180
ИЗ РЕДАКЦИОННОЙ ПОЧТЫ
ПСИХОДИАГНОСТИКА И
ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В соответствии с документами о школьной реформе
студенты педагогических вузов изучают курс «Профессиональная ориентация
школьников». Однако в читаемом курсе весьма незначительное внимание уделяется
психодиагностике, что снижает его эффективность. С 1 сентября 1987 г. в
общеобразовательной школе введена новая учебная дисциплина «Основы
производства. Выбор профессии». Чтобы улучшить трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение растущего человека, следует предусмотреть
рассмотрение психодиагностических проблем на семинарах для учителей,
181
педагогов-организаторов внешкольных учреждений,
руководителей кружков с целью обучения их работе по
предварительной психодиагностике. Необходимо упорядочить изучение ее и в педагогических вузах: при изучении курса общей
психологии провести лабораторную работу по теме «Способности и профориентация»,
где бы нашли отражение и проблемы психодиагностики, уделить внимание вопросам
психодиагностики на лабораторных занятиях (с учетом посещения студентами школы)
по курсу «Возрастная и педагогическая психология».
Особого внимания требует
курс «Профориентация и методика профориентационной
работы» для специальности № 2120 «Общетехнические дисциплины и труд».
Количество часов, отводимых в нем теме «Предварительная профессиональная
диагностика и методика изучения личности школьника», слишком мало для педагога,
который должен вести новый предмет в школе.
Для специальностей
«Математика и физика», «Математика и информатика» в учебном плане вообще не
предусмотрены лабораторные занятия. На других факультетах (например,
физического воспитания) профориентация изучается как спецкурс с ограниченным
числом часов, без лабораторных занятий, что не дает возможности рассмотреть
вопросы изучения личности школьника и проблемы психодиагностики.
Новая программа по педагогической практике в общеобразовательной школе для всех
студентов с первого по выпускной курс также не предусматривает
необходимых заданий по профориентации, и в частности по психодиагностике. Все
это необходимо исправить при корректировке учебных планов.
Учителя труда, которые
проходили переподготовку при Ворошиловградском
областном институте усовершенствования учителей, единодушно высказались о
необходимости в самые сжатые сроки издать пособие по психодиагностике. Опубликованные работы (Психологическая диагностика: Проблемы
и исследования / Под ред. К.М. Гуревича. М., 1981; Гуревич
К.М. Что такое психологическая диагностика. М.: Знание, 1985) разошлись мгновенно, учителя их не имеют.
Вопрос об издании содержательного и доступного пособия необходимо решать
оперативно. В этом заинтересованы студенты педвузов, педагоги
общеобразовательной и профессиональной школы.
С. И. Равикович
г. Шевченко