Вы находитесь на сайте журнала "Вопросы психологии" в девятнадцатилетнем ресурсе (1980-1998 гг.).  Заглавная страница ресурса... 

180

 

ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ

 

ПСИХОДИАГНОСТИКА И ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

 

В соответствии с документами о школьной реформе студенты педагогических вузов изучают курс «Профессиональная ориентация школьников». Однако в читаемом курсе весьма незначительное внимание уделяется психодиагностике, что снижает его эффективность. С 1 сентября 1987 г. в общеобразовательной школе введена новая учебная дисциплина «Основы производства. Выбор профессии». Чтобы улучшить трудовое воспитание и профессиональное самоопределение растущего человека, следует предусмотреть рассмотрение психодиагностических проблем на семинарах для учителей,

 

181

 

педагогов-организаторов внешкольных учреждений, руководителей кружков с целью обучения их работе по предварительной психодиагностике. Необходимо упорядочить изучение ее и в педагогических вузах: при изучении курса общей психологии провести лабораторную работу по теме «Способности и профориентация», где бы нашли отражение и проблемы психодиагностики, уделить внимание вопросам психодиагностики на лабораторных занятиях (с учетом посещения студентами школы) по курсу «Возрастная и педагогическая психология».

Особого внимания требует курс «Профориентация и методика профориентационной работы» для специальности № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд». Количество часов, отводимых в нем теме «Предварительная профессиональная диагностика и методика изучения личности школьника», слишком мало для педагога, который должен вести новый предмет в школе.

Для специальностей «Математика и физика», «Математика и информатика» в учебном плане вообще не предусмотрены лабораторные занятия. На других факультетах (например, физического воспитания) профориентация изучается как спецкурс с ограниченным числом часов, без лабораторных занятий, что не дает возможности рассмотреть вопросы изучения личности школьника и проблемы психодиагностики.

Новая программа по педагогической практике в общеобразовательной школе для всех студентов с первого по выпускной курс также не предусматривает необходимых заданий по профориентации, и в частности по психодиагностике. Все это необходимо исправить при корректировке учебных планов.

Учителя труда, которые проходили переподготовку при Ворошиловградском областном институте усовершенствования учителей, единодушно высказались о необходимости в самые сжатые сроки издать пособие по психодиагностике. Опубликованные работы (Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981; Гуревич К.М. Что такое психологическая диагностика. М.: Знание, 1985) разошлись мгновенно, учителя их не имеют. Вопрос об издании содержательного и доступного пособия необходимо решать оперативно. В этом заинтересованы студенты педвузов, педагоги общеобразовательной и профессиональной школы.

 

С. И. Равикович

г. Шевченко