И все-таки, несмотря на это, уровень удовлетворенности профессией можно прогнозировать. Очевидно, эффективность такого прогноза определяется тем комплексом методик, которые будут применены для диагностики интересов и склонностей личности учащегося, его установок и ценностных ориентаций, а также характерологических особенностей.

С целью установления возможности прогнозировать низкую удовлетворенность избранной профессией было проведено специальное исследование. Для эксперимента мы отобрали 40 учащихся СПТУ, характеризующихся низкой удовлетворенностью. Этому предшествовала их диагностика по методике В.А. Ядова и Н.В. Кузьминой. С помощью дифференциально-диагностического опросника (ДДО) Е.А. Климова [3] определялись профессиональные интересы. Результаты исследования приведены в табл. 1 и 2. Как видно из таблиц, низкую удовлетворенность избранной профессией вполне надежно можно было бы прогнозировать еще до поступления учащихся в СПТУ. Опросник ДДО оказался бы здесь вполне адекватным и достаточным методом, так как наибольший интерес учащихся данной группы представляли профессии типа «человек— художественный образ» и «человек— человек», т.е. их интересы (в 90 % случаев — см. табл. 2) лежали вне сферы избранной профессии, которая относится к типам «человек — знаковая система» и «человек — техника» (наборщики машинные и ручные, печатники и т.д.). Причем профессии, связанные с техникой, у 55 % учащихся вызывали активное неприятие. Было выявлено лишь два человека, доминирующие интересы которых связаны с техникой, столько же имели преимущественную ориентацию па профессии типа «человек — знаковая система». Совершенно очевидно, что это вполне определенным образом скажется как на уровне профессионального обучения, так и на эффективности профессиональной деятельности.

В процессе бесед и интервью выяснилось, что во многих случаях выбор был осуществлен при очень слабом представлении о профессии. Показательно в связи с этим почти курьезное высказывание учащейся М.: «Я думала, что профессия печатника связана с работой на пишущей машинке». Такое понимание профессии делало ее выбор обоснованным, так как профессия секретаря-машинистки относится одновременно и к типу «человек — знаковая система» и к типу «человек - человек». Интересы, связанные с последним типом профессий, как раз и оказались ведущими у М. Но, к сожалению, профессия печатника не имеет ничего общего с профессией машинистки.

Несомненное значение представляет и выяснение соответствия характерологических особенностей личности требованиям профессии [6]. Однако следует с осторожностью подходить к утверждению о том, что характерологические особенности всегда доминируют

 

87

 

над профессиональными интересами. С одной стороны, характерологические особенности в целом более устойчивы, чем интересы [6], но, с другой стороны, ярко выраженные профессиональные интересы, как элемент в общей структуре мотивации личности [18], существенным образом влияют на удовлетворенность профессией, а следовательно, на продуктивность обучения.

Таблица 2

 

Полярные выборы (максимальная привлекательность и отрицательное отношение) в профессиональных интересах учащихся СПТУ

с низкой удовлетворенностью профессией

 

Отношение к профессии

Тип профессии

Человек — природа

Человек — техника

Человек — человек

Человек — знаковая система

Человек художест. образ

Доминирующий интерес (абсолютный показатель)

5

2

12

2

20

То же в %

12,5

5,0

30,0

5,0

50,0

Отрицательное отношение к профессии (абсолютный показатель)

14

22

5

24

2

То же в %

35,0

55,0

12,5

60,0

5,0

Примечание. Сумма процентов больше 100, так как возможны случаи одновременного доминирования двух типов профессии.

 

В целом мы считаем, что отношение к профессии, мотивы ее выбора (отражающие потребности, интересы, убеждения, идеалы [18; 24—25]) являются чрезвычайно важными (а при некоторых условиях и определяющими) факторами в отношении успешности профессионального обучения. Поэтому принципиальное значение имеет замечание В.Д. Шадрикова о том, что «принятие профессии порождает желание выполнить ее определенным образом, порождает определенную детерминирующую тенденцию и служит исходным моментом формирования психологической системы деятельности» [18; 37]. При этом понятно, что и абсолютно разрывать интересы и возможности вряд ли целесообразно. Не случайно поэтому в процесс принятия профессии включается анализ как мотивов, так и собственных способностей [там же].

Таким образом, проблема формирования устойчивого позитивного отношения к профессии является одним из актуальных вопросов психологии профессионального обучения. Внутри нее еще немало нерешенных задач. Однако в силу требований, предъявляемых к личности в условиях научно-технического прогресса о перманентном профессиональном образовании, постоянном профессиональном совершенствовании, дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большее значение.

 

1. Данч И. Изменение профессиональной установки молодых рабочих // Вопр. психол. 1985. № 4. С. 162—164.

2. Замфир К. Удовлетворенность трудом: Пер. с румын. М., 1983. 142 с.

3. Климов Е. А. Как выбирать профессию. М., 1984. 160 с.

4. Климов Е. А. Профориентация и психология // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1985. № 1. С. 3—6.

5. Климов Е. А. Некоторые психологические принципы подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопр. психол. 1985. № 4. С. 5-8.

6. Кудрявцев Т. В., Сухарев А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопр. психол. 1985. № 1. С. 86—93.

7. Кузьмина Н. В. Проблемы психологии профессионально-технического образования как объект комплексных исследований // Психол. журн. 1982. Т. 3. № 5. С. 146—154.

8. Кузьмина Н. В. О педагогических факторах учебной успеваемости студентов // Вестн. ЛГУ. Серия Эконом., филос., право. № 23. Вып. 4. С. 76—84.

9. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 445 с.

10. Матюшкин А. М. Психологические проблемы трудового воспитания школьников // Вопр. психол. 1985. № 4. С. 46-47.

 

 

88

 

11. Матюшкин А. М., Кузьмина Н. В. Современное состояние и задачи детской, возрастной и педагогической психологии // Вопр. психол. 1983. № 6. С. 5—15.

12. Молодежь и высшее образование в социалистических странах / Под ред. Ф.Р. Филиппова, П.Э. Митева. М., 1984. 141 с.

13. Основы вузовской педагогики / Под ред. Н.В. Кузьминой. Л., 1972. 311 с.

14. Рабочий и инженер / Под ред. О.И. Шкаратана. М., 1985. 271 с.

15. Реан А. А. Формирование творческой личности специалиста в вузе (мотивационный и когнитивный аспекты) // Психологические проблемы индивидуальности: Тезисы. М., 1983. С. 77.

16. Реан А. А. Психолого-дидактические аспекты подготовки специалистов в высшей школе // Психолого-педагогические проблемы подготовки инженера. Казань, 1985. С. 79—80

17. Человек, производство, управление / Под ред. А.А. Крылова, В.П. Сочивко. Л., 1982. 174 с.

18. Шадриков В. Д. Проблемы системогене за профессиональной деятельности. М., 1982. 185 с.

19. Ядов В. А. Методология и техника социологического исследования. Тарту, 1969. 227 с.

 

Поступила в редакцию 5.V 1986 г.

 



1 В некоторых случаях повышение удовлетворенности профессией не приводит к повышению успеваемости. Об этом будет сказано ниже.

2 По данным И. Данча, этот фактор занимает I место [1]. Сведении о структуре выборки по полу в его работе не представлено.